Одна из крупнейших в мире корпораций Google неразрывно связана с жизнью практически каждого человека на планете: почти 90 процентов смартфонов работают на Android — операционной системе Google, миллионы каждый день видят рекламу Google, а найти что-либо в сети — означает обратиться к поисковику Google. Власти многих стран недовольны стремлением корпорации быть монополистом во всех сферах и пытаются ограничить ее, указывая на действующее законодательство. Как Google принуждают исполнять законы во всем мире и в России — в материале «Ленты.ру».
В середине марта Еврокомиссия оштрафовала Google на 1,49 миллиарда евро за нарушение антимонопольного законодательства. Расследование показало, что корпорация в течение десяти лет фактически заставляла сайты-партнеры использовать сервис AdSense — в противном случае порталы теряли свои позиции в поисковой выдаче. То же самое происходило, если партнеры работали с конкурирующими рекламными компаниями.
Бешеные деньги
Летом 2018 года Еврокомиссия оштрафовала Google на 4,3 миллиарда евро за нарушение правил конкуренции: во многих странах власти борются с желанием Google установить свои приложения на все устройства Android. Помимо штрафа, корпорацию обязали за три месяца разобраться со своей вездесущей монополией на мобильные сервисы.
Следователи выяснили, что сотрудники корпорации заставляли производителей смартфонов на операционной системе Android предустанавливать на гаджеты свой браузер Chrome. Ранее за принуждение использовать определенный поисковик можно было получить дотации. Отказаться же было невозможно из-за специфического правила: если производители выпускают устройство на Android без программного обеспечения Google, то они автоматически лишаются права использовать эту платформу. Комиссар Евросоюза Маргарет Вестагер заявила, что эти методы не оставляют другим компаниям никаких возможностей развиваться: «Google использовала Android как средство для укрепления своего поискового механизма», — рассудила она.
Огромный доход Google строится в первую очередь на контекстной и видеорекламе, и главную роль в этом играют устройства на базе Android. В 2018 году на долю корпорации приходилась почти треть всей глобальной мобильной рекламы. Доходы компании за пределами США достигают 40 миллиардов долларов.
В Google с решением Евросоюза не согласились. Глава компании Сундар Пичаи заверил, что владельцев Android не заставляют пользоваться предустановленными приложениями — их легко удалить. По словам Пичаи, Google получает доход, «только если приложения установлены и если люди решат использовать их вместо конкурентов». При этом о возможных изменениях в схеме предустановки он не сказал ни слова.
Президент США Дональд Трамп вовсе счел решение европейцев агрессивным выпадом в сторону «великой» компании и пообещал скорый реванш. «А я говорил вам!» — грозил он торговой войной за океан. В октябре прошлого года Google удалось обжаловать решение Еврокомиссии.
Тогда заключение регулятора увеличило общую сумму штрафов Google до 6,7 миллиарда евро. Как считают европейские чиновники, растущие размеры выплат отражают серьезные проблемы с законом, о которых они начали трубить еще в 2011 году.
Как данность
В мае 2018 года группа британцев из объединения Google You Owe Us («Google, ты нам должен» — прим. «Ленты.ру») подала иск против Google за незаконный сбор данных и слежку за владельцами iPhone. Общий ущерб был оценен в 4,3 миллиарда долларов.
Представитель истцов Ричард Ллойд заявил, что корпорация Google в обход закона собирала информацию о местонахождении пользователей, их политических взглядах, состоянии здоровья, сексуальной ориентации и финансовом благополучии. Эти данные требовались компании для подбора рекламы. Общественная организация надеялась выплатить по 750 фунтов каждому юзеру, которого коснулись действия корпорации. В Google все обвинения отвергли.
Претензии такого рода регулярно звучат в адрес корпорации. В 2012 году Федеральная торговая комиссия США оштрафовала Google за подобные действия на 22,5 миллиона долларов — тогда эта сумма была рекордно высокой.
Власти начали расследование после того, как исследователь из Стэнфордского университета Джонатан Майер обнаружил, что рекламная сеть Google DoubleClick обходит меры безопасности, встроенные в браузер Safari. Это полностью противоречило официальным данным: в онлайн-справке компании сообщалось, что настройки браузера от Apple по умолчанию блокируют сбор данных сервисами Google.
Годом ранее корпорации удалось избежать уголовного дела — тогда рекламная система Google позволила канадским аптекам отправлять в США препараты, которые на территории страны продавались строго по рецепту. Вместо уголовного разбирательства корпорация получила возможность заплатить 500 миллионов долларов и закрыть вопрос. При этом, по разным данным, об этой уловке в Google знали с 2003 года.
Вечный суд
Почти десять лет длится разбирательство между Google и Oracle: последняя настаивала, что для создания платформы Android был незаконно использован язык программирования Java. Первый иск от Oracle был подан еще в 2010 году. В 2012-м присяжные признали частичную вину Google, но отказали истцу в миллиардной выплате. Еще через два года американский апелляционный суд признал авторские права Oracle на Java. После нескольких лет апелляций с обеих сторон суд постановил, что Google полностью скопировал продукты Oracle «для идентичной функции и цели».
Но в Google не сдаются. В январе 2019-го юристы корпорации вновь потребовали отменить вынесенное решение. Они обратились в Верховный суд с требованием разрешить копирование языка программирования, принадлежащего Oracle, для создания операционной системы Android в соответствии с законодательством США об авторском праве.
Российский след
Российские власти конфликтуют с Google намного реже, чем их коллеги за рубежом. Догадки о возможной блокировке поисковика Роскомнадзором не оправдываются: в ведомстве такой вариант даже не рассматривают. Однако другие меры чиновники принимают: в декабре 2018 года корпорация выплатила России штраф в полмиллиона рублей за то, что не выполнила требования закона «об анонимайзерах», запрещающего распространять программы для обхода блокировок. С 2017 года поисковики (в том числе Google) должны были обращаться к перечню заблокированных сайтов и вовремя удалять их из выдачи.
Американская компания не делала этого в течение полутора лет, хотя несколько раз обещала исполнить закон, в том числе во время личной встречи в Роскомнадзоре. Если ситуация не изменится, то следующий штраф для Google составит 700 тысяч рублей.
Несмотря на это, сотрудники корпорации уверены, что никаких проблем с российским законом у них нет, — по крайней мере, именно так они говорят. Антипиратский меморандум, который позволит быстро блокировать незаконный контент, они также не подписали.
Однако, в отличие от судебных тяжб в европейских странах, в России Google согласилась поступиться стремлением к абсолютной монополии: двухгодичное разбирательство с «Яндексом» — прямым конкурентом американской корпорации — закончилось заключением с ФАС мирового соглашения почти на семь лет.
В Google пообещали заплатить штраф в размере 438 миллионов рублей, оплатить издержки на еще один миллион рублей и отказаться от принципа эксклюзивности собственных приложений на Android. Также были отозваны все жалобы и иски в адрес российской стороны. Положенную сумму корпорация выплатила менее чем через месяц. Глава «Яндекса» Аркадий Волож тогда гордо назвал Россию единственной страной, добившейся изменений в политике Google.