«Социализм без свободы — это скотство»

Историки о Викторе Чернове, одном из основателей партии эсеров

Плакат «Знамя. С-Р», художник Л. Бродаты
Плакат «Знамя. С-Р», художник Л. Бродаты

В Международном «Мемориале» прошел круглый стол, посвященный одному из основателей и теоретиков Партии социалистов-революционеров Виктору Чернову. Участники мероприятия рассказали о том, как Чернов совмещал понимание демократии и террора и почему имя знаменитого революционера ныне забыто. «Лента.ру» записала основные тезисы дискуссии.

Эсеры как большевистский миф

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН Российской академии народного хозяйства и государственной службы (РАНХиГС) Константин Морозов:

Существует общепринятое мнение, согласно которому эсеровская партия занималась сплошным терроризмом. Каляев, конечно, говорил, что эсер без террора — не эсер, но это только его точка зрения. Значительная часть верхушки партии отказалась от таких методов, и уже с 1918 года, когда начинается дискуссия о том, допустим ли террор против большевистских лидеров, сторонники этой тактики оказываются в меньшинстве.

Эсеры все больше поддерживали идею о том, что их организация должна апеллировать к массам и все делать через них. Как говорили народные социалисты, «все для народа, все через народ». Эсеры создали демократическую концепцию, привлекательную и для крестьянства, и для интеллигенции, и для рабочих. Это одна из причин, по которой они в 1917 году стали одной из самых влиятельных партий. Керенский и Чернов были очень популярны в народе.

После победы большевиков история партии эсеров была погребена под завалами лжи, имеющей очень глубокие корни. О них благодаря советской историографии сформировались мифы, существующие до сих пор. Правда, 25 лет назад эсеров ругали за то, что они боролись с большевиками, а сейчас — за то, что они «двоюродные братья» большевиков. Но эсеровская партия — это социал-демократическая альтернатива развития России, подобие нынешней шведской модели.

Если говорить о месте Чернова в истории революционного движения, то он представляет собой виднейшую фигуру демократического социализма, где ключевое место занимала социализация земли. Чернов — теоретик, и многие говорили, что без него не было бы эсеровской идеологии. Его лидерство признавали, но при этом харизмой лидера, навыками руководителя он не обладал, что сам и подтверждал.

Такими функциями в партии эсеров в большей степени обладали Гершуни и Гоц. Гершуни был очень харизматичен и мог владеть толпой, Гоц считался великолепным организатором. Нынешнее поколение, за исключением узкой прослойки специалистов, не помнит этих имен, что далеко не случайно. В советской истории остались лишь те, кто был выгоден большевикам.

Например, Борис Савинков остался потому, что демонстрировал подвиг героических чекистов, сумевших выманить его в СССР и добиться признания советской власти. Чернов же до конца жизни остался демократом, не скомпрометировавшим себя в политическом плане. Он не был скандальной личностью и потому не интересовал советскую власть.

Кандидат исторических наук, доцент Александр Федоренко:

В наследии Чернова есть много интересных моментов. Во-первых, это верность демократическим принципам, которая часто приводила его к политическим поражениям, как и в случае с Керенским. Во-вторых, интернационализм (Первая мировая война это хорошо показала). Интернационализм Чернова существенно отличался от большевистского, его пораженчество не принимало таких форм. Когда рухнуло самодержавие и установилась республика, он уже занимал оборонительную позицию.

В-третьих, верность идеалам, последовательность. Чернов проводил свою линию, не изменяя себе, признавал свои ошибки. Он был европейским мыслителем, глубоко прочувствовавшим европейскую социалистическую парадигму. Оказавшись уже в революционных событиях Чернов, будучи европейцем, не смог эти принципы нарушить, и это также стало одной из причин его политического поражения. Его наследие богато и, к сожалению, широко не изучено, хотя нельзя сказать, что он совершенно забыт. Чернов остается в истории как председатель Учредительного собрания и министр Временного правительства. В общественном и политическом дискурсе он сейчас находится на периферии, но вытеснить его полностью не получится.

Польский вопрос

Доктор исторических наук Анатолий Аврус:

Виктор Чернов долгие годы занимался проблемой российско-польских отношений. Эта проблема интересовала его по нескольким причинам. Во-первых, эсеры сотрудничали с польской партией социалистов. Во-вторых, партия эсеров в польском вопросе должна была придерживаться позиции Герцена: вместе за нашу и вашу свободу. В-третьих, это было связано с Советско-польской войной 1920 года и четвертым разделом Польши в 1939 году.

В Гуверовском институте есть огромное количество подготовительных материалов, собранных Черновым. Судя по всему, он собирался написать большую книгу о русско-польских отношениях начиная с IX века и кончая событиями, произошедшими после Второй мировой войны. Чернов считал, что до конца XVIII века между русскими и поляками не существовало национальной вражды. Безусловно, случались взаимные вторжения, но это были обычные взаимоотношения, характерные для соседних европейских стран. В конце XVIII века произошло событие, которое Чернов охарактеризовал так: сели за стол две немки и один немец и решили разделить Польшу (он имеет в виду Екатерину II, Фридриха II и Марию Терезию).

Этот раздел заложил основу раскола и вражды между двумя крупнейшими славянскими народами — западными и восточными славянами. Политика, которую проводило правительство Польши, по мнению Чернова, также способствовала ухудшению отношений. Поэтому он считал, что выступление Герцена во время польского восстания в 1863 году, тот лозунг, который Герцен тогда произнес, мог бы помочь сближению поляков и русских, преодолению национальной вражды.

Но накануне Первой мировой войны произошло событие, изменившее взаимоотношения двух партий, — выступление Пилсудского в Париже на заседании Географического общества. Он сказал такое, что Чернов не смог ему простить: если начнется мировая война, то поляки будут воевать вместе с Австро-Венгрией против России.

Чернов подчеркивал, что Советско-польская война, раздел Польши в 1939-м году и польская политика Сталина в ходе Второй мировой войны и в первые послевоенные годы не способствовали решению вопроса об улучшении отношений двух стран. Он говорил о необходимости коренного перелома, после которого два славянских народа начали бы жить в дружбе. По его мнению, должна быть демократическая Польша и демократическая Россия.

Кандидат исторических наук, доцент Александр Федоренко:

Разлад с Пилсудским был связан с тем, что у польских социалистов тогда превалировали националистические черты, они изменили интернационалистическим идеалам. Дальнейшая судьба Пилсудского — судьба крайнего националиста.

Марксизм

Доцент НИУ «Высшая школа экономики» Павел Кудюкин:

Из всех революционеров Чернов был самым ярым марксистом, но при этом его марксизм не догматичен. В отличие от многих других, он умел смотреть на это учение не только изнутри, но и со стороны, замечать недостатки, критиковать, видеть зародыши тоталитарной тенденции (и этот вопрос продолжает нас волновать и сегодня). Чернов интересовался тем, насколько тоталитарные тенденции связаны с некими национальными особенностями, а в какой степени это заложено в самой теории. Он отмечал, что марксизм в этом отношении достаточно противоречив, и говорил о возможности существования самых разных тенденций развития, заложенных в нем самом.

Это интересная проблема, которая в недостаточной мере осмыслена — попробовать проанализировать марксизм не только извне, но и марксистским методом восхождения от абстрактного к конкретному. Как он развивается от начальной постановки проблем самим Марксом, как переходит к катехезианскому марксизму Второго интернационала, связанному с деятельностью Каутского, Плеханова и Бухарина, и как он догматизируется в советской ортодоксии, когда даже ссылки на цитаты строго контролируются. Естественно, помимо инволюции мысли, в СССР были и другие тенденции, по политическим обстоятельствам уходившие в сферу высокой философской теории, эстетики, как у Лившица и Ильенкова.

В мировой практике шли активные дискуссии, и поиски и работы Чернова органично в них вписываются. У него есть преимущество: он осмысливает ситуацию не из центра капиталистического мира, а из России переходного периода, где существовали различные противоречия не только развитого капитализма, но и капитализма развивающегося. Это позволило Чернову сформулировать богатую идею о конструктивных и разрушительных тенденциях развития капиталистического строя, предвосхитив идеи зависимого развития, периферийных экономик и мир-системного анализа.

Его мысли перекликаются с идеями крупных теоретиков, осмысливающих марксизм критически: Антонио Грамши, Карло Россели (автор книги «Либеральный социализм») и Анри де Мана (автора книги «По ту сторону марксизма»). Эволюция этих людей проходила по-разному. Россели был последовательным антифашистом, погиб от руки французских кагуляров, а де Ман эволюционировал к коллаборации и переосмыслению марксизма. Он слишком поверил в организационные возможности капитализма, положившись на апологию объективного хода исторического процесса. Это всегда оспаривал Чернов, считавший, что марксизм должен быть скорректирован и дополнен этической оценкой исторического процесса.

Можно назвать другие имена марксистов и околомарксистов — Ставар, Калецкий, Ланге, — работавших в том же направлении. Их занимал вопрос о том, что может предложить демократический социализм здесь и сейчас, а не просто как корректировка капитализма, в перспективе его преодоления. Чернов во многих работах говорил о неполноте понятий демократии и социализма друг без друга. Как говорил Бакунин, «социализм без свободы — это скотство».

Поэзия и сатира

Кандидат исторических наук, доцент кафедры политической социологии РГГУ Анна Голосеева:

Чернов оставил значительный след не только в политике и экономике, но и в других областях. Например, известны его социологические работы. Историки русской социологии причисляют Чернова ко второму поколению русской субъективной школы. Он не был чужд и литературному творчеству — начал писать стихи еще в гимназии. Его первый поэтический опыт был связан с Русско-турецкой войной. В своих мемуарах Чернов писал, что патриотически-религиозное настроение у него быстро закончилось и он увлекся Некрасовым, стал писать стихи про Марата, Робеспьера и других. В четвертом классе будущий революционер начал издавать собственный рукописный журнал «Искорка».

Несмотря на то что юношеские поэтические эксперименты не являются чем-то уникальным, Чернов впоследствии эту стезю не оставил. Всплеск литературной деятельности произошел у него в период эмиграции. Начиная с 1911 года он активно сотрудничает с журналом «Современник» и становится одним из его постоянных авторов. Помимо политики эсер выступает как критик, полемизируя с модернистами.

Есть несколько интересных рецензий Чернова, получивших высокую оценку Горького. В частности, революционер написал большую рецензию на роман Зинаиды Гиппиус «Чертова кукла». Он не поддерживал эстетику Серебряного века, это декадентство, упор на чувство, излом.

Чернов однозначно отстаивал идеалы русского освободительного движения. С 1912 года он вместе с Ивановым-Разумником издает журнал «Заветы», отражавший идеологию эсеров. Многие специалисты помнят это издание, но мало кто ассоциирует его с Черновым.

Накануне Первой мировой войны Чернов занимается поэтическими переводами. Его любимый поэт — Эмиль Верхарн. Его привлекает все, что связано с его страстностью, бунтарской энергией. Часто в стихах Верхарна появлялась урбанистская эстетика, когда серый страшный город уничтожает деревню, и вся эта эстетика была близка Чернову. С начала века до 1914 года революционер перевел порядка сорока его стихов — в некоторых случаях он до сих пор остается единственным переводчиком. В 1919 году в Петрограде вышла книга Верхарна «Живая жизнь», полностью переведенная Черновым.

Он занимался и политической сатирой — политическими райками, сатирическими произведениями на актуальные темы. Например, Чернов написал раек «Буря в стакане воды», посвященный большевикам. Полностью текст не сохранился, но он упоминается, например, в письме Ленина Горькому: «Чернов написал на нас пасквиль, мало того, они его еще и поставили».

Последний раек эсера, написанный в 1937 году называется «Всем сестрам по серьгам». В нем представлена вся эмиграция (в том числе и сам Чернов), а также Ежов и красноармейцы. В этом произведении он в грустно-иронической форме преподает урок и пытается проанализировать текущую ситуацию: в оппозиции постоянная грызня, мелкие склоки, неспособность к диалогу, никто не может договориться, обиды, люди не подают друг другу руки. В итоге Чернов показывает, что в итоге они все стали «бывшими», а во главе теперь стоит красноармеец с ружьем. Тут можно увидеть параллели с современностью.

Чернов и земля

Вице-президент по международным вопросам Независимого московского университета (МЦНМО-НМУ), внук Чернова Алексей Сосинский:

Я общался со своим дедом регулярно с 1948 по 1952 год. То, что я могу рассказать, наверное, представляет не очень большой интерес, но все же. В те времена он был очень сильным и до 1950-го года здоровым человеком, небольшого роста, крепкий.

В его чертах отражаются и его политические воззрения. Например, он очень любил и понимал землю, трогал ее руками и высказывался о ней. Чувство близости к природе, любовь к воде — Волга в жизни Чернова была определяющей. За границей Гудзон никак не мог заменить ему эту русскую реку, но он полюбил более чуждое ему морское побережье. Мне было 14-15 лет, и политика меня не интересовала, поэтому он не общался со мной на эти темы. Мы говорили с ним о поэзии. Я знал русскую и французскую, а дед переводил Верхарна.

Важной остается тема аграрной политики и актуальных идей Чернова в этой области. Если бы им интересовались до и во время перестройки, если бы нашлись люди, воспринявшие его идеи, то аграрное хозяйство России могло развиваться совершенно иначе. Кстати, есть одна страна, где идеи Чернова были реально воплощены — это Израиль. Сейчас в России такое время, когда нет надежды на то, что идеи моего деда могут быть восприняты. Хотя, возможно, в случае резких изменений в стране, они вновь окажутся актуальны и востребованы.

Террор и демократия

Профессор кафедры гуманитарных дисциплин ИОН РАНХиГС Константин Морозов:

Чернов был одним из сторонников и инициаторов террористической тактики в партии эсеров и остался таковым после революции, в 1918 году. Он формулировал эту концепцию вместе с Гершуни. В отличие от народовольцев, сделавших террор своим главным оружием против царя от безысходности (они оказались в вынужденной изоляции, без опоры на массы), террор для Гершуни и Чернова стал вспомогательным средством, расшатывающим режим, вдохновляющим революционеров, а также орудием самообороны.

Особенно это заметно по тюремному террору. В список потенциальных жертв попадали начальники тюремного ведомства, министры МВД, все, кто позволял рукоприкладство по отношению к политзаключенным. Есть очень интересная история, случившаяся в одесской тюрьме в 1906 году, где появился новый начальник тюрьмы и затянул гайки. Все политзаключенные эсеры писали на волю «убейте, пожалуйста, начальника тюрьмы», анархисты своим писали «убейте как можно быстрее», а социал-демократы, которые были против террора, писали «помогите эсерам и анархистам убить начальника тюрьмы». Такая практика в местах заключения продолжалась до 1911 года. Главное в тактической концепции Чернова и эсеров заключалось во всенародном вооруженном восстании, а не терроре.

Понятно, почему возникает резонанс между понятиями «демократия» и «террор». Но это начало ХХ века, а тогда весь Второй интернационал признавал право эсеров на террор против абсолютистской монархии. Толстой говорил: «вы знаете мои взгляды, но то, что делают эсеры, убивая министров, это рационально». Царизм за несколько десятилетий бодания с интеллигенцией и народом всех ожесточил.

Социалисты-революционеры старались избегать случайных жертв, но это относится к боевой организации эсеров, совершившей 11 акций за десять лет. Большую часть терактов осуществили низовые организации при фабриках и заводах — там степень разборчивости была совершенно другая. Это рабочие-эсеры, часть которых потом ушла к анархистам, их душила ненависть к буржуазии, а анархисты тогда в Европе взрывали все, что хоть как-то связано с буржуазией. С этой точки зрения настроения рабочих шли снизу, а руководство социалистов-революционеров старалось с этим бороться.

Когда партия в 1903 году насчитывала две-три тысячи человек, это удавалось, а когда в 1905 и 1906 годах их стало 60 тысяч — это уже совсем другая история. В организацию пришли совершенно иные по своим привычкам люди. В знаменитом письме народовольцев по поводу убийства анархистом американского президента они писали, что политическое убийство в стране, где есть выборы, является проявлением деспотизма, с которым они борются. Эсеры всегда говорили, что как только будет заявлено о выборах и можно будет обходиться без насилия, они прекратят террор.

Обсудить
Наука и техника
 — 
00:03 28 марта 2017

Красный — новый черный

Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Наука и техника
 — 
00:02 Сегодня

Фарту масти

Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Два года для развода
Сколько времени понадобится Британии, чтобы выйти из ЕС
Displaced people from the minority Yazidi sect, fleeing violence from forces loyal to the Islamic State in Sinjar town, walk towards the Syrian border, on the outskirts of Sinjar mountain, near the Syrian border town of Elierbeh of Al-Hasakah Governorate August 11, 2014. Islamic State militants have killed at least 500 members of Iraq's Yazidi ethnic minority during their offensive in the north, Iraq's human rights minister told Reuters on Sunday. The Islamic State, which has declared a caliphate in parts of Iraq and Syria, has prompted tens of thousands of Yazidis and Christians to flee for their lives during their push to within a 30-minute drive of the Kurdish regional capital Arbil. Picture taken August 11, 2014. REUTERS/Rodi Said (IRAQ - Tags: POLITICS CIVIL UNREST TPX IMAGES OF THE DAY) FOR BEST QUALITY IMAGE ALSO SEE: GM1EA8M1B4V01Дважды отверженные
Почему от женщин, вырвавшихся из плена боевиков, отворачивается общество
Больно, но полезно
Китай готовится к реформе госкорпораций, чреватой социальным взрывом
Participants attend a gay pride parade in central Istanbul June 30, 2013. Tens of thousands of anti-government protesters teamed up with a planned gay pride march in Istanbul. Crowds were stopped by riot police from entering Taksim, the centre of previous protests, but the atmosphere appeared peacefulОпасное интернет-проникновение
Грозит ли подъем геев-мусульман исламскому миру
Цель — premium
«Дочка» Hyundai — Genesis — презентовала новую модель
Мясо по-бразильски
Чем для российского рынка обернется скандал с некачественной южноамериканской говядиной
Диалектика «Платона»
Как система взимания платы становится инструментом борьбы с поборами на дорогах
Небо Индокитая
Что принесет России LIMA 2017
Как оформлялась сталь
Какие новшества готовит Росгвардия для российских владельцев стволов
Не уберегли
Как в изоляторах погибают ключевые свидетели по антикоррупционным процессам
Срисовали
Как разоблачили банду, охотившуюся на картины знаменитых художников
Красный — новый черный
Зачем люди скупают допотопные компьютеры и свитеры Apple
Фарту масти
Как простые русские парни становятся легендами киберспорта
Замороженная стволовая клетка человека Внутренние бомбы
Как клеточный суицид помогает против рака и старости
«Клетка»Приятного аппетита
Как балерины Большого театра убили и съели всех мужчин труппы
Глубины глубинки
Редкие картины русского авангарда на выставке «До востребования. Часть II»
Неиллюзорная красота
Как постичь тайны мироздания через женские формы
Михаил Айзенберг: Вне образа и подобия
Культура как способ существования
«Митинги обсуждают покруче, чем Диану Шурыгину»
Администратор «Двача» о нравах и протестных настроениях современных подростков
Поставщик мемов
Как психованный актер сражается с могущественной армией интернет-троллей
«Белые не хотят, чтобы мы размножались»
Почему чернокожие националисты хотят вернуть себе технологии пришельцев
Катя Клэп«Ты же девушка, сиди дома и вари борщи»
Как самые популярные женщины Рунета противостоят ненавидящим их школьникам
Первый тест премиального «корейца» Genesis
Смог ли обновленный Genesis G80 догнать «немецкую тройку»? Спойлер: нет
Тест: когда появились «поворотники» и ночное видение?
Непроходимый тест на знание истории… автомобиля!
Место, где живут мозги
Как выглядят штаб-квартиры известнейших автомобильных компаний
Невспаханная «Нива»
12 модификаций легендарного внедорожника, о которых вы не знали
Талант расправил плечи
Лучшие архитектурные проекты 2017 года: от города в пустыне до термальных ванн
Адская машина
Ученые и урбанисты придумали, что делать с заполонившими города автомобилями
«Если у тебя нет любовника, квартире взяться неоткуда»
Исповедь россиянки, ставшей ипотечницей в 20 лет
Тариф «Хватит»
За услуги ЖКХ можно платить в разы меньше