Решение об увеличении пенсионного возраста в России может быть принято и во всеуслышание объявлено после выборов в Госдуму осенью. Такое предположение почти одновременно сделали бывший министр финансов Алексей Кудрин и нынешний глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Оба уверены в необходимости соответствующей реформы, и вопрос только во времени и способе ее осуществления.
Проблемы с российской пенсионной системой стали очевидны задолго до нынешнего кризиса с его обвалом цен на нефть. Пенсионный фонд верстался с громадным дефицитом и в 2012, и в 2013 годах. И немалая часть тех мер, которые правительство с тех пор предпринимало, чтобы сбалансировать бюджет, была вызвана необходимостью закрыть этот дефицит. К этому относятся и заморозка пенсионных накоплений, и разнообразные идеи о повышении налогов, и недавно высказанная мысль о возвращении Единого социального налога.
Однако все эти полумеры не дают результата. В этом году дефицит ПФР составит 1,6 триллиона рублей. Для сравнения, дефицит всего федерального бюджета на 2016 год — 2,3 триллиона рублей. Можно, конечно, поискать немного денег тут и там, но радикально это проблему не решит. По сути, правительство столкнулось с дилеммой, о которой говорил Кудрин в марте 2015 года: «либо повышать налоги, либо повышать пенсионный возраст». Больше никакой «тумбочки» с деньгами просто нет.
И понятно, что из двух непопулярных мер государство предпочтет вторую (мы, разумеется, не учитываем вариант, при котором из двух зол выберут оба). Увеличение пенсионного возраста не нанесет прямого ущерба экономике, тогда как рост налогов в нынешней кризисной ситуации может причинить ей такой урон, от которого она не сразу восстановится. И это не говоря о проблемах вроде снижения собираемости налогов, ухода граждан и компаний в тень и тому подобном.
На данный момент можно сказать, что у российских властей есть консенсус по поводу повышения пенсионного возраста. За это ратует руководство Минфина, Минэкономразвития, Минздрава, а также большая часть экспертного сообщества, в том числе Алексей Кудрин. Эксперты ВШЭ в конце прошлого года также рассчитали, что отсрочка выхода на заслуженный отдых позволит не сокращать другие расходы бюджета, например, на науку, образование и медицину. Явным образом против выступает только Министерство труда во главе с Максимом Топилиным, но это ведомству положено по определению.
Всех этих людей, однако, объединяет одно — они не являются избираемыми политиками. А решение о повышении пенсионного возраста население почти наверняка воспримет в штыки. Россияне и так живут небогато (за чертой бедности — 19 миллионов человек, реальные доходы граждан в феврале упали на семь процентов по сравнению с тем же месяцем прошлого года). Очередной ход с ухудшением социального положения никому не понравится. Тем более на фоне режима жесткой экономии, введенного правительством ради «макроэкономической стабильности». Поэтому ожидать, что какие-то шаги будут предприняты в предвыборный год, не стоит.
Президент России Владимир Путин в декабре 2015 года сказал, что «когда-то это придется делать». С другой стороны, он одновременно отметил, что это время еще не настало. И в конце резюмировал: «Я не хотел бы говорить об этом публично, потому что у нас пока на это ответа нет».
Ответ должен был дать совет по обсуждению пенсионной реформы, призванный заняться рекламой необходимости увеличения пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин к 2030 году. Информация об этой структуре прошла по российским СМИ в декабре, но до сих пор никакой конкретики по этому поводу не появлялось. Из чего можно сделать вывод, что даже во властных кулуарах консенсус еще не найден. Более того, в январе стало известно, что меры по подготовке к повышению пенсионного возраста исключены из антикризисного плана правительства.
И вот теперь сразу два человека, причастных к принятию решений, в том числе и непопулярных (Улюкаев — прямо, Кудрин — косвенно) заявили о том, что вердикт по пенсионной реформе будет обнародован после выборов. Кудрин считает, что сделать это следует как можно раньше, чтобы прекратить обсуждение дилеммы «повышать — не повышать» в принципе и сосредоточиться на разговоре о том, как именно повышать.
Экс-министр предложил начать непосредственно увеличивать пенсионный возраст с 2019 года. Он допустил два варианта процесса — в течение 10 и 16 лет. Если поднимать пенсионный возраст для женщин с 55 до 63 лет ежегодно на год, то на это уйдет восемь лет, заметил он. Если принять сценарий повышения на полгода за год, то переход растянется на куда более долгий срок.
В свою очередь Алексей Улюкаев намекнул, что разработка реформы уже близится к завершению. «Разумно объявлять об этом в электорально спокойный период, например, в конце 2016 года. А расчеты необходимо завершить уже сейчас», — подчеркнул он. Глава Минэкономразвития отдал предпочтение 16-летнему плану. По его мнению, пенсионный возраст надо поднимать на полгода в год до 63 лет.
Из этих двух заявлений можно сделать вывод о том, что дискуссия о повышении пенсионного возраста во властных кругах выходит на финишную прямую. Рискнут ли власти принять окончательное решение после выборов? Представляется, что все будет зависеть от двух обстоятельств. Во-первых, успеют ли подготовить конкретный план действий, так как выходить к населению с пустыми руками и без конкретики вряд ли имеет смысл. Во-вторых, многое определит внешнеэкономическая конъюнктура.
То есть, если цена на нефть вновь повысится и финансовое положение государства несколько поправится, то совершенно нельзя исключать, что вопрос вновь отложат в долгий ящик. При таком раскладе можно ожидать, что с решением вновь затянут, а там снова выборы, на сей раз президентские. В итоге пенсионная реформа задержится до второй половины 2018 года. Но если ситуация с дефицитом бюджета и экономикой в целом не улучшится (а в силу непредсказуемости нефтяных цен все может и осложниться), то нет никаких сомнений в том, что жесткие действия будут предприняты как можно раньше. Рейтинг рейтингом, а казну наполнять надо.