Профессия риелтора официально не считается опасной, но на деле агенты по реализации недвижимости часто становятся жертвами преступлений — тяжелых и не очень. Толпа неадекватных цыган на сделке, жаждущие любви голые клиенты, нападения на стройках, изнасилования и убийства — все это будни обычных российских риелторов. «Лента.ру» разбиралась, почему в XXI веке банальный просмотр квартиры может закончиться смертельным исходом.
Клиентов не выбирают
Когда речь идет о правонарушениях с участием риелторов, чаще всего именно они на стороне зла: продают клиентам информационные услуги вместо реальных (эта схема распространена на рынке аренды жилья), травят одиноких собственников недвижимости, вывозят их в глухие деревни, сдают в психиатрические лечебницы, а порой и убивают. Словосочетание «черный риелтор» прочно вошло в обиход. Впрочем, не все агенты так плохи и не все клиенты становятся жертвами. Бывает наоборот.
В июле этого года в Калининграде один из таких выстрелил в спину директору риелторской компании во время просмотра дома. «На голове у него то ли парик был, то ли волосы крашеные, — рассказал пострадавший. — У меня какое-то тревожное чувство было, глядя на него. Он посмотрел дом снаружи, затем я предложил ему войти внутрь. Повернулся спиной, стал открывать дверь, и в этот момент почувствовал резкую жгучую боль в спине и будто удар в живот». Риелтору удалось сбежать от нападавшего, он выбежал на дорогу, где его заметили автомобилисты. Пуля не задела внутренние органы. Стрелявший сбежал, позже его задержали. Глава агентства недвижимости заявил, что не знает преступника и не понимает, почему мужчина в него выстрелил.
Месяц спустя, в августе, женщину-риелтора ограбили во время просмотра квартиры в Москве. Ей позвонил клиент, попросил подобрать съемную квартиру. Стороны договорились о встрече. Но когда агент пришла вместе с мужчиной в одну из квартир на просмотр, он внезапно напал на нее: связал руки, бросил на кровать, отобрал золотые украшения и деньги (около 15 тысяч рублей). После этого злоумышленник скрылся.
Аналогичное преступление было совершено в начале сентября в Новосибирске: там задержали подозреваемого в разбойном нападении на риелтора. Ранее судимый 43-летний мужчина назначил 30-летней сотруднице агентства недвижимости встречу, притворившись потенциальным арендатором квартиры. Когда она подъехала к указанному месту, он связал ее скотчем и похитил личные вещи — телефон и серьги из золота. Преступник убежал, оставив женщину связанной в машине. Потерпевшей удалось самостоятельно освободиться, она обратилась за помощью к жителям ближайшего дома.
«Напал на агента, избил и ограбил»
Сотрудники московских агентств недвижимости признают, что у профессии риелтора есть свои особенности, одна из которых — необходимость общения с большим количеством людей. Некоторые клиенты изначально вынашивают преступные планы, другие просто неадекватны.
«Есть множество историй о нападениях на риелторов, при этом в большинстве случаев — на женщин, — сетует Юлия Дымова, директор офиса продаж вторичной недвижимости агентства Est-a-Tet. — Раньше, когда электронные носители были не так популярны, как сейчас, возникало много случаев, когда у риелтора просто вырывали из рук сумки с ценными документами. Трудности бывают и в связи с ненормированным графиком — часто приходится в позднее время возвращаться по парку или пустынным местам. Был случай, когда риелтор отбивалась от навязчивого собеседника все той же сумкой с документами».
Риелторы трудятся с разным коэффициентом риска в зависимости от сегмента, отмечают в агентстве «Бон Тон». В сегментах вторичного жилья и аренды предусмотрены выезды специалистов на объект, следовательно, риелтор проводит больше времени вне офиса, контактирует со множеством людей и имеет меньше возможностей защититься в случае возникновения конфликта. Частные маклеры не имеют поддержки со стороны компании, для них риски тоже повышенные. У менеджеров по продаже квартир в новостройках другой формат работы: они остаются в пределах офисов и не выезжают на просмотры. «Это важное условие безопасности специалистов», — подчеркивают в «Бон Тон».
«Наши агенты работают с новостройками, тут другая специфика, и отличия от работы на вторичном рынке значительные, — соглашается Ирина Доброхотова, председатель совета директоров компании «БЕСТ-Новострой». — Не могу припомнить случаев, чтобы агенты как-то пострадали на рабочем месте. В основном они работают с компьютером и с документами, наличных денег в офисе никто не держит, расчеты покупатели производят в банке».
У проводящих сделки со «вторичкой» больше шансов столкнуться с грабителями лицом к лицу. «В практике компании был такой случай: наш агент занимался реализацией квартиры, в которой собственники уже не проживали, ключи от жилплощади были у нее на руках, — рассказывает Ольга Старостина, юрисконсульт одного из офисов агентства «ИНКОМ-Недвижимость». — С ней связался мужчина, который заинтересовался этим объектом, во время разговора путем наводящих вопросов он узнал, что на показе они с риелтором будут одни. Потенциальный "покупатель" и агент договорились о встрече перед домом, где находилась квартира, и поначалу мужчина производил хорошее впечатление: солидный, с портфелем, в дорогом пальто. Однако, когда они оказались вдвоем в квартире, мужчина напал на агента, избил и ограбил. Как оказалось, он выбрал ее не случайно: пробил в интернете ее номер телефона и нашел несколько десятков объектов, продажей которых занималась риелтор. Злоумышленник сделал вывод, что агент хорошо зарабатывает и, вероятно, постоянно носит с собой крупную сумму денег».
Зачастую нештатные ситуации, в которых оказываются риелторы, носят почти комический характер. В «ИНКОМ», например, вспоминают случай, когда девушке-стажеру, прибывшей в выставленную на продажу квартиру, дверь открыл владелец в халате на голое тело — причем он не преминул его распахнуть. К счастью, вместе с агентом на сделку приехала более опытная коллега. Риелторы просто развернулись и ушли.
В «НДВ» специалистам как-то раз пришлось продавать квартиру цыгана, и на сделку приехал весь табор. «Дети постоянно что-то просили, молодые цыганки окружали всех, кого видели, и пытались погадать и вылечить от порчи, более старшее поколение видело что-то ужасное в судьбе практически всех участников сделки, — рассказывает Елена Мищенко, руководитель северо-восточного отделения агентства. — Найти управу на все дружное цыганское семейство мы смогли только через барона. Оказалось, покупатель знает его, и после звонка ему табор с огромной грустью в глазах оставил всех в покое, а сделка продолжилась в стандартном режиме».
Спасайся кто может
У агентов есть даже свои негласные правила безопасности. «Безусловно, в сумочке необходимо носить газовый баллончик, а вечерних просмотров квартиры, на которые девушке-риелтору придется отправиться в одиночку, лучше избегать», — говорит Юлия Дымова.
Елена Мищенко также советует воздерживаться от показа квартир в слабоосвещенных безлюдных районах в темное время суток. «Механизмы защиты те же, что и, в общем-то, у всех остальных граждан — в опасной ситуации человек звонит в полицию, охрану или службу безопасности своей компании», — добавляет Ирина Доброхотова.
Из других рекомендаций — в потенциально опасных ситуациях действовать только вдвоем с напарником, не возить с собой крупных сумм денег. На сайтах риелторских ассоциаций тема безопасности специалистов никак не освещается. «Так уж повелось, что риелторские ассоциации больше внимания уделяют вопросам безопасности сделок с объектами недвижимости, нежели непосредственно вопросам личной безопасности специалистов», — поясняет Доброхотова.
Будущих риелторов тема личного физического благополучия тем не менее волнует: на различных интернет-форумах те, кто только собирается прийти в профессию, часто задаются вопросом, насколько она опасна. Собеседники сомневающихся в основном советуют ничего не бояться — если работаешь честно, неприятностей не будет. Но есть и такие истории: «Знакомую знакомых убили. Поехала говорить с клиентами насчет продажи дома в частный поселок, а там три мужика. Увидели — девушка одна, на "Лексусе", изнасиловали, убили, расчленили, закопали и поехали на ее "Лексусе" кататься. Их посадили, но ее не вернуть. Остались маленькая дочь и муж».
Америка научит
На одном из самых развитых в мире рынков риелторских услуг, американском, вопрос безопасности агентов — в центре внимания Национальной ассоциации риелторов (National Association of Realtors, NAR). На сайте организации есть целый раздел, посвященный исключительно вопросам безопасности. В нем публикуются статьи по теме, видео, здесь же — длинный перечень инструментов, способных обезопасить риелторов.
Например, соответствующие приложения для смартфонов: KATANA Safety (программа в нужный момент включает громкий сигнал тревоги или же в беззвучном режиме отправляет запрос о помощи в круглосуточно работающий кризисный центр); FOREWARN (позволяет агентам проверять клиентов перед личной встречей — с помощью программы можно выяснить, был ли человек судим, банкротился ли, какую недвижимость покупал); Homesnap Pro (ограничивает время встречи с клиентом; риелтор устанавливает предельное время нахождения на просмотре, и, если оно превышено, выбранным контактам отправляется сигнал тревоги).
Всего в списке более 10 специальных программ только для смартфонов. А есть и другие инструменты защиты — например, датчик Mace Alert 911 — это SOS-кнопка, позволяющая быстро и без использования телефона связываться со службой 911. Или Prop Lock — устройство, блокирующее двери. Замок безопасности держит двери открытыми, не позволяя клиентам с плохими намерениями создавать закрытое пространство, в котором проще творить злодеяния.
У ассоциации также есть своя сеть безопасности: если пропадает один из агентов или его близкий родственник, если кто-то пытается незаконно использовать имя агента с целью мошенничества, если появляется какая-то угроза для риелторов — все члены NAR получают оповещения через социальные сети.
Но даже все перечисленные меры безопасности не способны полностью исключить риски для риелторов. В США, как и в других странах, агенты погибают на работе. Один из последних громких случаев — убийство 33-летнего агента в штате Мэриленд. Мужчину ограбил и застрелил подросток, когда тот находился в демонстрационном доме. Преступник забрал у агента ноутбук и телефон. У погибшего остались жена и двое детей.
Мог ли риелтор спастись? Вряд ли — демонстрационные дома по определению открыты для всех, в том числе, увы, и для злоумышленников. И даже если каждому агенту выдать по ружью, риски профессии никуда не денутся. Тем не менее снижать их можно и нужно — начав хотя бы с изучения списка из полусотни рекомендаций по безопасности от той же Национальной ассоциации риелторов. Первый совет: никогда не проводить показы недвижимости в темное время суток. Даже если показывать приходится «убитую» квартиру в разваливающейся хрущевке с видом на кладбище и мусорный полигон.