Зимние Олимпийские игры 2018 года в Пхенчхане могут пройти без хоккеистов из НХЛ. Комиссар североамериканской лиги Гэри Беттмэн заявил, что руководство лиги не может достигнуть соглашения с Международным олимпийским комитетом (МОК). Двукратный олимпийский чемпион Вячеслав Фетисов в беседе с «Лентой.ру» рассказал о своем взгляде на ситуацию.
«Лента.ру»: С 1998 года лига всегда договаривалась с МОК об участии хоккеистов, почему консенсуса не удается достичь именно сейчас?
Фетисов: Это странная ситуация. Приезд знаменитых хоккеистов на Игры — визитная карточка МОК. Да и формат «лучшие против лучших» позволяет увидеть тенденции и направление развития этой замечательной игры. Если дело только в деньгах, то это глупость какая-то.
Какова возможность того, что МОК и НХЛ придут к общему знаменателю к началу Олимпийских игр?
Нужно приходить к этому знаменателю уже сейчас, потому что скоро будет формироваться календарь НХЛ на следующий год. Осталось не так много времени. В прошлые года переговоры также были затянуты до критической даты. Но лично мне было бы интересно посмотреть на лучших хоккеистов во время самого значимого для спорта соревнования.
Чем может обернуться отсутствие ключевых хоккеистов национальных сборных на Олимпийских играх?
Хоккей будет, но уже другого качества. Да, для зрителей Олимпиада сама по себе интересна. Но хоккей в исполнении звездных игроков — это, наверное, самое значимое событие Игр.
Александр Овечкин и Сидни Кросби не раз заявляли, что очень хотят выступить на Олимпиаде. Может ли их авторитет повлиять на решение лиги?
Я знаю, что не только Саша и Сидни хотят играть. Абсолютное большинство хоккеистов из НХЛ мечтают выступать на Олимпийских играх. Но на сегодня у них не хватает влияния, чтобы изменить ситуацию.
Если Овечкин и другие игроки отправятся в олимпийскую «самоволку», какие санкции могут последовать по отношению к ним?
В самоволку им уйти не получится, потому что, насколько я знаю, существует соглашение НХЛ с Международной Федерацией хоккея, согласно которому заявиться на турнир могут игроки, получившие разрешение от НХЛ. Поэтому не знаю, как это у них может получиться. В интересах обеих сторон соблюдать договоренности. Но если Саша в НХЛ сможет договориться со своим клубом, то все будут только рады этому.
В IIHF посчитали, что заявление комиссара НХЛ о пропуске Олимпиады игроками лиги — это не более чем провокация. Вы согласны с этим мнением?
Они это дело до последнего будут выторговывать, ведь НХЛ — бизнес-структура. Не знаю, о какой сумме идет речь. Но разменять самую востребованную в мировом спорте площадку на какие-то деньги — для меня странно.
Беттмэн говорил, что речь идет о 15-20 миллионах долларов, которые должен выплатить МОК за участие игроков лиги, однако организация якобы не готова расстаться с такой суммой.
Повторюсь, НХЛ — бизнес-структура, а МОК — организация, которая зарабатывает колоссальные деньги на проведении Игр. Спортсмены готовятся не за счет МОК. Например, в нашем случае, подготовительный процесс оплачивается государственными деньгами. То есть они используют ситуацию и зарабатывают. Если условия им не подходят, они могут принимать любые решения. Опять же все это должно согласовываться должным образом. Не знаю, что там у них произошло… Но деньги на самом деле большие! Страховки игроков — огромные средства, хотя они в свое время входили в контракт игроков НХЛ. Я не могу сказать, много это или мало, чтобы собрать лучших хоккеистов мира для двухмиллиардной аудитории. Но я знаю, что ни Кубок Стэнли, ни чемпионаты мира никогда не соберут такое количество зрителей
Получается, что игроки становятся заложниками сложившейся ситуации, находясь между двух огней. Что им делать?
Сейчас игроки выполняют условия трудового договора, который они подписали. Какие они заложники? Свое мнение они уже наверняка высказали. Решение принимают те, кто платит деньги. Все очень просто.
Сталкивались ли вы с похожей ситуацией в то время, когда сами играли в НХЛ?
Мы вместе с Игорем Ларионовым приехали на собрание Профсоюза игроков и подтолкнули руководство лиги к принятию решения об участии хоккеистов в Олимпийских играх 1998 года в Нагано. Это было большое собрание всех ведущих игроков НХЛ в Аризоне. Нас пригласили, как людей, уже имеющих опыт. Главным аргументом тогда было то, что выступление за свою страну — огромная честь для любого игрока. Таким образом, тогда НХЛ даже не по согласованию, а под воздействием игроков приняла положительное решение. И оно действительно стало судьбоносным. Мы объяснили молодежи, что быть частью большой международной спортивной семьи — большая честь. В результате, сегодня мы можем смотреть хоккей в формате «лучших против лучших», а также наблюдать рост интереса к виду спорта среди «нехоккейных» стран.
Смогут ли игроки лиги повлиять на ситуацию, если соберутся на встречу, как в свое время сделали вы?
Наверное, хозяева лиги могут услышать ребят, которые захотят участвовать в Играх. Но я думаю, все условия были прописаны в коллективном договоре, который каждые пять лет изменяется. Видимо, какие-то то новые обстоятельства вступили в игру. Я думаю, что подавляющее число игроков свое мнение выскажут в пользу поездки на Олимпиаду.