В Цюрихе прошел первый в истории Кибатлон — соревнования атлетов с ограниченными возможностями, использующих высокотехнологичные вспомогательные устройства, включая робототехнику. Состязания проводились в шести дисциплинах, россияне были представлены в пяти из них: BCI (интерфейсы мозг — компьютер), EXO (экзоскелеты), WHEEL (роботизированные коляски), LEG (протезы ноги) и ARM (протезы руки).
После квалификации на 10-тысячном стадионе Swiss Arena состоялись финалы, куда из всех россиян пробился только Дмитрий Игнатов, выступающий в дисциплине LEG и представляющий команду Ortokosmos. В финале он боролся с тремя исландцами, которым в итоге удалось его обойти. От спортсменов требовалось пройти шесть испытаний, в том числе задания из повседневной жизни: подняться и спуститься по наклонной поверхности с подносом на руках, сесть на кресло и встать с него, поднять и спустить с лестницы чемоданы и другие предметы.
«Лента.ру» пообщалась с Игнатовым и лидером Ortokosmos Степаном Головиным. Они поделились впечатлениями от соревнований и рассказали о своей разработке. Кроме того, Дмитрий, ведущий передачу о фитнесе на телеканале «Матч ТВ», объяснил, как попал в журналистику.
Лента.ру: После финиша вы очень эмоционально обнялись. Считаете четвертое место успехом?
Головин: Да, мы думаем, это хороший результат. В финале нам противостояли трое исландцев на лучших в мире протезах одной фирмы, но разных модификаций. Они долго готовились к этим соревнованиям, так как хотели прорекламировать свой продукт. То что, нам удалось навязать им борьбу, — огромный успех.
Дмитрий, вы — единственный представитель сборной России, дошедший до финала соревнований. Чувствовали особую ответственность?
Игнатов: Нет, я об этом не думал. Мне не понравилось, что многие члены нашей сборной после квалификации уехали с арены и никак не поддержали меня. Что касается самого выступления — я не очень доволен, думаю, мне было по силам побороться за второе место.
Какое из испытаний было самым трудным?
Когда нужно было прыгать с камня на камень. Именно это препятствие я прошел с ошибкой.
Вы один из немногих пилотов, работавших на публику: играли на камеру, просили поддержки перед стартом. Это такой хитрый прием?
Игнатов: От зрителей на трибунах исходила бешеная энергетика. Я старался впитать ее в себя и выдать на старте.
Головин: Хочу заметить, что на всех крупных соревнованиях атлетам, которые умеют работать с публикой, выступать гораздо проще. На кого-то большое скоплению людей, наоборот, давит. Таким спортсменам сложнее.
Почему не удалось безошибочно преодолеть это препятствие? Может, дело в модификации протеза?
Игнатов: Идите и сами попробуйте пройти это испытание на своих двух ногах. Не уверен, что у вас получится с первого раза. С протезом все намного сложнее.
Головин: Здесь требуется отличная координация, кроме того, все нужно сделать очень быстро, ведь ты соревнуешься с другими участниками.
Как в целом оцените выступление сборной России на этих соревнованиях?
Головин: Считаю, что все сложилось удачно. Ребята выступили достойно, учитывая, что у нас было совсем немного времени на подготовку. Здесь мы представляли свои разработки, а не готовые продукты, как некоторые команды. Лично нам протез разработчики предоставили только полтора месяца назад. Уверен, что будет проделана работа над ошибками и к
следующему разу мы подойдем во всеоружии.
Игнатов: Еще один важный момент — многие страны приехали с импортными протезами, мне кажется, это неправильно. Мы же представляли свою разработку, которая на 99 процентов состоит из отечественных материалов.
Расскажите о том, как проходили тренировки.
Игнатов: Сюда мы приехали за несколько дней до соревнований. Нам удалось потренироваться на всех препятствиях, но возможности полностью пройти трассу нам не предоставили.
Можете назвать примерную стоимость вашей разработки? Насколько она будет доступной для обычных людей?
Игнатов: Назвать цену сейчас сложно, но уже можно с уверенностью сказать: протез обладает всеми функциями, которые необходимы в повседневной жизни, поэтому может быть очень полезен людям. Наш протез полностью гидравлический, в нем нет электронных механизмов, его не нужно заряжать или вставлять батарейки. Хочется отметить строение стопы: она тоже гидравлическая и может менять высоту в зависимости от покрытия, по которому идет человек.
Как давно вы пользуетесь протезами?
Игнатов: Без ноги я уже четыре года, перепробовал множество моделей, в основном электронные. Сейчас остановился на отечественной разработке. Не грущу, хожу и радуюсь жизни.
Как попали на «Матч ТВ»?
Так же, как это часто происходит на российском телевидении — по знакомству. Ребята приехали снимать про меня сюжет, и я спросил, можно ли устроиться к ним на работу. Они мне дали номер продюсера, я позвонил, и в итоге все сложилось удачно.