За несколько месяцев до начала Кубка Конфедераций-2017 у россиян появился серьезный повод для беспокойства. Международная федерация футбола (ФИФА) хочет получить от российских телеканалов 120 миллионов долларов за право транслировать матчи этого турнира, а также идущего с ним в комплекте чемпионата мира-2018. Каналы на такую сумму не согласны, и вопрос с телетрансляцией повис в воздухе. «Лента.ру» рассказывает подробнее о сложившейся ситуации.
Деньги на бочку
В единый пул для трансляции Кубка Конфедераций и чемпионата мира объединились три российских канала: ВГТРК, Первый и «Матч ТВ». ФИФА потребовала за телеправа 120 миллионов долларов — в три с лишним раза больше, чем за Евро-2016. Российские телевизионщики готовы заплатить 40 миллионов долларов за трансляцию домашнего мундиаля. Переговоры зашли в тупик. Дедлайн, до которого сторонам необходимо ударить по рукам, наступит ровно за месяц до стартующего 17 июня Кубка Конфедераций.
«Дальше становится сложно спромотировать трансляции, я уж не говорю о том, чтобы продать, ведь единственный механизм компенсации от покупки прав — продажа рекламного времени. Продажи, безусловно, требуют времени, а за месяц минимум нам необходимо промотировать эти трансляции, чтобы хоть как-то привлечь внимание аудитории», — говорил ТАСС в феврале генеральный продюсер Первого канала Александр Файфман.
Удивление специалистов вызывает то, что переговоры о покупке телеправ вступили в решающую стадию только сейчас. Бразильская компания Globo, к примеру, договорилась с чиновниками ФИФА за восемь лет до домашнего мундиаля 2014 года и выложила те же самые 120 миллионов долларов.
Многолетний руководитель спортивных каналов ВГТРК Василий Кикнадзе, не раз участвовавший в переговорах по покупке прав на трансляцию крупных турниров, в интервью «Советскому спорту» спрогнозировал дальнейшее развитие ситуации.
«Легкими переговоры точно не будут. Это как летчики, идущие на таран: кто отвернет, тот проиграл. Перед ЧМ-2002 переговоры шли около полутора лет. А договорился я в итоге за четыре дня до начала турнира», — отметил Кикнадзе.
В сложившейся экстренной ситуации (как и во многих других) болельщики рассчитывают на государство, которое в последний момент спасет переговоры, «докинув» ФИФА недостающую сумму. Однако главный спортивный чиновник страны Виталий Мутко исключил такой вариант. По его словам, сделки должны заключаться по законам рынка, поэтому государство не намерено вмешиваться в переговоры.
С верой в лучшее
Оптимизма неравнодушным к футболу россиянам добавляет обоюдное желание сторон прийти к консенсусу, ведь иначе ФИФА не только лишится десятков миллионов долларов, но и испытает сильнейший удар по репутации. Если страна-хозяйка мундиаля не транслирует матчи турнира — это, мягко говоря, странно, и подобного еще никогда не было.
По мнению агентства Bloomberg, переговоры зашли в тупик во многом из-за нынешнего президента ФИФА Джани Инфантино. Заняв свой пост в феврале 2016 года, чиновник приступил к кадровым чисткам, и одной из его жертв стал швед Никлас Эрикссон. Именно он долгое время успешно заключал от имени ФИФА контракты с российскими телеканалами. Организационные неудачи Инфантино на его первом в качестве руководителя ФИФА мундиале явно ни к чему. Если швейцарец хочет повысить свои шансы на переизбрание в 2019 году, вопрос с российскими телевизионщиками нужно решать. Причем быстро.
В начале марта министр спорта России Павел Колобков в беседе с ТАСС успокаивал болельщиков.
«Гарантирую — матчи чемпионата мира покажут на центральных каналах. Такие переговоры ведутся практически по всем соревнованиям. Такие же были во время чемпионатов мира по легкой атлетике, плаванию. Это всегда вопрос переговоров, решения различных нюансов», — говорил глава Минспорта.
Как это было
Предыдущим турниром в России, сравнимым по масштабу с чемпионатом мира по футболу, была зимняя Олимпиада в Сочи 2014 года. Тогда переговоры о телетрансляциях с Международным олимпийским комитетом (МОК) успешно завершились за полтора года до старта соревнований — в сентябре 2012-го. Первый канал и ВГТРК заплатили за телеправа 1,6 миллиарда рублей (около 28,5 миллиона долларов). Такие же расходы понесла автономная некоммерческая организация «Спортивное вещание», получившая эти средства в качестве субсидий от государства.
По итогам трех недель Игр чистая прибыль двух телеканалов составила 350 миллионов рублей. На Первом рекламу показали 29 брендов, на «России 1» — 18. По оценкам TNS Russia, трансляции с Олимпиады посмотрели более 63,7 миллиона россиян, то есть 93,5 процента российской аудитории телеканалов на тот момент.
Вызовет ли ЧМ-2018 у российского зрителя такой же интерес, как и Олимпиада, особенно с учетом неважных результатов российской сборной, вопрос непростой. В любом случае количество зрителей в стране, заинтересованных в трансляции мундиаля, исчисляется миллионами, и они очень надеются на результативность переговоров.