23 января в московской квартире по улице Казакова обнаружены тела двух молодых людей. Артем Исхаков, страдавший проблемами с психикой, убил соседку по квартире, которую он вожделел и ревновал к другим, после чего несколько раз изнасиловал труп и покончил с собой. История вызвала резонанс из-за откровенной предсмертной записки, которую убийца оставил на стене во «ВКонтакте». В ней он детально описал процесс убийства и изнасилования, а также объяснил мотивы и дал наставления своим приятелям. СМИ прошлись по трагедии умершей студентки, словно стая волков, рыскающая по лесу в поисках падали, заставив в очередной раз усомниться в психическом состоянии российской журналистики.
Некрофилы от журналистики
Звучит жутко, но предсмертная записка под названием «Последняя паста парня, который вчера убил некую Таню от неразделенной любви, а следом и самовыпилился» буквально вдохновила журналистов. Тема обсуждалась так, как не обсуждалась резня в школах Перми или Улан-Удэ, имевшая гораздо большее социальное значение.
Записку, изобилующими подробностями-порождениями больного сознания, растащили на новости. И в поле внимания журналистов попало абсолютно не то, что послание долгое время провисело на стене Исхакова в соцсети и на него никто не обратил внимания, лишь только лайкали и комментировали. Объектом стали именно жареные подробности, коих в записке было в избытке. Здесь и описание различных способов совершения убийства, которые молодой человек попрактиковал на своей жертве, и сцены издевательства над трупом крупными мазками.
Он открыто писал о проблемах с психикой: он с детства был преследуем мыслями об убийстве, работал с несколькими психологами, но все впустую. После смерти благодаря жажде трафика он стал звездой всероссийского масштаба. СМИ словно упражнялись в искусстве переплюнуть друг друга в заголовках.
СМИ оперативно подключили «экспертов», которые призваны были прокомментировать громкий случай — психологов и юристов. По сети широко разошлась новость о первой реакции церковников. Якобы один из «благочинных Вологодской митрополии РПЦ» заявил, что девушка поплатилась за собственный блудный грех. Оригинала новости найти не удалось, похоже, это фейк, ловко запущенный на волне хайпа. Его подхватили украинские издания.
На счастье журналистов страницы в соцсетях оказались открытыми и у Страховой, и у Исхакова. Находчивые работники медиа принялись составлять психологический портрет убийцы и его жертвы.
Особенно досталось именно убитой девушке. При жизни на свою беду она вела онлайн-дневник, который после ее смерти подвергся тщательному исследованию со стороны СМИ. Журналисты нашли в нем чуть ли не пророчества о ранней смерти девушки. Сетевые издания с удовольствием смаковали цитаты из него.
А потом в СМИ утекла переписка, из которой следовало, что Таня нередко шутила над Артемом. РЕН ТВ для привлечения внимания интригует заголовком.
Телеканал докладывает, что в переписке девушка сыпала оскорблениями в адрес Артема. А за несколько часов до смерти рассказала ему анекдот, который его обидел. «Зачем про меня шутишь? Я думал, мы друзья», — якобы вопрошал сосед.
Этот факт склонил часть пользователей социальных сетей на сторону убийцы. Они настаивали на том, что девушка сама виновата в собственной смерти, поскольку провоцировала тайно в нее влюбленного студента. Страховой припомнили и фривольные фотографии в соцсетях, и статус «винишко-тян», которых недолюбливает широкая интернет-аудитория.
Другая часть пользователей призывала не обострять ситуацию и вспомнить, что в цепочке «преступник-жертва» априори виноват преступник. На эту тему в сети разразилась целая дискуссия. Тем временем СМИ вновь и вновь перекладывали грязное белье с места на место.
К вечеру медиаполе наэлектризовалось до предела. Пользователи пытались представить, что могло бы стать апогеем абсурда в СМИ, и горько иронизировали над Андреем Малаховым, который, должно быть, хотел посвятить программу этой теме, но ни одного из героев в живых не осталось.
Однако «Известия» доказали, что и из такой ситуации есть выход. Корреспонденты издания разыскали бабушку Артема. Женщина разговаривала с ними через порог, заявила, что шокирована историей и с внуком, наверное, произошло что-то не то.
Нет предела для клубнички
Казалось, что погружаться глубже уже некуда и здравый смысл возьмет реванш, пока вечером пользователи «Двача» не слили в сеть фотографии трупов Страховой и Исхакова. Лежащая на полу с перерезанным горлом полуголая девушка, посиневший от удушения насильник — снимки быстро разлетелись по Telegram, всем желающим модераторы некоторых каналов обещали прислать их неотцензурированный вариант.
Тем же вечером Telegram-каналы распространили фото голой Страховой. И если от публикации обезображенных бездыханных тел СМИ удержались, то перед чудовищной «клубничкой» устоять не смогли. После демонстрации интимных снимков статус убитой как аморальной блудницы укрепился, и в полку сторонников Исхакова вновь прибыло.
Воодушевившись успешностью кликбейта, — каждая новость «Московского комсомольца» о произошедшем в студенческой квартире, к примеру, приносила изданию минимум по сто тысяч кликов — российские СМИ пошли дальше и собрали истории любви, которые закончились жестокими расправами. Портал Life предложил читателям «Пять реальных историй любви, произошедших в России, по которым можно снять хоррор». Остается надеяться, что хоррор, срежиссированный медиа в этот раз, не повторится вновь.