В отставку отправился третий по счету губернатор за последний месяц. Сергей Митин, проработавший главой Новгородской области почти 10 лет, заявил о досрочном сложении своих полномочий. Ему на смену пришел руководитель Агентства стратегических инициатив. Эксперты уверены, что Митина подвела политическая составляющая — он так и не смог получить уверенную поддержку населения и элит. Почему чиновника уволили именно сейчас и кто может последовать за ним — в материале «Ленты.ру».
Месяц раздумий
Срок полномочий бывшего новгородского губернатора истекал только в октябре нынешнего года. В сентябре, в единый день голосования, в регионе должны были состояться прямые губернаторские выборы. Об участии в них Митин говорил неопределенно еще месяц назад. «Это решение будет не только мое», — признавался он, напоминая, что состоит в партии (ЕР) и, кроме того, обсуждает этот вопрос с «большим количеством коллег». «Мы ведем с ними консультации, и я не вижу сегодня каких-либо причин, которые могут мне сказать: нет, я не буду участвовать. Ни состояние здоровья, ни состояние экономики, ни политическая составляющая не мешают мне идти на губернаторство», — отмечал Митин еще в начале января.
На пресс-конференции 13 февраля он заявил, что принял решение не выдвигать свою кандидатуру на выборах губернатора. «Заранее поставил в известность об этом президента РФ, обратился к главе государства с просьбой дать мне новое поручение», — сообщил Митин. По его словам, это был взвешенный и продуманный шаг.
За месяц, в течение которого новгородский руководитель определялся с планами, уволились еще двое его коллег — губернатор Пермского края Виктор Басаргин и глава Бурятии Вячеслав Наговицын. Уже после того, как они объявили об отставках, на Новгородчине заметили отсутствие Митина в поле зрения СМИ. По слухам, он находился в Москве, где принималось решение о его дальнейших перспективах.
Источники в Кремле рассказывали (а эксперты с готовностью подтверждали), что теперь региональных руководителей оценивают по трем ключевым критериям, которые должны заменить собой многочисленные и противоречивые экспертные рейтинги. Учитывается социально-экономическое состояние региона, политическая составляющая и уровень поддержки элит, а также наличие коррупционных эпизодов или конфликтов интересов. Причем последний фактор — если он имеет место — должен был означать почти автоматическую отставку.
Громких коррупционных скандалов, связанных с фигурой Митина, эксперты, однако, не припоминают.
Губернатор благополучия
«У нас выполнены все майские указы. В детские садики у нас уже три года как очереди нет», — рассказывал Митин президенту Владимиру Путину прошлым летом. Ко всему прочему область оказалась в лидерах по реализации программы расселения граждан из ветхого и аварийного жилья.
С подобными отчетами хотели бы обратиться к главе государства многие губернаторы: средств и управленческих ресурсов на реализацию майских указов хватило далеко не у всех. «В этом году за четыре месяца опять у нас рост, и в общем по всем показателям: и по инвестициям, и по сельскому хозяйству, и по строительству», — продолжал чиновник. Так, по его словам, промпроизводство выросло на 12 процентов несмотря на падение показателей «Акрона», одного из крупнейших предприятий области.
В то же время эксперты не склонны безоговорочно верить бравурно звучащим отчетам. «Регион на самом деле дотационный. Ресурсов там, кроме трассы М-11, "Акрона" и леса, в общем-то нет, — отмечает руководитель Политической экспертной группы Константин Калачев. — Есть большое историческое прошлое, туристическая привлекательность, но есть проблемы с инфраструктурой: отсутствует современный сетевой отель, аэропорт».
И все же публичных скандалов в социально-экономической сфере Новгородской области было немного. Осенью 2015 года Митину досталось от Общероссийского народного фронта: по данным ОНФ, дом, в котором проживает Митин, попал в список на капремонт всего через пять лет после капитальной перестройки. Губернатор оправдывался, что не участвовал в принятии решения, в итоге дом вычеркнули из списка на ближайший капремонт.
За несколько месяцев до этого министр здравоохранения России Вероника Скворцова фактически назвала область наиболее неблагополучным в медицинской сфере регионом. По ее словам, в регионе «самый низкий индекс благополучия» и «ниже показателя по стране нет». Представители местного здравоохранения в ответ возмущались, просили прояснить критерии, по которым их оценивали. Но, кто прав и как в действительности обстоят дела в новгородской медицине, так и не прояснилось.
В 2014 году в регионе, как и в некоторых других, случился серьезный перебой с пригородным железнодорожным сообщением. Но ни в случае с капремонтом, ни при транспортной блокаде об отставке Митина речи не шло.
Впрочем, бесперебойной работы и бурного роста всех отраслей от него, кажется, не ожидали. «Главная задача, с которой он шел на пост главы региона, — это повестка декриминализации, — поясняет политолог Константин Калачев. — Там правили бал такие "чудесные" люди, как Тельман Мхитарян и Коля Бес (представители новгородской ОПГ — прим. «Ленты.ру»). Регион был запущенный, нищий, управленческая система практически не работала».
Между выборов
Впервые Митин занял пост губернатора через процедуру назначения. Но в 2012 году, когда первый срок его полномочий близился к концу, в стране вернули прямые выборы региональных руководителей. Чиновнику пришлось вынести свою кандидатуру на суд граждан. И в регионе предпочли перестраховаться.
К выборам оказались допущены, помимо действующего губернатора, только два кандидата — от ЛДПР и «Патриотов России». Оба набрали равное, почти символическое число голосов, а сам Митин вышел победителем, получив почти 76 процентов.
Такой отрыв дорого обошелся прежде всего в репутационном плане. Журнал Time, на обложке которого не раз фигурировал Путин, опубликовал разгромный материал с упоминанием конфиденциального документа, который якобы описывал тактику предвыборной борьбы губернатора и рассказывал о допуске «управляемых кандидатов» к предвыборной гонке.
Основным механизмом отсева, говорилось в документе, послужил муниципальный фильтр — он предусматривает, что для участия в гонке надо получить поддержку как минимум 10 процентов муниципальных депутатов. «Были проблемы, в том числе политические ошибки, — комментирует Калачев из Политической экспертной группы. — Начиная с того, что на выборы губернатора не допустили кандидата от КПРФ, заканчивая противостоянием с мэром Великого Новгорода Юрием Бобрышевым (Митин поддержал его отставку, которую затем не признал суд — прим. «Ленты.ру»)». Недавно коммунисты, которые не смогли довести своего кандидата до губернаторских выборов, потребовали отменить этот механизм. Но областная дума уверенно отвергла инициативу, а сам Митин не раз признавал, что не собирается помогать конкурентам проходить упомянутый фильтр — уж коли закон его к этому не обязывает.
На думских выборах в сентябре 2016-го «Единая Россия», к которой принадлежит бывший губернатор, получила около 40 процентов — ощутимо меньше, чем в среднем по России. ЛДПР несколько обошла коммунистов, от которых на федеральном уровне все же отстала. Меньше повезло кандидатам от «Яблока» — в местный парламент не смог попасть ни один из представителей этой партии.
Однако добивались результата, по мнению ряда наблюдателей, в области не очень аккуратно. В прошлом августе, за месяц до выборов в Госдуму и местный парламент, ЦИК России предложил главе избиркома Новгородской области отправиться в отставку. Ему выразили недоверие, а список «яблочников», снятый с областной гонки, восстановили на выборах. К тому же выяснилось, что не всем кандидатам предоставили положенное эфирное время, а глава ЦИК Элла Памфилова обращала внимание на инциденты с нападением на кандидатов.
От 5 до 80
Еще перед началом кампании Памфилова обещала, что направит президенту доклад о нарушениях во время предвыборной агитации и голосования. Учитывая мнение ЦИК по Новгородской области и тот факт, что политическая составляющая теперь входит в ключевые критерии оценки Кремля, данные доклада вполне были способны потопить губернатора.
Тем более что нынешнюю губернаторскую ротацию эксперты объясняют приближением президентской избирательной кампании. По мнению политолога Андрея Колядина, недавно ушедшие с постов Басаргин и Наговицын — «вполне успешные экономические менеджеры». Но, принимая по ним решения, «экономическую часть не трогали». «Это связано прежде всего с тем, что на их территории находятся достаточно сложные конфликты с элитами. И по мнению экспертов, и по мнению тех людей, которые так или иначе принимали участие в рейтинговании губернаторов по задачам, поставленным администрацией президента, они не смогли доказать и обосновать, что они управляют в политическом ключе своими регионами», — отмечает Колядин.
Константин Калачев из Политической экспертной группы убежден, что глава государства собирается поставить перед регионом задачи нового уровня. «Мне кажется, наш президент как-то проникся к Новгородской области. Неслучайно он туда так часто ездит на Валдай, неслучайно он встречался с новгородскими рыбаками. Возможно, Новгородской области предстоит стать модельным регионом, регионом ускоренного развития», — заявил политолог.
По его мнению, в эту логику вполне укладывается назначение бывшего руководителя Агентства стратегических инициатив Андрея Никитина временно исполняющим обязанности губернатора. «Бывший глава АСИ не может быть просто губернатором, он должен быть губернатором инновационным, представляющим самые передовые управленческие технологии», — отмечает Калачев.
Эксперты и источники уже называли нескольких кандидатов на вылет, которые должны, по их словам, последовать примеру Басаргина, Наговицына и Митина. Пока в разных вариациях звучат пять-шесть фамилий, но, по мнению политолога Колядина, на этом ротация не прекратится. «Наверняка и в дальнейшем будут происходить изменения с губернаторами, потому что речи не идет о том, что 5 глав регионов будут заменены, а остальные 80 имеют право пожизненно находиться на своих постах. Дальнейшие операции до выборов президента все равно будут связаны с управляемостью регионов и возможностью губернаторов влиять на элиты, — резюмирует политолог. — Если они такими возможностями обладать не будут, то им грозит опасность отставок вне зависимости от того, будут ли они в этом году избираться или нет».