В результате тайного голосования в Международном олимпийском комитете (МОК) Пекин на четыре голоса обошел Алма-Ату и был назван столицей зимних Игр 2022 года. В 2008 году в Китае прошли XXIX летние Олимпийские игры, и теперь Пекин станет первым городом, принимавшим у себя и летнюю, и зимнюю Олимпиаду.
Медвежья помощь России
Выборы состоялись в рамках очередной, 128-й сессии МОК в малайзийском Куала-Лумпуре. За столицу Китая проголосовали 44 члена комитета, за Казахстан — 40. Один воздержался. Таким образом, Пекин не только стал первым в истории олимпийского движения городом, в котором с достаточно коротким интервалом в 14 лет пройдут и летние, и зимние Игры, но и закрепил рекордную тенденцию — Олимпиада в третий раз подряд состоится в Азии. Игры-2018 примет корейский Пхенчхан, а в 2020-м — японский Токио.
По мнению специалистов, одна из основных причин поражения Алма-Аты — то, что в 2014 году Игры состоялись в Краснодарском крае, регионе, практически соседствующем с Казахстаном. Да и сама республика в умах большинства иностранцев до сих пор прочно ассоциируется с СССР и его наследницей Россией. Кроме того, серьезно сказался куда меньший по сравнению с Китаем спортивный авторитет среднеазиатской республики.
Помимо всего прочего, китайцы предоставили куда более серьезные финансовые гарантии. По данным казахстанских властей, прямые затраты на проведение зимней Олимпиады могли бы составить 1,7 миллиарда долларов. Заявленный же бюджет Китая — 3,9 миллиарда. Немаловажно и то, что китайцы располагают куда более богатой спортивной инфраструктурой, оставшейся после Игр-2008.
При этом члены МОК закрыли глаза на немаловажное обстоятельство: в Казахстане более подходящий для зимних Игр климат. В Китае снег местные жители за редким исключением видят только в горах. Так Международный комитет продолжил свою «южную» линию — с каждым разом «белые» Игры все больше смещаются к экватору. Спортивных чиновников не смутила и плачевная ситуация с экологией — Пекин считается одним из самых загрязненных городов мира.
Кроме того, выборщики не учли одно из несомненных преимуществ казахской заявки, касающееся удаленности объектов. Все ключевые сооружения в Алма-Ате находятся в радиусе 32 километров от Олимпийской деревни. По плану же Китая, Игры будут проходить сразу в трех местах: Центральном Пекине (церемония открытия, фигурное катание, шорт-трек, хоккей, керлинг, конькобежный спорт), северо-западном пекинском уезде Яньцин (горнолыжный спорт, бобслей, санный спорт, скелетон) и в городе Чжанцзякоу (лыжные гонки, прыжки на лыжах с трамплина, биатлон, фристайл, сноуборд). Олимпийская деревня удалена от некоторых спортивных объектов на 200 километров.
В своем выборе МОК руководствовался прежде всего прагматическими соображениями, «наступив на горло» традиционному географическому принципу ротации. Не секрет, что Китай обладает куда большими по сравнению с Казахстаном возможностями. И это касается не только пропасти в экономическом развитии стран, но и инфраструктурных и лоббистских ресурсов.
Командующий парадом Жуков
«Хочу выразить признательность Алма-Ате и Пекину за их стремление сразу следовать принятым рекомендациям. Всего несколько недель назад в Лозанне вы презентовали свои заявки, в которых делаете акцент на устойчивости развития, наследии и гарантиях», — отметил глава МОК Томас Бах.
Он особо выделил тот факт, что инфраструктурные бюджеты казахстанского и китайского городов в ходе подготовки заявки сократились на 1,5 и 1,85 миллиарда долларов соответственно. По мнению Баха, подобная статистика вписывается в рамки стратегии комитета Agenda 2020, одним из основных принципов которой является адекватность расходуемых при подготовке к Играм средств.
По мнению министра спорта России Виталия Мутко, члены МОК сделали абсолютно правильный и объективный выбор. «В рамках последних событий, с точки зрения умения наших коллег из Китая проводить события такого масштаба, это объективный выбор. Пекин — столица мирового спорта, они умеют организовывать подобные мероприятия, создавать инфраструктуру», — подчеркнул министр.
При этом Мутко выразил сожаление по поводу поражения Алма-Аты. «Наши коллеги из Казахстана с душой и сердцем подходили к этому вопросу, уверен, что и они бы справились с проведением Игр на высочайшем уровне. Членам МОК наверняка было непросто сделать выбор», — резюмировал он в интервью «Р-Спорт».
В тайном голосовании приняли участие 85 из 100 действующих членов Международного олимпийского комитета. 11 из них в силу различных обстоятельств не смогли прибыть на сессию. В их числе Герхард Хейберг, Уле-Эйнар Бьорндален (оба — Норвегия), Йозеф Блаттер (Швейцария), Хейли Виккенхайзер (Канада), Мунир Сабет (Египет), Ли Кун Хи (Южная Корея), Джон Истон (США), Кирсти Ковентри (Зимбабве), Великий герцог Анри (Люксембург), Андрес Ботеро Филлипсбурн (Колумбия) и Сайед Шахид Али (Пакистан).
Также в процедуре по регламенту не участвовали президент МОК Томас Бах, а также представители Китая — Ян Ян, Цзайцин Юй и Линвэй Ли.
Изначально, за право принять у себя Игры боролись польский Краков, украинский Львов, норвежский Осло и шведский Стокгольм. Краков отозвал свою заявку после народного референдума, Львову помешали политические и экономические катаклизмы в стране, Осло снялся из-за неготовности властей предоставить необходимые финансовые гарантии, а Стокгольм выбыл из борьбы по решению мэрии города.
На ранней стадии в числе кандидатов были Денвер (США), Санкт-Мориц или Давос (Швейцария), Барселона (Испания), Квебек (Канада), Тахковуори, Куопио и Хельсинки (Финляндия), Тулуза (Франция), Харбин (Китай), Брашов (Румыния), Мюнхен (Германия) и Сараево (Босния и Герцеговина).
Оценочную комиссию, инспектировавшую готовность городов-кандидатов, возглавлял председатель Олимпийского комитета России Александр Жуков, который был удостоен отдельной похвалы Баха. Вместе с Жуковым в состав комиссии входили вице-президент Национальных олимпийских комитетов Океании Барри Майстр (Новая Зеландия), представитель комиссии спортсменов МОК Адам Пенгилли (Великобритания) и глава НОК Японии Тсунеказу Такеда.