Главным очагом геополитического противостояния России и США традиционно считается Украина. Однако вскоре новый очаг может вспыхнуть в другой, далеко не самой очевидной точке планеты. В середине марта Bloomberg назвало Арктику новым регионом возможного столкновения двух стран. Во многом этому способствует быстрое таяние ледников, которое открывает доступ к богатствам, скрытым под непробиваемым ледяным массивом. Напряженная обстановка уже подтолкнула Вашингтон и Москву изменить подходы к арктической политике. Соединенные Штаты наращивают присутствие в Арктике, в то же время Россия продолжает развивать инфраструктуру и наращивать флот на Крайнем Севере для обеспечения безопасности и защиты своего суверенитета. Таким образом, столкновение интересов двух стран в Арктике становится неизбежным, а возможностей для взаимовыгодного сотрудничества — все меньше. Почему Арктика привлекла такое пристальное внимание ключевых держав и во что может вылиться конкуренция за этот регион — в материале «Ленты.ру».
Северная жемчужина
По данным Всемирного фонда дикой природы (WWF), в последние годы льды, покрывающие Арктику, начали таять со скоростью 13 процентов за десять лет. Этот процесс ускорился из-за изменения климата. Для экологии таяние льдов имеет негативные последствия, однако в других сферах открывает новые возможности.
По оценкам ученых, в арктическом регионе находится около 22 процентов неразведанных запасов нефти и природного газа. Также там есть уран, золото, алмазы и большие запасы редкоземельных металлов, стоимость которых оценивается примерно в триллион долларов. Помимо этого, воды Северного Ледовитого океана открывают новые транспортные и логистические перспективы. Арктические морские пути могут сократить на дни, если не на недели, традиционные маршруты коммерческих перевозок.
неразведанных ресурсов углеводородов в мире находятся в Арктике
Рост стратегического значения Арктики повышает интерес к этому региону во всем мире. Арктические страны — Россия, США, Канада, Дания, Норвегия, Исландия, Швеция и Финляндия, а также внерегиональные государства стремятся расширить возможности для военного и коммерческого контроля за этими территориями. При этом основными соперниками здесь остаются Москва и Вашингтон.
Российско-американские отношения сейчас переживают не лучшие времена. После начала специальной военной операции на Украине диалог между Россией и США прекратился по многим направлениям. Москва обвиняет Вашингтон в накачивании Украины оружием и ведении гибридной войны, а американская сторона считает Россию агрессором и нарушителем суверенитета соседнего государства.
По данным Bloomberg, из-за усиления геополитического противостояния между Россией и США Арктика может стать новым регионом возможного столкновения двух держав. Обе страны стремятся расширить свое присутствие в регионе, закрепить свои права на отдельные территории и усилить военные и гражданские инструменты контроля.
Курс на север
О росте стратегического значения Арктики в США заговорили еще во время президентского срока Дональда Трампа. Главной целью усиления в регионе Вашингтон назвал сдерживание России и Китая. Последний также заинтересован в получении выгоды от таяния льдов.
В октябре 2022-го США приняли новую стратегию по развитию своего присутствия в Арктике до 2032 года Regaining Arctic Dominance («Возвращение господства в Арктике»). План рассчитан на решение ряда глобальных вопросов. «Климатический кризис в Арктике становится все более сильным, и еще до начала этого года геополитические реалии в Арктике начали меняться», — обратили внимание в Белом доме.
Стратегия включает планы по усилению американского военного присутствия на Крайнем Севере. Главными угрозами и вызовами в документе снова обозначили Москву и Пекин. В Пентагоне подчеркнули, что российская сторона активно укрепляет военный и экономический потенциал в Арктике, поэтому Вашингтону необходимо тоже наращивать силы в этом направлении. Для этих целей в Госдепартаменте создали должность посла по особым поручениям, занимающегося Арктикой.
Большое внимание в стратегии уделено вступлению Финляндии и Швеции в НАТО. Предполагается, что после этого в позиции альянса в регионе произойдет фундаментальный сдвиг. Советник Госдепартамента Дерек Шолле заявил, что значительные арктические территории попадут под действие статьи 5 Устава НАТО о коллективной обороне. По его мнению, это подтолкнет новых членов сообщества к усилению оборонных возможностей.
Ведущий научный сотрудник ИМЭМО РАН, эксперт клуба «Валдай» Павел Гудев в беседе с «Лентой.ру» отметил, что Вашингтон неоднократно обвинял Москву в милитаризации Арктики. При этом, по его словам, именно вступление Хельсинки и Стокгольма в НАТО вызовет рост военного присутствия западных стран в регионе.
Финляндия и Швеция не выходят береговой линией в воды Северного Ледовитого океана. Но когда они войдут в НАТО, они разместят свои суда в Арктике на ротационной основе. Они будут участвовать в различных учениях с Норвегией, Данией, Канадой, США. Соответственно, их военно-морское присутствие в Арктике увеличится. Этот факт позволяет нам утверждать, что на самом деле милитаризацией региона занимается вовсе не Россия
Безопасность и контроль
В октябре 2022 года Россия также выпустила документ о политике в Арктике. В нем подчеркивается, что серьезного потенциала для конфликта с участием Москвы в регионе нет. «Российская политика безопасности в Арктике прозрачна. Мы никому не угрожаем в этом регионе», — сказано в документе.
На официальном уровне российская сторона заявляет о стремлении к взаимовыгодному сотрудничеству и кооперации на Крайнем Севере. Вместе с тем в Москве напоминают о готовности защищать свои интересы и территориальную целостность всеми доступными способами.
У России самая протяженная береговая линия в Арктике, отмечает Гудев, поэтому она проецирует свой суверенитет и юрисдикцию на огромные площади. «Их необходимо как-то защищать, так как в Арктике могут появиться новые угрозы, которые характерны для других морских регионов», — пояснил он.
Если Арктика потенциально станет таким же морским регионом, как Атлантика, Тихий океан, там возникнут новые вызовы. Например, пиратство, морской терроризм, контрабанда наркотиков, перевозка оружия массового уничтожения, умышленное загрязнение морской среды. Для противодействия этому Москве необходимо укреплять свое присутствие в регионе
Сегодня у Вооруженных сил (ВС) России самые большие возможности в Арктике по численности и количеству вооружений. Российские военные базируются как на континентальном Севере, так и на отдаленных территориях и островах. У России самый большой в мире ледокольный флот, Северный флот располагает мощными атомными подлодками. В Арктике расположены военные аэродромы и средства ПВО, базы разведки и радиолокационные системы.
После начала спецоперации на Украине члены Арктического совета (США, Канада, Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция), председателем которого в 2021-2023 годах является Россия, фактически объявили Москве бойкот. Государства создали формат «7+1» и проводят встречи без участия Москвы, российское председательство и роль в организации игнорируются. Представитель Госдепа Шолле заявил, что совет может работать и без русских.
После этого в Кремле пересмотрели подходы к международному взаимодействию в регионе и показали, что не держатся за старые форматы. Согласно изменениям, внесенным в госполитику РФ по Арктике, культурное и приграничное сотрудничество теперь необходимо вести с учетом национальных интересов России.
Пункт стратегии, в котором говорилось об укреплении добрососедских отношений с арктическими государствами, был изменен на «взаимодействие на двусторонней основе в рамках соответствующих многосторонних структур и механизмов»
Таким образом Россия показала, что открыта к сотрудничеству по Арктике в новом формате, в том числе с заинтересованными внерегиональными державами. При этом российские власти неоднократно подчеркивали оборонный характер своего военного присутствия в Северном Ледовитом океане.
Ледяное соперничество
Учитывая текущую ситуацию на международной арене и курс на разрыв ранее существовавших договоренностей, рост противостояния России и США в Арктике в ближайшие годы может усилиться. Советник Госдепа Шолле заявлял, что около 70 процентов важных проектов в регионе можно обсуждать без участия Москвы. По его мнению, это касается рыболовства, образования, науки. «Мы должны быть реалистами, учитывая поведение России на Украине и во всем мире, и мы видим ограниченные возможности для сотрудничества с Москвой в Арктическом совете», — отмечал он.
В российском МИДе эти заявления оценили скептически. Официальный представитель ведомства Мария Захарова назвала сотрудничество по Арктике без участия России безумным и невозможным.
Обновленная нацстратегия по Арктике США стала более политизированной. Конечно, и там уже появились антироссийские установки, при этом суть осталась неизменной: концептуально закрепить проецирование национальных интересов Вашингтона во всей Арктике и по максимуму использовать для этого своих союзников по региону и НАТО
Схожую позицию заняли и в Финляндии, заявив о нежизнеспособности подобных планов. Ряд политиков и военных в США также понимают, что бойкотирование России по арктической теме нереалистично и глупо. Так, директор российского отдела в совете нацбезопасности США Крис Кофрон заявил, что Вашингтону необходимо сотрудничать с Москвой в Арктике. Он сравнил Крайний Север с космосом: для этой сферы Америка сделала исключение и продолжила взаимодействовать с Россией по важным вопросам.
Издание Politico писало, что Россия остается лидером арктической мировой гонки по освоению региона, ресурсы которого представляют огромную важность для мировой экономики. «В то же время США играют в догонялки в условиях, когда у них мало опыта и возможностей», — отмечала газета. Внутри НАТО также признавали, что в военной сфере альянс существенно отстает от Москвы в Арктике. Техника и военные организации не приспособлены к резкой смене температур, аэродромы и логистические базы в США и Канаде построены без учета этих особенностей и могут выйти из строя из-за климатических условий.
При этом Россия контролирует значительную часть Северного морского пути (СМП) — важной для США транспортной артерии. В декабре 2022-го Москва ввела новые правила захода иностранных судов в акваторию СМП. Теперь представителям иностранных ВМС нужно получить разрешение на проход через Карский, Берингов и Вилькицкого проливы не менее чем за 90 дней до предполагаемого перехода. США и их союзники считают, что это нарушает принципы открытого судоходства.
Ученый Павел Гудев уверен, что сейчас у США ограниченный потенциал для предъявления претензий России в Арктике. Однако, по его мнению, США продолжат наращивать силы для достижения своих целей. «Вашингтон хочет построить для береговой охраны в Арктике от трех до шести ледоколов. Все будет зависеть от американских администраций — дадут они на это деньги или не дадут», — резюмировал эксперт. По его словам, один новый ледокол уже построен, но он пройдет ходовые испытания только к 2026 году.
Регулирование судоходства по СМП — главный предмет разногласий России и США в Арктике еще с 1960-х годов. Если США построят большой ледокольный флот, то береговая охрана может попытаться оспорить правовой статус СМП. Пока у Вашингтона устаревший ледокольный флот — два ледокола, которые большую часть времени проводят в судоремонте
Таким образом, Арктика становится новым местом противостояния России и США. При этом как для самого региона, так и для всего мира это невыгодно. Для решения глобальных вопросов, связанных с экологией, научными исследованиями, логистикой, более эффективно было бы конструктивное сотрудничество. Для этого государствам придется отложить геополитические споры и сфокусироваться на взаимных интересах.