Прошел месяц с того момента, когда каждый взрослый россиянин получил возможность стать самозанятым. А наш президент, кроме того, что подписал закон, разрешающий регионам самостоятельно вводить «Налог на профессиональный доход», также предложил снизить возрастную планку для регистрации самозанятых с 18 до 16 лет. Но в этой новой для нашей страны сфере многие вопросы, по мнению экспертов, требуют взвешенного решения. Этого с надеждой ожидают миллионы граждан. Сейчас в стране зарегистрировано более 850 тысяч самозанятых, но, по оценкам экспертов, «в тени» их в десятки раз больше. Эти насущные проблемы обсуждались вчера в пресс-центре REGNUM на заседании круглого стола, посвященном поддержке самозанятых россиян. Инициатором встречи выступил лидер партии «Новые люди», предложивший экспертам высказать свое мнение по поводу партийной инициативы для поддержки самозанятых. Каким образом переосмыслить это новое явление и как сделать так, чтобы государство и самозанятые стали базисом для формирования нового общественного договора — экспертные мнения на «Ленте.ру».
«Люди, которые создают и себе, и нам доход»
Алексей Нечаев, основатель партии «Новые люди», уверен, что самозанятые — «люди новой экономики, они не ждут ни от кого зарплату: ни от государства, ни от корпораций, это люди, которые сами себя кормят, своей деятельностью обустраивают страну». «Это люди, которые создают и себе, и нам доход, — объясняет Алексей Нечаев. — Это программисты, блогеры, дизайнеры, репетиторы, фитнес-тренеры, таксисты, строители — очень много профессий. Это люди, которые не живут на ренту, оставшуюся от Советского Союза, а сейчас своим трудом создают новую Россию». Таким же позитивным моментом основатель партии «Новые люди» считает в новой экономике то, что она создает социальные лифты, потому что места в старой экономике все заняты. «И то, что не растет безработица, — заслуга этих людей. Социальные лифты — это очень важная вещь, потому что сейчас молодым людям нигде не пробиться, кроме как в интернете (Ютубе, Инстаграме, Тик-Токе) — им сложно кем-то стать», — подчеркнул Нечаев.
Адвокат, президент молодежного союза юристов РФ Маргарита Пальцева преподает на нескольких факультетах МГУ. По ее словам, «первый вопрос, который задают мне мои студенты, а как нам правильно заплатить налоги, если мы занимаемся репетиторством. Раньше мы им объясняли, что нужно получить статус ИП. Это для них было сложно, они путались, кто-то создавал, кто-то продолжал получать свой заработок нелегально. Но в последний год мы активно призываем к тому, чтобы они подключались и получали статус самозанятого. Это действительно очень удобно». Маргарита Пальцева выделила и «второй пласт молодежи» — молодых преподавателей, которые работают в ряде проектов, объединяющих ведущие вузы России. По ее словам, в рамках этих проектов молодежный союз юристов выплачивает им гонорары. «Своим коллегам, с которыми мы заключаем договоры, всегда задаем вопрос: как мы будем с ними расплачиваться, будем ли мы платить налоги, будем ли мы налоговым агентом. Всегда это очень тяжело проходит, — говорит Маргарита. — Но в последний год есть облегчение с этим налогом — 90 процентов молодых преподавателей по нашим проектам перешли в статус самозанятых. Это уже результат — этим пользуются. Поэтому от лица молодежного союза юристов РФ этот проект мы поддерживаем».
Для российского экономиста и публициста, специалиста в области государственного управления экономикой, финансами, риск-менеджментом и социальным обеспечением Никиты Кричевского ответ на вопрос, зачем регистрироваться, очевиден. Он напомнил собравшимся информацию о предполагаемой конфискации подозрительные накоплений, о разговорах, что поднимают налоги на вклады по процентам свыше миллиона. «Сегодня-завтра мы с вами увидим, что есть какие-то претензии к валютному вкладу. Я не говорю, что это обязательно будет, но Минфин у нас такой, что он начинает пытаться. Потому что дыра в бюджете как минимум на четверть, денег привлечь не удается». Никита Кричевский считает, что «остаемся мы, остаются те самые переводы, перечисления с карты на карту. И к этим перечислениям, вполне вероятно — я не утверждаю, — придут инспекторы и спросят». При этом, по его мнению, «налоговые органы будут поступать абсолютно правильно. Почему мы с Нечаевым платим налоги, а Вася Пупкин налоги не платит?». По словам экономиста и публициста, «в крупных городах до четверти занятого населения — это те, кто работает незаконно, нелегитимно, нелегально, невидимо для соответствующих органов». Поэтому он призвал их всех — «молодежь особенно: регистрируйтесь, пока есть возможность, пока есть это окно, потому что завтра вам могут отказать и будут правы».
Вадим Виноградов, декан юридического факультета НИУ «Высшая школа экономики», председатель совета директоров некоммерческого фонда «Центр содействия законотворчеству», доктор юридических наук, профессор, член Общественной палаты РФ, считает эксперимент с самозанятыми безусловно правильным: «Потому что он решает две задачи: с одной стороны, действительно, доходы бюджета, и с другой стороны — что для меня более важно — все-таки решает вопросы граждан, в том плане что "заплати налоги и спи спокойно". В определенном смысле хорошая такая легализация дохода, чтобы люди могли чувствовать себя уверенно, полноценными гражданами, и даже в этом смысле, с точки зрения конституционного права, еще и требовать определенной активности от нашего государства. Конечно, да, «где наше это, где наше то». По словам ученого и общественника, «появляется даже конституционно-правовое право, истекающее как раз из обязанности платить налоги и, собственно, выплаты этих налогов. Поэтому мне эта история очень нравится».
Поддержка по-честному
Алексей Нечаев уверен, что для самозанятых «режим можно улучшать, это и будет нашим вкладом в свою страну», поэтому предлагает «людей новой экономики» поддержать, подняв верхнюю планку дохода с 2,4 миллиона рублей до 5 миллионов рублей в год. У него есть три аргумента, почему это стоит сделать: «честность, доверие и справедливость».
Говоря о честности, основатель «Новых людей» в качестве одного из примеров привел репетиторов. По его словам, учить детей — для них это, в общем-то, тяжелый хлеб, и 200 тысяч рублей, если много работать, вполне можно заработать. «Пусть человек 400 тысяч зарабатывает в месяц, пусть платит упрощенную ставку или упрощенный порядок учета. Давайте будем честны: от того, что эти люди сами себе заработают больше, не 200 тысяч, а 400 тысяч в месяц, кто-то пострадает? Мы только все будем рады и за них, и за страну», — уверенно заявил Алексей Нечаев.
По мнению Алексея Нечаева, «люди не очень доверяют государству и говорят, что если бы ставка лет 20 не менялась, то мы бы пошли на это. Когда мы говорим о доверии — оно очень медленно создается». Он считает, что «очень правильно правительство сначала сделало четыре пробных региона и посмотрело, как это работает, а потом уже стало распространять это на другие регионы. Это первый шаг к восстановлению доверия». Второй шаг, по его словам, «сейчас, когда был карантин, государство выплатило этим людям обратные доходы — и ИП, и самозанятым. Это тоже хороший шаг в сторону восстановления доверия». «Сейчас мы поднимем планку до пяти миллионов, это будет третьим шагом. Потом дадим обещание, лучше — подкрепленное законом. Мы как партия готовы и на уровне региональных законодательных собраний, и на уровне Государственной Думы инициировать такой закон и дать в него поправки. Чтобы люди могли понимать, что это все пришло надолго, а не просто какая-то кампанейщина», — заявил Алексей Нечаев.
Третий аргумент основателя партии «Новые люди» — справедливость. «Вы посмотрите, у самозанятых ставка — четыре процента, а у людей, которые получают зарплаты, — ставка тринадцать процентов. Кажется, разница в девять процентов — это и так уже много, но посмотрите: человек сам себе создал рабочее место, он никуда не шел работать. Далее, если завтра у него не будет дохода, как мы видели на том же карантине, на что он будет жить?». По словам Алексея Нечаева, «у людей на зарплате есть оплачиваемый отпуск, их доходы идут в пенсионный фонд. У самозанятых же никаких перечислений в пенсионный фонд нет, у него будет только минимальная социальная пенсия, очень небольшая. То есть он должен не только всю жизнь зарабатывать, но еще и откладывать себе для пенсии». «Эти девять процентов — это плата за риск, плата за самостоятельность, за то, что люди — не бремя для государства, а являются теми, кто, наоборот, инициирует новую добавленную стоимость и создает страну. И этот риск — он реальный, мы только что видели, как он взял — и реализовался», — разъясняет Нечаев.
Основатель партии «Новые люди» считает несправедливым то, что «у нас с 2021 года введена повышенная ставка налога для тех, кто зарабатывает больше пяти миллионов рублей, почему-то считается, что это очень богатые люди, и у них ставка будет повышенная на два процента». Поэтому Алексей Нечаев предлагает сделать «зеркальное и для самозанятых»: «Например, установить тот же порог, те же пять миллионов рублей в год, до этого порога — ставка четыре процента, после этого порога — ставка шесть процентов у ИП. Если где-то мы так делаем, то давайте делать это везде, это будет справедливо и честно».
Эксперты согласны
Никита Кричевский поддержал идею повышения верхней планки дохода по льготному налогообложению: «Нужно поднимать до пяти миллионов и не привязываться». По его словам, «с самого начала налог на профессиональный доход задумывался для того, чтобы внедрить цивилизованные основы налогообложения в наше раздробленное общество. Речь с самого начала не шла о том, что бюджет хочет получить с самозанятых дополнительный доход, не было этого». Он также предложил возможность самозанятым «добровольно платить взносы во внебюджетные фонды, которые должны идти в зачет четырех процентов налога». Идея экспертам понравилась.
Маргарита Пальцева считает, что предложение Алексея Нечаева о снижении ставки «будет на руку и молодежи, этим будут чаще пользоваться, и, наверное, мы сможем побороть эту налоговую безграмотность, которая у нас была пять лет назад».
По мнению Алексея Синельникова, главного редактора газет «Мой район» и «Малый бизнес», «сейчас вся творческая интеллигенция работает через эти четыре процента, через шесть процентов. Пять миллионов, я думаю, заставят многих перейти из ИП в эту очень простую ситуацию». Он считает, что «молодое поколение — абсолютно другое, и у него есть даже какая-то идеология такая — а как платить. Они хотят быть цивилизованными, это очень интересный процесс, они другие». «Я думаю, что даже тем, кто начинает, это тоже будет абсолютно на пользу. Мне кажется, очень здравое предложение, потому что процесс интересный, и он как-то внезапно появился: раз — и вокруг меня стало много самозанятых людей», — рассказал Алексей Синельников.
Согласен с этим предложением и Вадим Виноградов. Он сказал, что Алексей Нечаев «прошелся практически по тем тезисным мыслям, которые у меня были на эту тему, с чем я действительно могу согласиться».
По мнению Дмитрия Прокофьева, шеф-редактора издательского дома Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, участвовавшего в дискуссии онлайн, «когда наш человек что-то где-то как-то зарабатывает в силу навыков, умений — естественно, нигде это не фиксируя, ни перед какими налоговыми органами не отчитываясь, — это достаточно большой слой нашей экономики. И мотивировать людей к тому, чтобы все-таки формализовать свои отношения с властями в смысле налогов, может только, с одной стороны, повышение этого порога, о котором мы сегодня говорили, и с другой стороны — минимизация ставки». Дмитрий Прокофьев считает, что «прослойка людей, промышляющих своим трудом, будет увеличиваться. Для того, чтобы ее вскрыть, увидеть массив, нужно и снижение налога, и повышение того порога, о котором мы говорили в самом начале». Кроме того, по его словам, «в дальнейшем надо будет действительно думать о том, как самозанятым будут обеспечиваться пенсионные отчисления, как с ними будут выстраиваться отношения. В принципе, это слой людей, который выйдет из тени и может быть интегрирован в наше налоговое пространство». По словам шеф-редактора издательского дома Ленинградской областной торгово-промышленной палаты, «это прослойка самостоятельных людей, она будет нуждаться в своем личном представительстве и в органах власти, и в органах законодательных, и, понятно, им понадобится законодательная среда. То, что мы сейчас делаем, может быть, не очень большой, но важный шаг в этом направлении».
В финале дискуссии модератор круглого стола Артем Кирьянов, член Общественной палаты, первый заместитель председателя комиссии по экспертизе общественно значимых законопроектов и иных правовых инициатив, отметил, что, «конечно, здорово, что мы говорим о новой экономике, потому что эти люди — они и есть новая экономика, люди, которые сами создают свою жизнь. И в этом смысле эти люди во многом и есть будущее России».