Бюро Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) на заседании 28 апреля выразило вотум недоверия главе организации — испанцу Педро Аграмунту, который официально поста не лишен, но с недавнего времени серьезно ограничен в полномочиях. Одними из инициаторов вотума стали представители украинской делегации, долгое время проявлявшие в этом направлении недюжинную активность. Зачем Киев атаковал Аграмунта и как на Украине рассчитывают воспользоваться этой ситуацией, выясняла «Лента.ру».
«Будем бить по самому больному месту!»
Первую серьезную атаку на нынешнего главу ПАСЕ представители Украины затеяли осенью прошлого года. Формальным поводом стал призыв Аграмунта сделать все необходимое для возвращения в пленарный зал представителей России. «Ситуация, когда Россия отсутствует на ассамблее, никому не на пользу — ни России, ни ассамблее, ни одной из других 46 стран», — заявил председатель. Понятно, что такого рода утверждения на Киев действуют как красная тряпка на быка. Вице-спикер Верховной Рады и член украинской делегации Ирина Геращенко буквально на следующий день выступила с зажигательной речью, в которой обвинила испанца в том, что все его заявления полностью соответствуют российской позиции. Украинская делегация пока не запустила процедуру отзыва главы ПАСЕ, но уже готовится к этому шагу, потрясали кулаком в Киеве.«Аграмунт не беспокоится о своей репутации, он беспокоится о своей должности, поэтому будем бить по самому больному для него месту — по его должности», — грозилась Геращенко.
Начать процедуру смены Аграмунта было обещано уже в январе 2017 года. Согласно правилам ПАСЕ, глава организации избирается на два года от определенной политической силы (2016 год стал первым для Аграмунта, представляющего Европейскую народную партию), однако по истечении первого года орган должен продлить его полномочия. Как ни старались представители Украины, в январе 2017 года сенсации не случилось. В будничном рабочем режиме и без особого ажиотажа ПАСЕ продлила полномочия Аграмунта еще на год.
Последний, к слову, после голосования не упустил возможность потроллить украинских оппонентов, в одном из первых заявлений вновь призвав вернуть в зал российскую делегацию: «Я считаю, что россияне должны быть здесь, в ассамблее, с полноценными правами. Но не я должен принимать это решение, это решение должна принять ассамблея». Однако для Киева в этот день были и хорошие новости: депутат Рады Георгий Логвинский (фракция «Народного фронта», лидером которой является бывший премьер Арсений Яценюк) был избран вице-президентом ПАСЕ. Достижение на самом деле не бог весть какое, потому что в структуре организации формально предусмотрено до 20 вице-президентов, однако ликованию украинской делегации не было предела. «Очередная победа Украины на международном фронте… В Страсбурге, при единогласной поддержке зала меня избрали вице-президентом Парламентской ассамблеи Совета Европы. Это огромная честь, гордость и ответственность для меня… Приложу все усилия на новой должности для дальнейшей поддержки Украины, восстановления ее целостности, защиты прав наших граждан», — радовался Логвинский.
Справедливости ради следует отметить, что скромный пост вице-президента и члена бюро ПАСЕ — это действительно самая высокая должность на международной парламентской арене в истории Украины. Не успели в Киеве порадоваться этой «перемоге» (в переводе — победе), как через несколько дней последовала еще одна: того же Логвинского избрали главой подкомитета ПАСЕ по проблемам преступности и борьбы с терроризмом. Его главным соперником был представитель Франции Тьерри Мариани, известный тем, что неоднократно посещал Крым после его возвращения в состав России (на Украине за это на него завели уголовные дела). Так что накал страстей вполне объясним. «Мы не могли допустить такой плевок в лицо Украины и всей ассамблеи», — заверил представитель Рады после голосования.
Сирийский кризис
Январскую ротацию в любом случае можно считать усилением позиций Украины в ПАСЕ. Укрепившись таким образом, представители Киева ожидали удобного повода для новой атаки на «пророссийское», по их мнению, руководство организации. Подходящий случай представился в конце марта, когда делегация ПАСЕ — Аграмунт, депутаты нескольких европейских стран (в частности, Чехии, Бельгии, Сербии, Италии, Испании), а также представители Госдумы России — отправилась в Сирию с целью попытаться урегулировать тамошний кризис. Киев включился немедленно. Вице-спикер Рады Геращенко организовала официальный запрос с требованием разъяснения действий президента ПАСЕ, а постоянный представитель Украины в Совете Европы Дмитрий Кулеба заявил об окончательном подрыве «главного актива» — морального авторитета. В далеких от принятых в цивилизованном обществе выражениях он советовал Аграмунту следующим шагом пригласить выступить в ПАСЕ Башара Асада: «проблем с этим не должно быть».
Потом последовало совместное заявление от делегаций Украины, Польши и Дании, которые заявили, что «дистанцируют» себя от поездки главы ПАСЕ (как будто это не было очевидно), и в категоричной форме потребовали оповестить общественность, что визит не был санкционирован ПАСЕ. Подписанты призвали и другие делегации присоединиться к их инициативе, однако сказать, что процесс пошел, значило бы сильно преувеличить. Возможно, действия председателя одобряли не все, но к совместной инициативе, запущенной Украиной при поддержке Польши и Дании, присоединилась только Литва.
В конце марта состоялся саммит Европейской народной партии (ЕНП) на Мальте, в ходе которого представляющий эту политическую силу глава ПАСЕ и украинские делегаты не могли не столкнуться лицом к лицу. Как это было на самом деле — сказать трудно, но представители Киева рассказали, что Аграмунт, якобы испуганный неудобными вопросами, попросту от них сбежал. «В кулуарах саммита поймали президента ПАСЕ… Спросили, были ли удачными его визиты в Сирию и Санкт-Петербург… Помощник президента ПАСЕ пытался прийти на помощь своему руководителю — мол, его ждут на брифинге. Педро Аграмунт сказал, что нам обязательно надо пообщаться и поговорить — и пошел... очень быстро пошел», — докладывала через социальные сети Геращенко.
Интересный аспект этой истории связан с тем, что Сирию в числе прочих делегатов посетил докладчик мониторингового комитета по Украине — испанец Жорди Шукла. «Украинская делегация намерена поставить вопрос, сможет ли Шукла быть докладчиком по Украине в связи с возможным конфликтом интересов. Он принимал участие в визите, организованном РФ, которая является объектом докладов мониторингового комитета по Украине… Поэтому сейчас надо исследовать и получить ответы, финансировала ли РФ перелет и проживание членов ПАСЕ, посещавших Сирию. И если это имело место, тогда конфликт интересов становится уже не мнимым, а реальным», — прикидывал еще один видный представитель Украины, глава украинской делегации ПАСЕ Владимир Арьев.
История с Шуклой получила продолжение. В интервью украинским СМИ он якобы сожалел о своем поступке и даже рассказал, что визит в Сирию «открыл ему понимание сущности России»: «Я узнал очень много во время своей поездки в Сирию. И главное — я узнал многое о способности России манипулировать и спекулировать. И хотя сейчас немало украинских депутатов действительно злы на меня, со временем они поймут, что есть и другое мнение относительно этого визита в Сирию». В вышеупомянутом интервью есть и откровенно анекдотические моменты: «Спрошу напрямую: вы получали какие-либо деньги от россиян — в рамках этой поездки или раньше? — Ноль, ноль, ноль!!! Клянусь именем моих дочерей».
Несмотря на это «покаяние», вопрос о том, останется ли Шукла докладчиком по Украине, остается открытым. В начале июня Шукла посетит Киев, и по итогам этого визита будет принято окончательное решение.
Германия лучше
Главным источником новостей о процедуре выражения вотума недоверия Аграмунту стал глава украинской делегации Арьев. Анализируя случившееся в ПАСЕ, этот момент нужно учитывать и делать скидку на адекватность публикуемой им информации. 24 апреля представитель Киева сообщил о «грандиознейшем скандале — наибольшем за все время существования организации». Многие депутаты категорически требуют отставки главы ПАСЕ — в частности, фракции ЕНП, социалистов и консерваторов, информировал Арьев. На следующий день Ирина Геращенко заявила о скорой отставке главы ПАСЕ как о деле решенном: дескать, сам Аграмунт «не тонко, а толсто на это намекает». В этот же день бюро ПАСЕ одобрило решение создания независимого органа, который будет заниматься проверкой обвиненных в коррупции депутатов ассамблеи, — намек действительно более чем прозрачный.
И вот 28 апреля наконец-то свершилось: как заявил Арьев, бюро Ассамблеи «абсолютным большинством голосов» выразило недоверие председателю. Единственное, что смущает Киев в этой ситуации, — процедуры отставки главы органа в ПАСЕ нет в принципе, ее только предстоит разработать. Поэтому пока ПАСЕ не разрешает Аграмунту планировать официальные визиты, делать заявления и осуществлять другую активность от имени организации. При этом должность формально за ним сохраняется. «От полномочий президента ПАСЕ у Аграмунта фактически осталось одно название», — злорадствовал Арьев.
Украина не скрывала дальнейших намерений: убрать представителя Испании с руководящей должности и добиться избрания своего депутата — Георгия Логвинского. Статус вице-президента теоретически дает ему такую возможность. Однако в разгар событий выяснилось, что сам Логвинский уже отказался от такой многообещающей перспективы в пользу вице-президента Акселя Фишера, который представляет Германию. «В финал вышли два человека — господин Фишер и я, но мы решили, что в интересах Украины будет поддержать президента группы, которая нас поддерживает. Таким образом мы могли бы добиться больших результатов», — объяснил он. Логика, конечно, странноватая. Впрочем, представитель Киева не исключил, что «еще может что-то измениться», поскольку существуют загадочные «определенные регламентные моменты» в отношении кандидатуры Фишера.
Интересно, что эксперты не разделяют уверенности, что глава ПАСЕ из Германии будет отстаивать интересы Украины. «Может быть, новый президент — представитель Германии, Европейской народной партии — будет меньше общаться с российскими депутатами, не более того… Аграмунта обвиняют в том, что он был слишком любезен с российскими депутатами и открыто заявлял, что нужно найти способ вернуть российскую делегацию, а немецкий представитель не будет делать таких заявлений. Не более того», — считает эксперт-международник Владимир Воля. Политолог уверен, что, добиваясь отстранения Аграмунта от председательствования в ассамблее, члены украинской делегации «занимаются политическим пиаром, рассчитанным на украинского потребителя».
Главные бюрократические разборки еще впереди, и пока трудно предсказать, как повернется дело. Известно, что в международных органах к организационным вопросам относятся весьма щепетильно, так что переворот в ПАСЕ может надолго заблокировать ее деятельность. Вряд ли это тот результат, на который рассчитывали в Киеве. Видимо, с прицелом на предстоящие баталии украинская делегация решила усилиться одним из самых одиозных персонажей местного политикума — лидером Радикальной партии Олегом Ляшко. «Ситуация в ассамблее сегодня очень сложная: попытка вернуть делегацию России. Жестко и настойчиво буду отстаивать в ПАСЕ национальные интересы Украины», — уже пообещал он. По крайней мере, скучать в ПАСЕ при таких делегатах точно не придется.