Саммит НАТО, прошедший в июне в Брюсселе, в очередной раз дал понять Украине — в альянсе ей в целом рады, но не сейчас. Президент Владимир Зеленский был сильно разочарован: вот уже 13 лет Киеву обещают членство в блоке, но до сих пор не предоставили даже официального плана вступления в него. Зато НАТО регулярно обновляет список требований, обязательных к выполнению. Украина категорически не согласна с затягиванием процесса и считает, что в этой ее проблеме, как и во многих других, виновата Россия. И в этом обвинении даже есть доля правды, как показала недавняя встреча американского и российского лидеров в Женеве. Какие преграды приходится преодолевать Украине на своем тернистом пути в Североатлантический альянс и насколько близка она к цели, — в материале «Ленты.ру».
О необходимости усилить взаимодействие с НАТО на Украине в очередной раз громко заговорили после инцидента с британским эсминцем Defender, который 23 июня вторгся в российские территориальные воды у побережья Крыма. Пограничный сторожевой корабль выполнил предупредительную стрельбу, а Су-24М сбросил бомбу по курсу движения военного корабля, что заставило его вернуться в международные воды.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба назвал эти действия частью «агрессивной и провокационной политики России в Черном и Азовском морях». Он подчеркнул, что «оккупация и милитаризация Крыма» несут постоянную угрозу не только Украине, но и союзникам, и призвал НАТО вместе противостоять этому.
В Верховной Раде впервые предложили разрешить военным подразделениям НАТО находиться на территории воинских частей Украины — и для защиты от «внешней угрозы», и в целях приближения вооруженных сил страны к стандартам альянса. Иными словами, в Киеве поняли, что ситуацией с британским эсминцем и «актом российской агрессии» можно воспользоваться, чтобы в очередной раз надавить на западных партнеров и напомнить им об обещаниях.
В последний год Киев особенно отчаянно просится в НАТО и напоминает об этом при каждом удобном случае. То же самое произошло весной, когда в России проводили учения в Западном военном округе. Они совпали с серьезным обострением боевых действий в Донбассе, и на Украине немедленно возложили ответственность на Россию. При этом в Москве указывали, что обострение, похоже, спровоцировала именно украинская сторона, а не ополченцы Донбасса. Однако это стало поводом для Киева вновь обратиться к теме НАТО.
В апреле в телефонном разговоре с генеральным секретарем блока Йенсом Столтенбергом президент Украины Владимир Зеленский поставил вопрос ребром. Он назвал альянс «единственным путем к окончанию войны в Донбассе». Позднее в интервью CNN Зеленский призвал американского президента Джо Байдена увеличить военную поддержку и поспособствовать вступлению Украины в альянс.
По мнению директора Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслана Бортника, на сегодняшний день Украина преследует сразу несколько краткосрочных целей, намереваясь вступить в НАТО. В первую очередь, это попытка оказать давление на Запад и продемонстрировать ему свою лояльность, чтобы получить от него более широкую помощь — как финансовую, так и политическую.
«Кроме того, это работает на симуляцию "безопасности" в контексте внутренней политики, — говорит Бортник. — В отсутствие мер по развитию вооруженных сил, призывы к НАТО успокаивают украинское общество как некое решение существующих проблем. Мол, мы вступим в альянс, вернется Крым и Донбасс, и мы станем сильными, как никогда». По мнению эксперта, команда Зеленского также пытается выглядеть более привлекательной для националистически настроенного электората, за который он конкурирует с пятым президентом Петром Порошенко. Отчасти это получается: то, что Украина не включена в альянс, не мешает ей получать всестороннюю военную поддержку и даже наращивать ее.
Американские офицеры с 2015 года тренируют украинских военнослужащих в Яворовском учебном центре Львовской области. По данным временной поверенной в делах США на Украине Кристины Квин, в апреле 2021 года там на постоянной основе находились 160 инструкторов из США.
На этом фоне продолжает расти финансовая поддержка Вооруженных сил Украины со стороны США, которые выделяют сотни миллионов долларов. Очередной транш в 150 миллионов долларов был направлен в июне после наращивания военного присутствия России у границ Украины. Кроме того, по данным американских СМИ, в апреле администрация Байдена разработала варианты масштабной военной помощи Украине «на случай нападения извне». Она включает в себя противотанковые, противокорабельные и зенитные системы.
Другим направлением тесного сотрудничества НАТО и Украины являются совместные военные учения, которые регулярно проводятся на территории республики. Например, учения Sea Breeze, которые проводятся в стране с 1997 года. На этих учениях Украина и страны альянса отрабатывают совместные морские и сухопутные маневры. В этом году они станут самыми масштабными за всю свою историю.
По мнению старшего научного сотрудника Института международных исследований МГИМО Алексея Токарева, в ближайшее время на территории Украины могут появиться и новые инфраструктурные объекты НАТО. «Это может быть какой-то координационный центр, какие-то военные объекты или центры подготовки. Но базы альянса как таковой, с тяжелой техникой и ракетами, не будет. Потому что для России это жесткие "красные линии"», — рассказал он в беседе с «Лентой.ру».
Незадолго до встречи с Байденом в Женеве президент России Владимир Путин заявил, что участие Украины в НАТО позволит военному блоку разместить свои ракеты таким образом, что их подлетное время до Москвы станет непозволительно маленьким. Он подчеркнул, что подобные разговоры о возможном членстве Киева в альянсе могут иметь «вполне реальные последствия». Позднее Путин также заявил, что воспринимает наращивание военного потенциала НАТО у российских границ как отказ от диалога по деэскалации напряженности.
США и в целом весь альянс, очевидно, совершенно не заинтересованы в этих процессах, несмотря на то, что периодически допускают заявления о «российской угрозе». Одновременно генсек НАТО Йенс Столтенберг не забывает говорить, что отношения с Россией требуют улучшения и сохранения диалога, несмотря на все трудности. В поддержку подобного курса также высказался Байден накануне встречи с Путиным. По словам американского лидера, Вашингтону нужен не конфликт с Москвой, а стабильные и предсказуемые отношения.
Об этом, очевидно, свидетельствует и казус с переписыванием заявлений Зеленского по итогам телефонного разговора с американской стороной. Накануне саммита Путина и Байдена в Женеве киевские политики просто атаковали Вашингтон просьбами устроить переговоры с американским президентом: в Киеве прямо признавали, что боятся стать «разменной монетой» в договоренностях лидеров сверхдержав. Вашингтон пошел навстречу и устроил телефонные переговоры Зеленского с Байденом.
После Зеленский отчитался о полной поддержке Байденом евроатлантической интеграции Украины и важности предоставления ей официального статуса. Однако позднее эта информация исчезла из пресс-релиза. По данным источника американского издания Axios, это произошло после претензий со стороны Белого дома.
Было довольно предсказуемо, что заявление по результатам саммита НАТО, прошедшего 14 июня в Брюсселе, гарантировало Украине возможность вступления в альянс — как и многие предыдущие заявления. Но оно не привнесло ничего нового и лишь подтвердило решение, принятое на саммите в Бухаресте еще в 2008 году. Ни ПДЧ, ни конкретных сроков вступления в НАТО страна спустя 13 лет так и не получила. Но причина здесь не только в недовольстве Москвы. У самого альянса также есть множество претензий к Киеву.
В первую очередь вхождение Украины в НАТО тормозит вопрос Минских соглашений. Да, по итогам саммита в альянсе вновь призвали к полному их выполнению всеми сторонами, отмечая особую ответственность России в этом вопросе и обвинив ее в «разжигании нестабильности». Однако эти слова стоит расценивать как не более чем формальное обозначение общего курса на геополитическое противостояние.
Во время июньской встречи с Путиным в Женеве Джо Байден уточнил, что ситуация в Донбассе все же требует мирного урегулирования, в основе которого должны лежать Минские соглашения. А это значит, что для Украины едва ли есть основания надеяться на то, что в НАТО ее возьмут с нерешенным территориальным конфликтом.
Украина же давно в одностороннем порядке отказывается от выполнения соглашений по Донбассу под разными предлогами и настойчиво требует их пересмотра как устаревших. Так, основой Минских соглашений в их нынешней редакции является прекращение огня и отвод тяжелых вооружений от линии соприкосновения, а также предоставление ДНР и ЛНР особого статуса и проведение там местных выборов. Но Зеленский отвергает всякую перспективу прямого диалога с представителями самопровозглашенных республик, без которого весьма сложно представить выполнение Киевом договоренностей.
Это говорит о том, что у руководства альянса и украинских властей принципиально разное видение роли Киева в военном блоке. Украина рассчитывает передать разрешение проблемы Донбасса и Крыма в руки НАТО. Однако для НАТО все же важно, чтобы новый член союза не принес с собой шлейф нерешенных территориальных конфликтов, который обострит противостояние с Россией. С таким «багажом» альянсу гораздо удобнее использовать Украину как инструмент, чтобы иметь возможность, в случае чего, давить на Кремль.
Именно поэтому в НАТО ожидают от украинских властей реформу децентрализации, «основанную на демократических ценностях, уважении прав человека и меньшинств», которая и станет условием для выполнения пунктов Минских соглашений. На это же намекает другое требование, которое касается «инклюзивности политического процесса». Без налаживания контактов с ДНР и ЛНР выполнение международных соглашений попросту невозможно.
Помимо «донбасского кейса» в НАТО от Украины ожидают масштабных изменений в государственном правлении, в частности, — борьбы с коррупцией и реформы Службы безопасности Украины. С антикоррупционными реформами связывает членство республики в альянсе и секретарь Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) Украины Алексей Данилов. По его мнению, дальнейшие успехи в этом направлении принесет принятие закона про деолигархизацию. Он был внесен в Верховную Раду в июне и запрещает олигархам финансировать партии и покупать объекты большой приватизации.
Однако директор Украинского института анализа и менеджмента политики (УИАМП) Руслан Бортник отмечает, что текущие украинские реформы все же в основном касаются Вооруженных сил Украины, их координации с армиями НАТО. В ближайшее время их темпы будут увеличиваться и затронут изменения в секторе безопасности и государственного управления. Что касается остальных реформ, то они проводятся далеко не с таким рвением, несмотря на то, что на Украине осведомлены о требованиях НАТО и неоднократно обещали их выполнить.
Позиция НАТО насчет перспективы членства Украины и необходимости проводить масштабные реформы ожидаемо разочаровала власти страны. Зеленский поприветствовал решение саммита о намерении принять страну в военный блок в будущем, но в то же время упрекнул альянс за отказ обозначать конкретные сроки. По его мнению, Украина уже заслуживает быть полноправным членом НАТО, благодаря реформам в вооруженных силах.
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба заявил, что всему виной «искусственные» опасения блока по поводу возможной реакции России. Он признал, что Украине действительно есть над чем работать в плане реформ, но все же считает, что достигнутого прогресса достаточно хотя бы для предоставления четкого плана вступления в НАТО. «Сколько именно реформ вы хотите? Дайте нам четкий список. Потому что чем больше реформ мы проводим, тем больше ожиданий у вас», — заключил министр.
Несмотря на очередное поражение на пути интеграции в НАТО, Украина продолжит работать над соответствием требованиям альянса. 16 июня правительство утвердило специальный план вступления страны в НАТО. В него вошли меры по антикоррупционной деятельности, эффективному финансовому контролю и децентрализации.
Отмечается, что тщательный контроль коснется финансирования и деятельности политических партий. Документ также предусматривает проведение разъяснительных работ по вопросам евроатлантической интеграции среди военных и госслужащих. Остальные пункты плана коснулись обмена данными с НАТО по вопросам окружающей среды, выброса радиоактивных веществ и защиты важной стратегической инфраструктуры.
Директор УИАМП Руслан Бортник оценивает перспективы вступления Украины в НАТО как незначительные, но в то же время не исключает того, что в ближайшие годы Украина сможет получить ПДЧ. Причина тому — усиление геополитического противостояния. При этом Бортник обратил внимание на то, что многие страны блока не готовы заходить дальше в евроатлантической интеграции Украины и брать на себя политические риски, связанные со вступлением страны в альянс.
С этим согласен и старший научный сотрудник Института международных исследований МГИМО Алексей Токарев. По его мнению, НАТО определенно не нужны проблемные союзники. Но сам вопрос, как минимум, из американской политической повестки не уйдет, потому что подобные дискуссии выполняют определенные функции.
«Это стратегический вопрос, — пояснил эксперт «Ленте.ру». — Штаты могут не декларировать это явно, но создание управляемой напряженности на границах России — это один из инструментов, которым Штаты, по их мнению, могут реализовывать свою внешнюю политику в отношении России как своего врага. Налаживание взаимодействия стран вокруг России с НАТО — это объективный интерес Вашингтона».
Вопрос вступления в НАТО стал для Украины двойным гордиевым узлом. До 2014 года страны альянса не были готовы принять страну в свои ряды из-за целого ряда экономических и политических проблем, большинство из которых не разрешены до сих пор. С тех пор к ним добавились война в Донбассе и конфликт с Россией из-за Крыма, которые нужны западным партнерам еще меньше. Украинская же сторона видит в НАТО «спасательный круг» и относительно легкий выход из сложившейся ситуации, позволяющий ей скинуть ответственность за решение этих проблем, которые усугубляются год от года.
Для самого альянса Украина — важная зона влияния на границе «красных линий» Кремля, что активно используется для давления на Россию. Но странам блока не нужен груз лишних проблем, с которыми он рискует столкнуться после присоединения к нему Украины, что ограничивает такую перспективу если не навсегда, то на долгие годы вперед.