На прошлой неделе городской совет Алушты согласовал назначение Игоря Сотова на должность заместителя главы администрации города. Казалось бы, рядовая региональная новость. Но совсем недавно — в конце декабря 2016-го — глава Республики Крым (РК) Сергей Аксенов освободил Игоря Сотова от выполнения обязанностей главы администрации Алушты по итогам неудовлетворительной работы за год. За два месяца чиновник, очевидно, научился работать с полной отдачей и поэтому вернулся в администрацию на должность зама. Это лишь один из сотни примеров неоднозначной кадровой политики, которая проводится в республике. «Лента.ру» разбиралась в нюансах трудоустройства по-крымски.
Но избави их от лукавого
С 2014 года, когда Крым возглавил Сергей Аксенов, в республике поменялись десятки министров, их замов и руководителей муниципалитетов. Кто-то уходил по собственному желанию, не справившись с работой, кто-то менял уютный кабинет на камеру СИЗО. Сам Аксенов, судя по его высказываниям, не может определиться, что же мешает обеспечить эффективную кадровую политику. Дошло до того, что ему приходится лично решать многие вопросы — «от канализационного люка до ямы».
В правительстве республики знают «о кадровых проблемах и кадровом голоде», а несоответствие ряда чиновников запросам общества связано «с характером и настроем самих людей», рассказал недавно вице-премьер, министр внутренней политики, информации и связи РК Дмитрий Полонский. По его словам, не все управленцы способны справиться с искушением властью и деньгами. «Есть общие проблемы — низкая зарплата. Средняя зарплата, к примеру, в Бахчисарайском муниципалитете — около 20 тысяч рублей. И в это время приходит 300 миллионов, которые нужно потратить рационально на развитие города», — пояснил Полонский. Он также подчеркнул, что все назначения в местных администрациях проходят абсолютно открыто, транслируются на телевидении, и в них участвуют все желающие.
При этом глава республики еще полтора года назад последовательно выступал против управленцев с материка. В 2015-м он заявил, что будет лично проверять таких кандидатов на должности и по личным убеждениям их оценивать, что не позволит навязывать ему членов правительства. Материковых чиновников в Крым начали присылать по поручению вице–премьера РФ Дмитрия Козака, курирующего регион.
Аксенов приводил свои аргументы. «Крымское общество выдвигает одно из главных требований к власти — необходимо менять "старые украинские элиты" в Крыму на новые. Требование не всегда оправданное… Большая часть местных управленцев, находившихся у власти при Украине, готовы работать в интересах российского Крыма. Подавляющее большинство тех, кто сегодня рекрутирован в органы власти на любом уровне, дает себе полный отчет в том, какая перед ними стоит задача», — говорил глава Крыма в октябре 2015-го.
Однако в марте 2016-го руководитель республики признал, что «наша главная задача сейчас одна — это подготовка патриотично настроенных квалифицированных кадров, которые хотят приехать работать в Крым. Им мы должны создать все условия для работы».
Украинский опыт — не лучшее качество
Кадровая политика в любом субъекте РФ регламентируется федеральным и региональным законами о государственной гражданской службе, и Крым — не исключение, говорит руководитель крымского отделения Фонда развития гражданского общества Наталья Киселева. «Другое дело, что Республика Крым и Севастополь — самые молодые российские регионы, и это влечет за собой целый ряд объективных трудностей при подборе кадров. Естественно, кандидат на любую должность на госслужбе должен соответствовать квалификационным требованиям, а также иметь опыт работы в госорганах. Но опыт работы граждан Крыма в госорганах (до 2014 года) далеко не всегда служит позитивной характеристикой, потому что работа в украинских и российских органах власти — две большие разницы», — комментирует «Ленте.ру» Киселева.
Просматривая сайт крымского правительства, она обратила внимание на то, что в последних объявлениях о конкурсах на замещение вакантных должностей в аппарате Совмина РК в дополнительных требованиях к кандидатам указывается умение работать в стрессовых ситуациях. Далеко не все им обладают. «Сергей Аксенов не раз говорил о кадровом голоде в Крыму. У этого, может, не голода, но дефицита, есть как объективные, так и субъективные причины. Но как бы то ни было, вакансий в наших министерствах и госкомитетах довольно много. Вот, например, в министерстве внутренней политики, информации и связи Республики Крым по состоянию на 14 февраля 2017 было 16 вакансий, министерство здравоохранения объявляло конкурс на замещение 12 вакансий. О кадровой проблеме в Крыму свидетельствует и частая смена в руководящем составе правительства», — отметила собеседница.
Другая точка зрения у координатора общественного движения «Антикоррупционное бюро Республики Крым» Андрея Мезина. «Говорить о кадровом голоде в Крыму — это бред. Сегодня множество специалистов с большим государственным опытом, нормальными моральными ценностями находятся без работы, потому что не могут даже попасть в структуры и показать свои профессиональные качества», — считает он.
Огни большой родни
Однако если опытных специалистов во власти республики и не хватает, то родственников главы Крыма и близких к ним людей — достаточно. В Госсовете РК комитет по имущественным и земельным отношениям возглавляет Евгения Добрыня — свояченица Сергея Аксенова, а его отец Валерий Аксенов — зампредседателя комитета по строительству и ЖКХ. Депутатами Госсовета стали также бизнес–партнеры семьи Аксеновых Сергей Бородкин (в ООО «Галс» и «Стэлс–юг», по данным ЕГРЮЛ) и Николай Высоцкий (согласно его биографии, был замдиректора ООО «Галс», при Украине контролировалось Людмилой Добрыней, тещей Сергея Аксенова). Кстати, теща в 2014 году стала членом общественной палаты Крыма, а тесть Александр Добрыня — замдиректора государственного казенного учреждении РК «Экспертно–технический центр».
Бизнес–партнер Аксеновых (в фирме «Монолит-плюс») Светлана Бабий — советник главы Крыма. Андрей Дедюхин (как неоднократно писали СМИ на полуострове, он приходится свояком Аксенову, гражданским мужем Евгении Добрыни) работает начальником департамента по рыболовству в Минсельхозе РК, а до этого возглавлял республиканский Госкомитет по рыболовству. Замминистра финансов РК Наталья Федчун в украинский период была замдиректора в ООО «Мальва Ком» тещи Аксенова и ее компаньона Светланы Бабий.
Бывший первый зампредседателя правительства РК Михаил Шеремет, избранный депутатом Госдумы, был замдиректора ООО «Монолит-Плюс» супруги Сергея Аксенова и Светланы Бабий. Председатель комитета конкурентной политики РК Артем Зильберварг и его зам Ярослав Сливка при Украине владели ООО «Киевская инвестиционно–промышленная компания "Киевинвестпром"», сейчас хозяин фирмы — уже упоминавшийся депутат Бородкин (согласно ЕГРЮЛ). Во главе администрации Ялты — давний знакомый Аксенова Андрей Ростенко.
Правительство в заключении
Отдельное правительство могли бы сформировать управленцы, которых команда Сергея Аксенова привела во власть. Но ушли они из нее, будучи взятыми под руки правоохранителями. Самый последний случай — февральское задержание бывшего вице–премьера республики Олега Казурина, подозреваемого в получении взятки в особо крупном размере. Казурин попал в крымский Совет министров в январе 2016 года и был выдворен оттуда в декабре того же года за то, что, по словам Аксенова, не справлялся со своими обязанностями. О том, каков Казурин профессионал, хорошо знали в Севастополе, где он был директором департамента городского хозяйства: там он не оставил своей подписи ни на одном госконтракте. Однако в соседней республике, несмотря на это, такой кадр пришелся ко двору.
Было уголовное дело и на первого замминистра внутренней политики, информации и связи Сергея Доценко, подозревавшегося в превышении служебных полномочий. И задержание министра промышленной политики Андрея Скрынника — по подозрению в пособничестве мошенничеству. И уголовное дело за растрату против министра транспорта РК Анатолия Цуркина. Брали правоохранители и главу «Крымской железной дороги» Андрея Каракулькина, заподозренного в мошенничестве. Разумеется, все они носят приставку «бывшие».
Осужден за превышение должностных полномочий бывший глава Керчи Олег Осадчий (без реального срока заключения, отделался административным штрафом). Сейчас суд рассматривает уголовное дело бывшего главы администрации Феодосии Дмитрия Щепеткова, обвиняемого в вымогательстве взятки в особо крупном размере, а его заместитель Макар Макаров уже признан судом виновным в посредничестве во взяточничестве в особо крупном размере. Другой бывший глава Керчи Сергей Писарев еще не осужден, но подозревается в получении взятки в особо крупном размере. Открыто уголовное дело о растрате в отношении бывшего главы администрации Черноморского района Сергеем Володько. Попала под следствие за нецелевое расходование бюджетных денег глава администрации Щелкино Татьяна Ерманова. Возбудили уголовное дело против замглавы администрации Керчи Олега Шевченко, подозреваемого в вымогательстве взятки. А бывший замглавы администрации Ялты Олег Земляной приговорен к двум годам условно и штрафу за превышение должностных полномочий и незаконное вмешательство в деятельность юридического лица. Все это выглядит как сводки с фронта — коррупционного.
Посадить нельзя спасти
Вместе с тем доктор политических наук, профессор Севастопольского государственного университета Александр Ирхин уверен, что обилие уголовных дел в республике определяется прежде всего личной позицией главы Крыма. «У любого проекта есть запас прочности. Если он превышается за счет хищений, то проект переходит в имитационный режим, то есть в результате мы видим красивую картинку, которая быстро разрушается из-за некачественных материалов и работы. Такое количество "посадок" связано, во–первых, с позицией первого лица Крыма, во–вторых, с тем, что денег в условиях глобального экономического кризиса становится все меньше, а проекты развития необходимо реализовывать. И надо выбирать: либо ты прикрываешь "своих" и хищения, либо отчитываешься конкретными делами перед президентом», — рассуждает политолог.
По мнению собеседника, в этой ситуации нельзя говорить о более эффективной работе российской правоохранительной системы, которая действует лучше украинской, потому как «есть много случаев, когда правоохранительная система работает, а уголовные дела не реализуются и рассыпаются». Поэтому, отмечает он, большую роль играет политическая воля руководителей разного уровня — как регионального, так и федерального, что дает возможность правоохранителям и спецслужбам «реализовать накопленные материалы». Хотя эксперт и не вспомнил, как Аксенов в июле 2015-го создал специальную комиссию для защиты чиновников от посягательств правоохранителей... Правда, через четыре дня глава Крыма отказался от комиссии, объяснив это нестыковками с российскими законами.
Сергей Аксенов, «наверное, устал дважды, трижды, пять раз на одни и те же грабли наступать», ошибаясь с кадрами, тем не менее ему, видимо, позволяют и дальше работать в таком ключе, предполагает Андрей Мезин. «Вы посмотрите, сколько сегодня даже не тех, кто "посажены", а непрофессионалов во главе исполнительной власти регионов, сколько людей с криминальным прошлым. А такие все назначаются и назначаются», — сетует общественник. По его мнению, назначения в республике производятся «непрофессионально — по каким–то звонкам, связям», кроме того, многие управленцы либо имеют криминальное прошлое, либо не имеют вовсе опыта работы на госслужбе. Помимо этого, Мезин не согласен с политологом Ирхиным насчет того, что большое количество «посадок» связано с личной позицией руководителя региона. «Назначать тех, кто имел проблемы с законом или не имел опыта работы — заведомо провальный шаг. Я не знаю, кто занимается кадровой политикой: то ли ему (Аксенову — прим. «Ленты.ру») кто–то навязывает проходимцев, то ли он сам их назначает», — резюмирует он.
В сухом остатке получается, что глава Крыма, отправляющий пачками в места не столь отдаленные нерадивых чиновников, вынужден опираться на родственников, получивших важные посты. Вероятно, он уверен, что они не предадут и способны уследить за тем, что другие хотят от него скрыть. Но как быть главе республики, если оступятся даже родственники и ближайшие соратники?