Российские биатлонисты впервые с 1978 года остались без медалей на чемпионате мира. Главный тренер сборной России Александр Касперович рассказал о планах команды на этап Кубка мира в Ханты-Мансийске, а также объяснил причины неудачи команды на мировом первенстве в норвежском Холменколлене.
«Лента.ру»: Прежде чем перейти к разбору завершившегося чемпионата мира, хочется узнать о ближайших планах сборной.
Александр Касперович: 14 марта команда прибудет в Ханты-Мансийск прямым рейсом из норвежского Осло. По местному времени это будет вечер. На российский этап Кубка мира отправятся все спортсмены, которые были в Холменколлене, — Антон Шипулин, Евгений Гараничев, Максим Цветков, Алексей Волков, Дмитрий Малышко, Антон Бабиков, Матвей Елисеев.
Плюс к ним добавятся Петр Пащенко, Алексей Слепов и Юрий Шопин. К женской команде — Ольга Подчуфарова, Екатерина Юрлова, Дарья Виролайнен, Татьяна Акимова, Екатерина Шумилова, Анастасия Загоруйко — присоединятся Светлана Слепцова, Анна Щербинина, Виктория Сливко.
В чем причина неудач женской команды?
Мы однозначно ошиблись с подводкой — стали проигрывать больше, чем по сезону. Но перед чемпионатом мира все срезы показывали, что женская команда в хорошем состоянии. Это замечали и другие тренеры — к примеру, наставник сборной Казахстана Валерий Польховский. Ничто не предвещало такого провала. Сейчас мы должны сделать анализ, чтобы в будущем не повторить этой ошибки. Не важно, кто из нас продолжит работу, нужно разобраться в проблеме досконально.
Есть ли какие-то более глобальные проблемы, чем точечная подводка?
Мы очень сильно упустили в подготовке силовой направленности — у спортсменок слабый плечевой пояс, он пустой. Хотя, когда летом тренерский совет заслушал отчет, замечаний не возникло. Для меня первым звонком стало выступление на летнем чемпионате — там мы проигрывали региональным спортсменкам.
Я не могу понять, почему мы перешли в статику, тянули резину… Бездумно копировали что-то из подготовки норвежцев и немцев. Они используют эти средства подготовки, но в основе у них все равно кросс, силовые тренажеры. Ведущие лыжницы спокойно выполняют подтягивания по 20 раз с 20-килограммовым блином, а мы все тянем резиночки. Думаю, что к тренерам приходит понимание. Ошиблись мы в летнем подготовительном периоде, не заложив правильную базу.
При этом Виктории Сливко подошла работа, предложенная тренерами сборной. У нее большой сдвиг. Мягкая методика ей помогла. Спортсменка прибавила в скорости, а стреляла она и так хорошо. Думаю, получилось так, что тренеры подтягивали слабейших, а лидеров пустили на самотек.
Каковы были лично ваши ожидания от российских биатлонисток перед чемпионатом мира?
Я полагал, что Катя Юрлова покажет высокий результат. У нее ведь стабилизировалась стрельба. Все-таки в женской эстафете нам было бы очень сложно завоевать медаль. Мы надеялись, что в команду пробьются резервистки. Та же Ольга Якушова, но и она, и другие спортсменки выступали слишком нестабильно. Рассчитывал на Светлану Слепцову. Она очень прибавила в этом году, но для чемпионата мира этого не хватило. Безграмотно был дан шанс Ульяне Кайшевой. Ее привезли сразу в горы, на один старт в Поклюку. А ей очень тяжело даются старты в горах без правильной акклиматизации.
Можете ли вы подтвердить, что Ольга Подчуфарова пропустила почти все гонки чемпионата мира не из-за проблем с фармакологией? Уж слишком много сейчас подозрительных историй со снятием россиян со стартов из-за милдроната…
Абсолютно точно дело не в фармакологии! Пока мы не можем до конца разобраться в состоянии Ольги. После первой гонки на чемпионате мира Подчуфарова уже морально не была готова продолжать. На своем первом большом старте Ольга проиграла около шести минут. На чемпионате мира в Контиолахти она тоже много проиграла, там была вязкая лыжня. В Холменколлене не было ни стрельбы, ни хода.
Ольга до сих пор загадка для тренерского штаба?
Можно сказать, что так. Сейчас спортсменку нужно в первую очередь обследовать. Необходимо заняться ее состоянием. Девочка хочет тренироваться! Но один ее тренер говорит, что она слишком поздно приступила к тренировкам, а другой, наоборот, уверяет, что ей нужно начинать в сентябре, чтобы выйти на пик к главному старту.
Стоит ли более решительно омолаживать команду на чемпионат мира? Складывается впечатление, что потенциал некоторых возрастных спортсменок серьезно ограничен…
Думаю, ни одна из наших спортсменок, находившихся на чемпионате мира в Холменколлене, еще до конца не раскрыта. Нужно грамотно проанализировать возможности всех спортсменок, включая биатлонисток молодежной команды. Тренеры просмотрели их, и, может быть, где-то мы не доработали. Но пока нам еще не кем омолаживать.
Мужская команда тоже осталась без медалей...
Нас очень сильно выбил первый старт — смешанная эстафета. После неудачного результата завелся Антон Шипулин. Никогда не видел его в таком состоянии. Он много наговорил журналистам, а потом извинился, когда переварил информацию. Мы просили женских тренеров подготовить Ольгу Подчуфарову к смешанной эстафете, но все тесты показали, что Катя Шумилова находилась на тот момент в лучшей форме.
Индивидуальная подготовка Антона Шипулина — это проблема для сборной?
Нам нужно создавать единую команду. У нас есть лидер — Антон Шипулин. Не следует его силком тащить тренироваться со всеми вместе. Но необходимо определить четыре-шесть срезов в подготовительный период, когда спортсмен приезжал бы в команду на две недели и выполнял основную работу вместе со всеми. Андрей Крючков предоставил бы план, а Рикко Гросс контролировал бы его выполнение. Антон — это очень профессиональный спортсмен. Я уже однозначно высказался, что у группы должен быть закрепленный тренер по стрельбе.
Волкова вы легко отпустили на самоподготовку?
Андрей Крючков — требовательный тренер. Они выполняют большую работу. Мое мнение: Алексею Волкову нужно быть в команде. Я был против его ухода на самоподготовку в прошлом сезоне. К тому же другие спортсмены смогут у него поучиться в стрельбе.
Почему только три спортсмена из тех семи, кто тренировался у Рикко Гросса, попали на чемпионат мира?
Нужно тоже понять Рикко. Он пока еще не может до конца понять нас. Да и нам самим в себе нужно разобраться, в том числе мне. Не должно быть ситуации «лебедь, рак и щука». На подготовке у Гросса был разношерстный состав — тот же Алексей Корнев и Александр Бабчин. Нужно было включить в команду пять-шесть человек, и все было бы нормально.
Здорово с мужским резервом сработал Андрей Падин. Обсуждаем с ним всю подготовку. Хороший прогресс у Антона Бабикова и Матвея Елисеева. Петр Пащенко, перешедший под опеку Падина уже зимой, тоже неплохо выступал. Нужна взаимозаменяемость, а не группы Падина, Гросса или Касперовича. Сборная команда должна быть единой.
Сколько человек, по вашему мнению, следует готовить в сборной?
Семь в одной группе и семь в другой. Между группами — ротация. В этом сезоне мы приехали в Бейтостолен, и в обеих группах было по девять человек. Развернулась борьба за место под солнцем. Получилось так, что лишние спортсмены поехали на этапы Кубка IBU, а кому-то пришлось сидеть и ждать свой очереди.
Насколько сложно было выбрать состав на мужскую эстафету?
Мы обсуждали разные варианты. Много вопросов было по первому этапу. Рассматривалась кандидатура Алексея Волкова. Он очень хорош на рубеже, к тому же прибавил по дистанционной скорости. Леша проиграл Шипулину в индивидуальной гонке одну минуту, а раньше уступал минимум две с половиной. Были сомнения по Цветкову, потому что он не стартовал шесть дней, но в итоге остановились на нем. Тренеры сочли, что времени для восстановления было достаточно и спортсмен проработался. Цветков хорошо проявлял себя в сезоне как в эстафете, так и в личных гонках. Окончательное решение мы принимали совместно с Рикко Гроссом. Тренеры мужской команды меня убедили, что стартовать должен Цветков. Думаю, мы не ошиблись.
Евгений Гараничев на очередном главном старте проваливается в эстафете, заходя на штрафной круг. Что делать с этим талантливым спортсменом?
В Гараничева я до сих пор верю и буду верить. Он показал результат не ниже Цветкова и Бабикова со штрафным кругом и тремя дополнительными патронами. У нас есть два топовых спортсмена. Сама собой эта проблема не пройдет. Есть тренеры, есть наука… Нужно разбираться. Будем обязательно работать со спортсменом. Вернемся к работе с психологом. Индивидуальная гонка у Жени получается, а эстафета, к сожалению, нет. Антон Шипулин говорит, что теперь он возьмется за Женю сам. Не знаю, что уж он планирует делать.
За место на третьем этапе эстафеты конкурировали Дмитрий Малышко и Антон Бабиков?
Нет. Кандидатура Дмитрия Малышко рассматривалась до индивидуальной гонки. Но после стрельбы Малышко в гонке на 20 километров не возникало никаких вопросов.
Что нужно изменить в команде, чтобы подвести ее на пике формы к следующему чемпионату мира, который пройдет в австрийском Хохфильцене?
Понимание есть. Необходимо создать тренерский коллектив, сплотиться. Не должны тренеры бодаться за то, кто из спортсменов выступит на этапах Кубка мира. Нужна единая система подготовки. Тогда все будет нормально!