Новости партнеров
Прослушать статью

Без бензина и водителя

Об инновационных автомобилях марки «ГАЗ»

Фото: azgaz.ru

Сегодня важнейшие тенденции в развитии мировой автомобильной отрасли — электрификация транспорта и создание автомобилей с активными системами автономного управления, в перспективе — беспилотного транспорта. «Группа ГАЗ», крупнейший в России производитель коммерческого транспорта, первой в России представила предсерийные коммерческие электромобили, собранные на конвейере. До этого демонстрировались только опытные образцы. А в этом году компания провела эксплуатационные испытания беспилотного автомобиля в условиях реального промышленного объекта. О транспорте будущего и подготовке кадров для создания инновационных продуктов — в материале «Ленты.ру»

Электромобиль настоящего

Образцы электромобиля от ГАЗа GAZelle e-NN были представлены на Цифровом форуме ЦИПР-2020 в Нижнем Новгороде. Это машины из предсерийной партии, которые собраны на заводском конвейере в рамках подготовки к старту серийного производства. А в основе электромобиля — единая унифицированная электроплатформа, архитектура которой позволяет производить весь модельный ряд легкого коммерческого транспорта: микроавтобусы, фургоны, грузовики и широкую линейку спецтехники. На ГАЗе считают, что использование единой платформы позволит гибко реагировать на потребности клиентов и производить практически любые модификации с минимальными временными затратами.

Раньше компания демонстрировала опытные образцы электромобилей, отрабатывая саму конструкцию машины. А сейчас начался этап отработки технологий серийного производства и подготовки к выпуску электромобиля на главном заводском конвейере. Переход к серийному производству позволит не только снизить себестоимость, но и даст толчок к развитию в России и самого электрического транспорта, и всей электротранспортной инфраструктуры. Кроме того, это открывает возможности для экспорта продукции в зарубежные страны.

Электрификация транспорта — важнейшая тенденция развития мирового автопрома. В России спрос на электромобили будет сегментированным, считают эксперты. Экологический транспорт будет востребован в курортных и туристических зонах. Еще одно перспективное направление — пассажирские перевозки в крупных городах. А вот с преодолением больших расстояний, которые характерны для России, лучше справится газомоторный транспорт, уверены аналитики. По экологичности газомоторные машины не уступают электрическим, но более доступны по цене и возможностям развития заправочной инфраструктуры.

В свою очередь электрический транспорт является важным технологическим этапом в развитии отрасли, потому что именно на его базе создаются автомобили с автономной системой вождения — беспилотники.

С 2018 года «Группа ГАЗ» серийно выпускает большие городские электробусы, которые работают на маршрутах Москвы. Сейчас компания готовится к серийному производству легких коммерческих электромобилей. В планах на ближайшие два года также выпуск электробусов малого класса и среднетоннажных грузовиков.

В этом производстве очень важна локализация ключевых компонентов электротранспорта, потому что именно компоненты дают основную часть добавленной стоимости и представляют из себя наиболее сложные технические решения. Поэтому уже сегодня ГАЗ работает над разработкой собственного электродвигателя и тяговых батарей. Компания также сотрудничает со многими российскими компаниями, научными центрами, вузами по разработке и организации производства в России других узлов и комплектующих.

Во всем мире, от Китая до США, развитие электрического транспорта сопровождается активными мерами государственной поддержки. Это новая технология, достаточно сложная и дорогая, особенно на первых этапах освоения. При этом очевидна важность этого решения с точки зрения перспектив развития отрасли. Но для полноценного развития электротранспорта в России необходимы субсидии покупателям электромобилей, поддержка развитию зарядной инфраструктуры, и самое главное — инвестиции в развитие автокомпонентного производства со стороны государства.

# Испытания беспилотников

В этом году на дорогах одного из самых крупных нефтяных месторождений России, Южно-Приобского, «Группа ГАЗ», «Газпром нефть» и НГТУ имени Алексеева провели опытно-промышленную эксплуатацию беспилотного электромобиля «ГАЗель NEXT». В рамках совместного проекта беспилотная «ГАЗель» совершала регулярные рейсы по внутрипромысловым дорогам месторождения, доставляя грузы, необходимые для его бесперебойной работы. Автомобиль эксплуатировался в реальных условиях и перемещался по дорогам вместе с другими участниками движения. Электромобиль стал полноценным элементом транспортной структуры предприятия.

Контроль за беспилотником ведется через специальное приложение: удаленный оператор получает запрос от логистического центра и направляет машину, работающую в полностью беспилотном режиме, в точки загрузки и выгрузки по одному из заданных маршрутов. Первые испытания беспилотной «ГАЗели NEXT» прошли весной 2020 года. Тогда была подтверждена техническая возможность использования технологии в условиях Южно-Приобского месторождения. Второй этап испытаний был проведен этой осенью. Результаты показали, что испытываемый электромобиль абсолютно адекватно реагирует на все дорожные ситуации без участия водителя и без каких-либо затруднений отрабатывает полную ежедневную водительскую смену.

Президент «Группы ГАЗ» Вадим Сорокин отмечает, что опытная эксплуатация беспилотной «ГАЗели» в реальных промышленных условиях — важный этап в многолетней работе ГАЗа по созданию автономных транспортных средств: «Дальше интенсивность этой работы будет только нарастать. Наш следующий шаг — создание совместно с партнерами стандартных, коммерчески эффективных решений по внедрению беспилотного транспорта в логистические цепочки промышленных предприятий и складского хозяйства», — говорит глава компании. По словам Вадима Сорокина, «это позволит компаниям снизить расходы, оптимизировать транспортные процессы и повысить безопасность грузоперевозок».

«Группа ГАЗ» совместно с НГТУ имени Алексеева разработала алгоритмы и системы, позволяющие автомобилю безопасно передвигаться по различным видам дорожного покрытия и даже на участках с частичным или полным отсутствием дорожной разметки, в том числе в типичных зимних условиях, характерных для северных широт России. Работоспособность таких решений была подтверждена успешной эксплуатацией беспилотника на полигонах и внутризаводских маршрутах Горьковского автозавода. Команда молодых ученых НГТУ вместе со специалистами «Группы ГАЗ» принимает самое непосредственное участие в сопровождении испытаний.

По словам Сергея Дмитриева, ректора НГТУ имени Алексеева, «за последние несколько лет наш университет и ГАЗ реализовали новую модель взаимодействия вузов с предприятиями, предполагающую тесную работу не только в области подготовки кадров, что было и остается ключевым направлением нашего сотрудничества, но также в сфере перспективных разработок в области систем помощи водителю и «умных» автомобилей».

Вадим Сорокин отмечает, что «важное направление работы компании — применение накопленного опыта для внедрения систем помощи водителю на грузовиках и автобусах, которые будут серийно выпускаться «Группой ГАЗ». «Для нас очень важно, что эта работа ведется совместно с нашим опорным вузом — НГТУ имени Алексеева, который всегда был и остается кузницей кадров для ГАЗа, а в последние годы стал полноправным стратегическим партнером инженерного центра «Группы ГАЗ» в создании перспективных разработок», — рассказал он.

Качественно новые кадры

«Группа ГАЗ» сегодня — это реальный локомотив технологического прогресса для смежных отраслей. Автопромышленный холдинг, способный конкурировать с мировыми автогигантами, не только сам является центром инженерных компетенций, но и становится драйвером развития высокотехнологичных бизнесов, формируя спрос как на профессиональные инженерные кадры, так и на технологии и процессы. Горьковский автозавод идет в тренде глобальных тенденций автопрома — цифровизация транспорта, интеллектуальные системы управления автомобилем, электротранспорт. За всем этим стоят люди, для производства высокотехнологичных продуктов нужны высококвалифицированные специалисты.

«Группа ГАЗ» ведет подготовку инженерных кадров для работы на передовых направлениях развития автопрома. Создавая современный ГАЗ, его акционер Олег Дерипаска сделал компанию способной конкурировать с глобальными производителями на принципиально новом качественном технологическом, инженерном уровне.

«Принципиальная позиция Олега Владимировича заключалась в том, чтобы развивать собственные сильные инженерные компетенции, обучать молодых специалистов, чтобы отечественные машины создавались российскими инженерами на российском заводе. Мы растим будущих специалистов в сотрудничестве с ведущими техническими вузами страны. Каждый год на наших предприятиях проходят практику более 1200 студентов профессиональных училищ и вузов», — рассказывает директор по персоналу «Группы ГАЗ» Елена Марштупа.

На предприятиях «Группы ГАЗ» создаются широкие возможности для профессионального становления и развития десятков тысяч людей. Этого не было еще 20 лет назад, а сейчас практики ГАЗа не только используются на заводах группы, но и являются образцом для многих других предприятий России. На ГАЗе воспитывается поколение рабочих и инженеров с компетенциями и профессиональными навыками автомобильного предприятия мирового уровня, способных работать над инновационными проектами. А, по мнению автоэксперта, директора по маркетингу и внешним коммуникациям «Марс моторс» Анны Воробьевой, в автомобилестроении «чем лучше обучена команда, тем эффективнее конечный результат».

Инженеры инновационной России

Стоит признать, что за двадцать лет на ГАЗе удалось из разрозненных предприятий не только создать современное высокотехнологичное производство, конкурирующее с мировыми автогигантами, но и сохранить сильную инженерную школу, постоянно пополняемую молодыми талантами.

Благотворительный фонд «Вольное дело» Олега Дерипаски финансирует комплексные проекты для выявления талантливой молодежи и создания инженерных кадров будущего. Например, общероссийская программа «Робототехника: инженерно-технические кадры инновационной России» разработана и реализуется фондом с 2008 года. Цель программы — помочь в формировании инженерно-технического корпуса для российских предприятий, воспитывать специалистов, обладающих лидерскими качествами, современным инженерным мышлением, способных решать сложнейшие задачи в высокотехнологичных отраслях экономики страны. Программа предполагает непрерывное практическое образование детей, подростков и молодежи в возрасте от 7 до 30 лет в сфере высоких технологий.

По сути, это общероссийская система инженерно-технических соревнований детей и молодежи в сфере высоких технологий, завершающихся Всероссийским робототехническим фестивалем «РобоФест», который одновременно является национальным финалом для международных робототехнических состязаний. В настоящее время в программе «Робототехника» участвуют более 15000 школьников и студентов из 57 регионов России.

Цель фестиваля «РобоФест» — развитие системы ранней профориентации через участие школьников в учебно-исследовательской и инженерно-проектной деятельности через освоение ими современных инженерно-технических профессиональных компетенций. Кроме того, с 2010 года по инициативе Олега Дерипаски в России проходят соревнования автомобилей-роботов «РобоКросс».

По словам директора по персоналу «Группы ГАЗ» Елены Марштупа, высокотехнологичная компания заинтересована в воспитании нового поколения инженеров и специалистов, способных разрабатывать и применять инновационные технологии. «Мы предоставляем им возможность получать новые знания и навыки — в робототехнических кружках на базе школ и техникумов, на специальных кафедрах в вузах. Приглашаем талантливую молодежь вместе с нами работать над интересными проектами в сфере робототехники, развивать линейку NEXT и разрабатывать транспорт будущего — электромобили и беспилотники», — рассказала «Ленте.ру» Елена Марштупа.

Экономика00:02 9 октября 2020

За бугром

Богачи по всему миру прячут миллионы от властей. Как на этом зарабатывают маленькие страны?
Экономика00:0110 октября 2020

Союз разрушимый

Россия, Белоруссия и Казахстан 20 лет строят своего конкурента Евросоюзу. Результата до сих пор нет