Новости партнеров

О конях и людях

Как умирал Дикий Запад, а с ним и кровожадные бандиты: Red Dead Redemption 2

Скриншот: игра Red Dead Redemption 2

Новую игру от Rockstar ждали пять лет. Компания, некогда выпускавшая ежегодно новый продукт, взяла долгий перерыв и клепала лишь переиздания и дополнения к старым играм. Новой игрой стала Red Dead Redemption 2, которую делали восемь лет и привлекли к ее созданию все студии компании. «Лента.ру» рассказывает, на что было потрачено столько времени и почему RDR 2 — лучшая игра года.

«Все могло пройти более гладко»

Действие Red Dead Redemption 2 разворачивается за 12 лет до событий первой части. В отличие от GTA — другой серии игр Rockstar, ключевой упор здесь делается на сюжет, а не безумный отстрел всего, что движется. В GTA также есть мощная история, но в ней всегда остается место безумию. В Red Dead Redemption такого нет, и у игры четко очерчены границы, за которые либо нельзя заступить, либо это чревато серьезными последствиями.

1899 год, закат Дикого Запада. Уже практически вся территория США уставлена линиями электропередач, ведется активное строительство больших городов, на смену палаткам и кочеванию приходит частная собственность, а вместо грабежей и угона скота — собственный легальный бизнес. Последние группы странствующих грабителей доживают свои дни. Red Dead Redemption 2 рассказывает об одной из таких групп — банде Датча ван дер Линде, которая пытается выжить, накопить денег и сбежать от законников в пустоши. Однако ничего, кроме убийства невинных людей и ограбления поездов, они не умеют, да и не верят в то, что можно жить как-то иначе.

У тех, кто прошел первую Red Dead Redemption (или хотя бы посмотрел пересказ на YouTube), от приквела останутся двоякие ощущения. С одной стороны, они уже догадываются, чем все закончится, и когда знакомишься с членами банды — понимаешь, кто доживет до конца, а кто нет. С другой стороны, в первой игре крайне поверхностно описывались Датч ван дер Линде, Билл Уильямсон и другие герои, когда как во второй каждому из них уделяется по нескольку часов. Оттого становится еще печальнее, когда после задушевного диалога с одним из них вспоминаешь, что будет в финале. Это очень странное ощущение, когда ты внимательно следишь за сюжетом, сопереживаешь героям, но понимаешь всю безнадежность их попыток спастись. Поэтому для тех, кто не играл в первую часть, совет: изучите оригинал после прохождения приквела.

Все держится на идеологии Датча, который даже в самых жестких условиях не перестает мечтать (хотя это уже больше на манию похоже). Он уверен, что его банда — это не группа головорезов, которые убивают и грабят ради забавы и обогащения, а семья, которая совершает преступления по необходимости. Его харизма и убеждения помогли привлечь массу интересных людей: тут и безумный маньяк, у которого порой проскакивают здравые мысли, и австрийский финансист, и бывший морпех, ставший поваром, и еще два десятка интересных персонажей.

Но главный герой здесь не Датч ван дер Линде, а Артур Морган — самый верный стрелок банды. Он, как и Джон Марстон, попал в банду в детстве и был воспитан Датчем, поэтому предан ему и верит каждому его слову. Начинается история с того, как герои пытаются скрыться от пинкертонов после неудачного ограбления в городе Блэкуотер. Самого Артура не было там, и он не знает, что произошло в городе, и никто ему не рассказывает о той перестрелке. Потеряв все, банда решает начать с начала и, как это ни парадоксально, идет на восток, а не на запад.

В отличие от большинства вестернов, Red Dead Redemption 2 не пытается романтизировать образ преступника. Вовсе наоборот — она показывает все ужасы той жизни, специально выводя на первый план безысходность и жестокость, преследующие главных героев. Просто одни отказываются мириться со своей участью и продолжают мечтать, а другие трезво оценивают ситуацию и понимают всю плачевность положения. Артур относится к первым, хотя на протяжении всей игры его сомнения лишь усиливаются.

Самая медленная рука на Диком Западе

Red Dead Redemption 2, как и любой вестерн, крайне нетороплива. Не затянута, а именно нетороплива. Задумка разработчиков была в том, чтобы такими долгими эпизодами Red Dead Redemption давила на игрока своей реалистичной и гнетущей атмосферой, погружая его в мир кочующих головорезов. При этом там, где первая часть заставляла отстреливать ворон, гонять скот и спасать коней, вторая часть кидает игрока сразу в гущу событий.

Здесь главное — прочувствовать темп игры. Забыть обо всех тех молниеносных Assassin’s Creed и GTA (которые все равно проходятся за 60-100 часов, но RDR масштабнее и медленнее) и начать медитативно изучать местные просторы, слушать каждый диалог, охотиться и играть в покер, на худой конец. Пытаться быстро все пройти и за несколько десятков часов закрыть сюжетку нет никакого смысла, потому что тогда мимо пройдет вся проделанная Rockstar работа и вложенные в это миллионы долларов и десятки тысяч человеко-часов. Поэтому тут нельзя быстро обыскивать ящики и обворовывать врагов, нельзя бегать по лагерю, нельзя пропускать анимации, которые ты видел уже сотни раз, нет нормального быстрого перемещения и много чего еще, что могло бы хоть как-то ускорить прохождение. Все для того, чтобы игрок остановился, увидел, оценил и удивился детализации всего вокруг.

И с пониманием этого начинаешь получать удовольствие даже от монотонной поездки на лошади на другой конец карты. Бесспорно, некоторых такой темп отпугнет, и в таком случае не нужно себя ломать, чтобы что-то там прочувствовать. Просто Red Dead Redemption отличается от большинства проектов, и неторопливое повествование — одна из ее отличительных черт.

Да, практически все сюжетные миссии представляют собой поездки из пункта А в пункт В с последующим убийством всего живого. Единственным увеселением служат разговоры с членами банды, потому что Артур никогда не отправляется на задание один. Только спустя 20-30 часов сюжет начинает закручиваться, все происходящее обретает смысл, и тогда понимаешь, почему герои абсолютно не вписываются в новый мир и у них нет будущего. Причем происходит это достаточно неожиданно, потому что вот ты с бандой под хохот грабишь дилижансы и банки мелких городов, а вот уже ввязываешься в войну двух влиятельных семей, пока тебе в спину дышат пинкертоны.

Бескрайние просторы

Red Dead Redemption 2 рассказывает историю не столько о конкретных персонажах, сколько о всей банде. Поэтому взаимоотношениям внутри этой «семьи» отведено отдельное внимание. Лагерь банды — это центральный хаб, в котором Артур может сменить одежду, побриться (ведь борода растет в реальном времени), поесть, поспать, пообщаться с «коллегами» и, разумеется, взять задания. Здесь же можно пополнить общак, на деньги из которого можно развивать лагерь, но об этом позже.

Rockstar решила не выдумывать новые механики, а сконцентрировалась на заполнении своего мира. Стрельба, рукопашные бои и немало других элементов тут ровно такие же, как в первой Red Dead Redemption и GTA V. Зато, гуляя по лесу, не найдешь двух одинаковых деревьев или лачуг, а в каждом доме будет уникальные интерьер и мебель. Каждый из элементов выполнен вручную, что по уровню внимания к деталям сближает проект от Rockstar с играми Naughty Dog. Вот только в Red Dead Redemption — открытый мир с огромной картой, а в Uncharted все поставлено на рельсы без возможности уйти влево-вправо.

Хотя в плане режиссуры сюжетных миссий Red Dead Redemption недалеко ушла от упомянутых выше игр. У игрока нет свободы решать, каким образом решить ту или иную проблему, и если сказано, к примеру, посмотреть на врагов через снайперский прицел, то нельзя взять карабин с оптикой или бинокль. Подобные ограничения обескураживают, ведь на протяжении десятков часов тебе пытались доказать, что у Артура есть полная свобода действий, а тут ему бьют по рукам со словами «придерживайся сценария и не дергайся».

Но за пределами сюжетных миссий можно делать буквально все. Очень сложно перечислить все активности Red Dead Redemption 2, потому что даже при самом внимательном прохождении можно многое пропустить. Кроме стандартных для игр Rockstar возможностей приодеть и причесать героя, а также сыграть в покер и другие азартные игры, здесь есть охота, рыбалка, грабежи домов, поездов и повозок, подработка коллектором и сбор какого-то немыслимого количества коллекционных предметов. Еще есть второстепенные миссии от случайных прохожих, за которые и денег дать могут, и репутацию поднять, и даже дать наводку на клад или домик, который можно ограбить.

Фауна в Red Dead Redemption 2 — отдельный предмет гордости Rockstar. Всего в игре насчитывается 178 видов животных, от котов и собак до аллигаторов и пум. Все они детально воссозданы, и у каждого свои повадки, которые зависят от времени суток (к примеру, ловить рыбу лучше ранним утром или в дождь). Доходит до того, что игрок может выкосить всю популяцию животных. Проработаны и анимации каждого зверя, из-за которых на самом деле пропадает всякое желание охотиться, потому что даже смерть животного показана в деталях. Во-первых, если не убить его с первого попадания, оно начнет убегать, истекая кровью, а затем свалится в конвульсиях и умрет в муках. Во-вторых, если оно все же умерло, то его можно освежевать (иначе зачем просто так их убивать). И, в отличие от первой части, этот процесс показан без цензуры, и можно от первого лица посмотреть, как Артур неспешно срезает шкуру с козы или одним резким движением разделывает кролика.

Главными среди всех животных в игре являются лошади. Об этом говорит как минимум то, что для их создания был основан целый отдел, который вместе со специалистами отрисовывал каждую мышцу и ворсинку коней. За ними нужно ухаживать, их нужно кормить, мыть, накачивать стимуляторами и вообще относиться не как к транспортному средству, а как к партнеру.

Казалось бы, это все достаточно простые вещи, просто набор скриптов, которые могла бы реализовать любая другая студия при наличии денег и времени. Но никто этого не делает, потому что, видимо, только Rockstar может восемь лет заниматься отрисовкой мира, наполняя его жизнью. Да, этот мир именно живет, словно симуляция из сериала Westworld. Просто игрока не посвящают в то, что происходит на другом конце карты, а там совершенно точно что-то происходит.

Потрачено

Red Dead Redemption 2 совершенно справедливо получает свои «десятки» и похвалы от игровых журналистов. Это лучшая игра с открытым миром всех времен и одним самых захватывающих сюжетов за последние годы. Но это вовсе не идеальная игра без недостатков, и объективных минусов тут достаточно. Но они не портят игру настолько, что в нее становится невозможно играть. Справедливости ради стоит отметить, что критика линейности миссий и устаревших механик — по большей части стремление автора показать всем, какой он умный нонконформист, который идет против течения и попытки принизить проделанную Rockstar работу.

Экономика. Чтобы понять всю суть экономики Red Dead Redemption 2, достаточно одного примера. Собрались Артур с другими членами банды на ограбление поезда, в ходе которого убили несколько десятков человек, в том числе и законников. После этого за голову Артура назначают награду в 150 долларов, а с ограбления он вынес всего 100. И где добыть остальные 50 долларов, если хочешь откупиться от властей при полном отсутствии денег? С охоты, торговли, игры в покер много не поднять (если не уделить этому несколько часов). А откупиться от властей нужно, потому что каждые 5-10 минут на горизонте будет появляться группа охотников за головами, которые не дадут спокойно бродить по лесам.

В итоге идешь на еще одно ограбление — в надежде поднять достаточно денег, чтобы перекрыть оба штрафа (все равно что взять кредит для выплаты другого кредита). Но спустя пару миссий, когда уже вернул долг родине, снова идешь на ограбление — но теперь уже банка, и там зарабатываешь две тысячи долларов. Из-за этого возникает вопрос: с какой стати по итогу одних сюжетных миссий ты получаешь 50-100 долларов, а по итогу других — 1000-2000? Здесь нет никакой логики, потому что когда получаешь за одни миссии большие суммы, это не значит, что в будущем выручка будет такой же.

Интерфейс и управление. Rockstar игнорирует всякое развитие пользовательского интерфейса и даже не пытается делать его более «чистым». На экране постоянно высвечивается куча непонятных иконок, подсказки появляются в левом верхнем углу огромной простыней текста (да, прямо как в GTA 3), а на поиск предметов из инвентаря уходит огромное количество времени. Особенно хорошо, когда подсказки появляются во время важного диалога, из-за которого их просто пропускаешь, потому что довольно трудно одновременно вести лошадь, читать субтитры (русской озвучки нет) и еще поглядывать в левый верхний угол.

Сюда же можно отнести и попытки разработчиков навесить максимальное количество действий на одни и те же кнопки. В зависимости от контекста одна кнопка может отвечать за перезарядку оружия, за удар кулаком, за пинок и за грубый ответ в диалоге. А обилие действий на стрелки поражает всякое воображение: можно открыть журнал миссий, дневник Артура, увеличить карту и изменить ее размер, вызвать лошадь, выстрелить в воздух и открыть рюкзак. А так как большинство подсказок было пропущено, то всю игру можно пройти, так и не узнав, например, что у Артура есть дневник.

Неожиданные последствия и репутация. Начиная задание, ты никогда не знаешь, чем оно закончится. Это, конечно, хорошо, потому что даже банальный поход в магазин может обернуться засадой с перестрелкой. Но такой же эффект неожиданности работает при взаимодействии со второстепенными персонажами. Это отражается на репутации Артура, которая в первую очередь влияет на то, будут ли ему продавать лучшее оружие и сделают ли скидку в магазине. От этого еще и зависит появление некоторых дополнительных миссий.

И вот всю репутацию можно опустить в самое дно чередой глупых действий, о последствиях которых ты просто не знал. И, как с деньгами, никто не расскажет о способах улучшить репутацию Артура: можно доброжелательно приветствовать всех подряд, жертвовать деньги, помогать незнакомцам, но это незначительно меняет ситуацию. А можно застрелить бывшего рабовладельца, скучающего по былым временам, и сразу на треть увеличить показатель «доброты» Артура. Ты никогда не знаешь, что последует за тем или иным решением.

Лагерь и общак. При появлении первого лагеря Датч объявляет, что каждый член банды должен вносить деньги на развитие жилища. И все действительно начинают вкладываться в общее дело, но кладут в общак, например, открытые бутылки бурбона стоимостью 50 центов или соленые потроха. А серьезные улучшения стоят от 300 долларов, и такими темпами ни на одно из них денег не собрать. Поэтому Артуру самому приходится вливать огромные суммы, чтобы, например, «повысить настроение в лагере» или построить курятник. С улучшением палатки Датча члены банды начинают больше вкладываться в общее будущее, но их взносы все равно редко превышают 5-10 долларов.

***

Red Dead Redemption 2 — это значительно больше, чем просто «GTA на Диком Западе». Строго говоря, с GTA у нее вообще мало общего. В некоторых эпизодах можно встретить элементы из самых разных проектов, начиная от эксклюзивов Sony и заканчивая симуляторами охотника и рыбака. Но значительно важнее то, что это срез эпохи, попытка запечатлеть последние годы Дикого Запада в его первозданном и не опошленном излишней романтичностью виде.

Обычно новая игра Rockstar меняет устоявшиеся правила индустрии, переизобретая игры в открытом мире, но не сейчас, потому что в плане геймплея и механик мало что поменялось. В этот раз студия задала новые стандарты детализации мира. Ни одна другая студия, заявляющая об аутентичности своих проектов с привлечением историков и прочих специалистов, не может (и скорее всего не сможет никогда) в той же мере передать дух эпохи, как это сделали Rockstar. Просто потому, что только они могут создать целый отдел для разработки лошадей, записать 300 тысяч анимаций и 500 тысяч строк диалогов, задействовать 1200 актеров и вкалывать по 100 часов в неделю. И, что еще важнее, этот труд окупается.

Наука и техника00:0112 ноября

«России требовалось продержаться полгода»

Эту войну с немцами тоже называли Отечественной, но потом о ней забыли
Наука и техника00:0419 октября

Часики тикают

Никто так и не понял, зачем они нужны. Но без них скучно: Apple Watch S4
Наука и техника00:0210 ноября

Зеленый сонник

Какой оказалась самая жуткая игра 2018 года: обзор Call of Cthulhu