Россия хочет отказаться от доллара и называет его токсичным. Стоит ли держать в нем свои сбережения?

Фото: Joe Raedle / Getty Images

Российские власти и экономисты все чаще говорят о том, что страна сможет вполне обойтись без доллара, евро и валют других страны, которые ввели в отношении Москвы санкции из-за операции на Украине. В последнее время к определениям западных валют добавилось слово «токсичность», которое раньше можно было слышать применительно к российским активам и деньгам соотечественников за рубежом. Но финансисты тем временем уверены, что дружественные валюты в ближайшей перспективе не смогут стать полноценной заменой доллару и евро, и призывают россиян не торопиться с поспешными действиями. Почему? Ответ — в материале «Ленты.ру».

Из сердца вон

В свежем интервью замминистра финансов Алексей Моисеев назвал доллар и евро «однозначно токсичными валютами». «Я считаю, что он не нужен. Я поддерживаю тех экспертов, которые считают, что нет необходимости копить активы в этой валюте», — заявил чиновник, добавив, что в нынешних условиях это было бы просто невозможно.

Среди валют на замену доллару и евро он назвал китайский юань и дирхам (валюта ОАЭ), а также ряд других валют «более мелких рынков».

Моисеев пояснил, что иностранная валюта для распространения ее в обороте России должна обладать стабильным курсом, ликвидностью, а также не должно быть заградительного валютного контроля в стране — эмитенте валюты.

С подобными заявлениями прежде выступали и другие высокопоставленные спикеры. Министр финансов Антон Силуанов употреблял слово «токсичный» по отношению к доллару дважды. В конце мая он назвал американскую и европейскую валюты «токсичными фантиками», а в июле отметил: «Для нас эти валюты токсичны». Глава ВТБ Андрей Костин в июне говорил, в свою очередь, что доллар — самое мощное оружие США, позволяющее им «доминировать и пугать другие страны». У России, по мнению банкира, нет другого выбора, кроме как «идти по пути дедолларизации».

Замминистра финансов Алексей Моисеев

Замминистра финансов Алексей Моисеев

Фото: Владимир Федоренко / РИА Новости

Наконец, президент Владимир Путин с марта неоднократно говорил об утрате доверия к доллару и евро, причем не только в Москве, но и во многих других странах, которые, по его мнению, теперь будут осторожнее относиться к формированию резервов в американской валюте.

На наших глазах утрачено доверие к доллару, евро и фунту стерлингов как к валютам, в которых можно проводить расчеты, хранить резервы, номинировать активы. И мы шаг за шагом уходим от использования таких ненадежных, скомпрометировавших себя валют

Владимир Путинпрезидент России

В начале сентября, выступая на Восточном экономическом форуме, глава государства вновь сказал, что не видит перспектив у доллара, от расчета в котором уходят даже союзники США.

Взялись за старое

Разговоры о дедолларизации не новы. Говорить об этом начали еще в 2018 году. Обоснование тогда было таким же — угроза санкций, которые могут оставить страну без возможности расплачиваться за импорт. Чтобы избежать самых тяжелых последствий, Центробанк планомерно менял структуру своих золотовалютных резервов (ЗВР). Они накапливаются за счет покупки иностранной валюты на внутреннем рынке (главные источники — выручка экспортеров и средства иностранных инвесторов) и расходуются при ее дефиците. В последние годы регулятор активно избавлялся от резервов в долларах и евро, заменяя их активами, номинированными в юанях и других валютах.

Уже весной 2018-го, после включения в санкционные списки США сразу нескольких крупнейших российских бизнесменов, регулятор перевел почти пятую часть резервов из долларов в юани. Всего Центробанк распродал казначейские облигации США на 101 миллиард долларов — из имевшегося прежде 201 миллиарда осталось только 100. Второй этап пришелся на второе полугодие 2021-го, когда доля долларовых активов в ЗВР снизилась с 16,4 до 10,9 процента, или на 29,2 миллиарда долларов. Одновременно доля юаня выросла с 13,1 до 17,1 процента.

Фото: Keystone Press Agency / Globallookpress.com

Руководство Центробанка, как и в целом российские власти, рассчитывало, что Евросоюз не поддержит возможные санкции со стороны США, и считало евро относительно безопасным направлением вложений. В действительности же вскоре после начала спецоперации на Украине масштабные ограничения ввел не только Вашингтон, но также Брюссель, Лондон, Токио и некоторые другие страны. Помимо прочего, они заморозили все активы российских центробанка и правительства, в результате чего недоступной оказалась почти половина резервов, или около 300 миллиардов долларов.

Натерпелись

Такие меры серьезно отразились на российской экономике. Прежде всего Центробанк потерял возможность в полной мере поддерживать стабильность курса рубля через валютные интервенции. Сейчас такие операции возможны лишь в валютах, которые по-прежнему доступны регулятору, однако для этого на них должен быть спрос на внутреннем рынке (чтобы Центробанк мог купить на них рубли). Второе последствие — невозможность проводить платежи кредиторам — держателям госдолга — и осуществлять новые заимствования. В конце июня, когда истек срок исключительной лицензии, выданной Минфином США, международные агентства объявили о наступившем дефолте по российским еврооблигациям. В Москве утверждали, что все средства перечислены инвесторам, но не могут дойти до них по независящим от заемщика причинам — из-за отказа западных депозитариев. Позднее схожие сложности испытали коммерческие компании, в том числе те, кто не попал под персональные санкции.

Еще одно негативное последствие — российские банки и их клиенты оказались отрезаны от валютных кредитов со стороны ЦБ. На этом фоне кредитные организации столкнулись с нехваткой валютной ликвидности, а ЦБ ввел ограничения на выдачу наличных долларов, евро, фунтов и других валют. Также был установлен лимит на переводы за рубеж, впрочем, впоследствии его несколько раз смягчали. Но даже после этого совершать трансферы в пользу зарубежных счетов через систему SWIFT стало крайне сложно и затратно — из-за больших сроков ожидания и высоких банковских комиссий. В дополнение ко всему многие розничные инвесторы и клиенты инвесткомпаний столкнулись с блокировкой своих зарубежных активов из-за санкций в отношении Национального расчетного депозитария.

300
миллиардов

долларов из золотовалютных резервов ЦБ оказались заблокированы в результате западных санкций

В таких условиях стремление перейти на альтернативные способы сбережений и международных расчетов вполне объяснимо.

Правительству уже удалось договориться о частичном переводе двусторонней торговли с некоторыми странами в национальные валюты. Новый порядок уже действует с Китаем, обсуждался с Турцией (Путин и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган решили, что Анкара будет оплачивать некоторую долю российского газа лирами). Весной западные СМИ писали о планах Москвы наладить торговлю с Индией в рупиях, однако официального подтверждения пока не последовало.

Кроме того, 8 сентября в СМИ появилась информация о том, что российские банки стали продавать наличную валюту дружественных стран «в попытке удовлетворить спрос населения». Так, Совкомбанк начал валютообменные операции с национальной валютой ОАЭ — дирхамом. В банке такой шаг объяснили стабильностью дирхама, поскольку его официальный курс привязан к доллару и равняется 3,67 дирхама за доллар.

Промсвязьбанк анонсировал начало продаж населению наличной турецкой лиры. Представители банка рассказали, что клиенты нуждаются в турецкой валюте для поездок в эту страну, а также стремятся сдать оставшиеся банкноты.

Сразу несколько банков предлагают обменные операции в юане. Среди них — Сбер, ВТБ, Альфа-банк, Совкомбанк, Россельхозбанк, «Открытие» и Азиатско-Тихоокеанский банк.

К тому же в начале сентября стало известно, что ЦБ планирует закупить на внутреннем рынке около 70 миллиардов долларов в юанях для ЗВР.

Скорое увеличение доли юаня в золотовалютных резервах (ЗВР) российского Центробанка анонсировал и Министр финансов Антон Силуанов: «Безусловно, роль юаня в резервах будет также расти. Поэтому в нынешних условиях, я думаю, что если и создавать резервы, и хранить деньги в золотовалютных резервах, то в первую очередь это, конечно, золото, это юань, но также и ряд других валют дружественных стран», — отметил Силуанов.

Однако даже тут могут возникнуть сложности, в том числе из-за необходимости согласовывать с Пекином продажу крупных партий китайской валюты или номинированных в ней ценных бумаг — во избежание их резкого удешевления. В целом переход на валюты стран, сохранивших политические и торговые отношения с Москвой, хотя и имеет очевидные плюсы, одновременно несет в себе целый ряд рисков.

Помягче

Все валюты, упоминавшиеся в этом контексте в последние месяцы, относятся к классу «мягких» — на их курс и его стабильность влияет множество неэкономических факторов, в первую очередь, политическая ситуация в стране-эмитенте. Ярким примером служит Турция, президент которой любит вмешиваться в работу центробанка и настаивать на снижении ключевой ставки ради борьбы с инфляцией — что противоречит базовым законам экономики. Результатом такой политики стало беспрецедентное для страны падение курса лиры (на 115 процентов за последний год) и рекордная инфляция (80 процентов в годовом выражении по итогам июля). Принимать оплату в лирах и держать в них свои активы чревато их обесценением.

Национальная валюта ОАЭ, дирхам, которую Алексей Моисеев упомянул в качестве одной из возможных замен доллару и евро, хотя и имеет твердую привязку к курсу доллара, все равно относится к числу «мягких». Причина тому, как и в случае с Турцией, недостаточная самостоятельность финансовых властей страны, а также сильная зависимость бюджета от нефтегазовых доходов и цен на нефть. К тому же в Объединенных Арабских Эмиратах имеют широкое хождение и другие, более «твердые» валюты, главным образом доллар.

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган

Фото: Nacho Doce / Reuters

Доля в международной торговле почти всех перечисленных валют пока остается невысокой, и даже переход на взаимные расчеты в национальных платежных средствах не сможет в короткие сроки изменить ситуацию.

На перепутье

Немаловажным является и то обстоятельство, что Китай, Турция, ОАЭ и другие страны, сохраняющие лояльность Москве, по-прежнему ориентированы на торговлю с Западом, в том числе на закупки товаров, услуг и технологий, а значит, нуждаются в валютах стран-поставщиков. В результате может сложиться парадоксальная ситуация, когда Россия будет готова продавать свое сырье и другие категории товаров за юани, лиры и дирхамы, а ее партнеры в ответ продолжат требовать привычную «твердую» валюту.

К тому же Китай и другие страны (за исключением разве что Турции в ее нынешнем положении) не заинтересованы в чрезмерном укреплении своих валют за счет повышенного спроса со стороны российских контрагентов, поскольку это повлечет снижение конкурентоспособности их экспортеров. Наконец, в России по-прежнему достаточно компаний, не попавших под санкции и сохраняющих отношения с западными партнерами. Все они заинтересованы в операциях с использованием привычных платежных средств.

Нет смысла в переориентации на новые валюты и для населения. Несмотря на усложнившиеся в последние месяцы условия хранения безналичных сбережений в долларах и евро, россияне по-прежнему приобретают их в наличной форме — пользуясь низким курсом и планируя использовать для платежей за границей. Юань, лира, дирхам, бразильский реал и другие дружественные валюты лишены обоих этих важных качеств — обменять каждую из этих валют на нужную в конкретной стране будет довольно сложно.

Фото: Мария Девахина / РИА Новости

Российские власти активно говорят о дедолларизации национальной экономики и переходе на валюты дружественных стран. В сложившихся условиях такой шаг имеет определенный смысл, но лишь в ограниченном объеме. Даже юань, несмотря на всю финансовую мощь Китая, не может полноценно заменить и вытеснить доллар и евро, поскольку основанная на их доминировании глобальная финансовая система формировалась десятилетиями. Американская валюта стала основным международным средством расчетов сразу после падения золотого стандарта в 1944 году и с тех пор, пусть и с некоторыми изменениями, сохраняет свой статус. Изменить его, скорее всего, не под силу даже нынешним катаклизмам.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше