Последние годы Украина и Европейский союз оставались верными и близкими союзниками. Отдельные страны ЕС — в частности, Польша — сделали очень многое не только для экономической, но и для военной поддержки Украины в ее противостоянии с Россией. Однако в последнюю неделю в отношениях Украины с ближайшими соседями-союзниками Польшей, Венгрией и Словакией наметился серьезнейший кризис из-за эмбарго на украинское зерно. Приток дешевых злаков на европейский рынок привел к резкому падению цен в Польше, что весьма некстати вызвало гнев местных фермеров накануне всеобщих выборов 15 октября. Оценив ситуацию и политические риски, в правящей партии «Право и справедливость» посчитали, что симпатии собственных граждан для них теперь куда важнее, чем хорошее отношение Украины. О том, как далеко может зайти кризис в польско-украинских отношениях и какую опасность зерновой конфликт представляет для Украины в военно-политической и экономической сферах, — в материале «Ленты.ру».
Ясные формулировки
«Верх наглости», «Этот человек был пьян?» — в таких выражениях европейские политики и дипломаты отреагировали на заявление заместителя министра экономики Украины Тараса Качки о том, что его страна подала иск во Всемирную торговую организацию (ВТО) против Венгрии, Польши и Словакии. Причиной стало продление этими странами запрета на ввоз украинского зерна.
Вскоре после начала специальной военной операции России на Украине, в мае прошлого года, Европейский союз в рамках поддержки украинской экономики на год отменил пошлины на импорт из этой страны. Послабление коснулось в том числе и сельскохозяйственной продукции, зерна, овощей, фруктов. В результате огромное количество дешевых украинских продуктов хлынуло на европейские рынки.
В Польше за год импорт вырос в три раза, причем на три четверти — за счет украинского зерна. Сельскохозяйственный импорт Украины в Словакию вырос в десять раз. Но больше всего досталось Венгрии: поток украинской сельхозпродукции в эту страну за год вырос в 50 раз — с 50 тысяч до 2,5 миллиона тонн.
Продукты с Украины дешевле европейских аналогов, а их многократный приток еще больше обвалил цены на продукцию местных фермеров
Чтобы защитить национальных производителей, сначала Польша, а потом Болгария, Венгрия, Словакия и Румыния в апреле ввели запрет на поставки украинской сельскохозяйственной продукции. 2 мая Европейский союз подтвердил решение властей этих стран. На Украине эти действия союзников восприняли нервно. Весной обошлось без большого скандала, но в последние недели ситуация резко накалилась.
Срок действия эмбарго Европейского союза истек в пятницу, 15 сентября, и уже на следующий день Польша в одностороннем порядке продлила его действие.
Тогда же к запрету на импорт украинского зерна и еще 23 видов продукции присоединилась Венгрия, а Словакия ограничилась эмбарго лишь на поставки пшеницы, кукурузы, рапса и семян подсолнечника
В итоге разгорелся скандал, сопровождаемый взаимными оскорблениями и угрозами. Украина 18 сентября подала иск в ВТО против трех стран. А в ответ на обвинения в несостоятельности своих претензий заместитель министра экономики Тарас Качка ответил, что европейские дипломаты «оказались не готовы к настолько ясным формулировкам со стороны» Украины.
Ответ старших
Польша действительно не ожидала столь резких действий со стороны Украины. И, возможно, поэтому реакция польской стороны оказалась крайне жесткой. Так, президент Анджей Дуда отменил ранее запланированную встречу со своим коллегой Владимиром Зеленским на полях Генеральной ассамблеи ООН. К тому же политик сравнил поведение Украины с отчаянием утопающего, который «хватается за все, но мы, помогая ей, имеем право защищаться от причинения нам вреда».
Разумеется, мы должны действовать так, чтобы защититься от вреда, поскольку утопающий не получит помощи, если утопит и нас с собой
Помимо дипломатических демаршей и уничижительных заявлений, Польша пошла и на более серьезные шаги. Премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил, что в случае продолжения Украиной конфликта страна может расширить перечень запрещенных к ввозу товаров. Также Польша отказалась продлевать в 2024 году помощь украинским беженцам, которых в стране насчитывается около миллиона человек.
Я предупреждаю украинские власти: если они будут разжигать конфликт, мы будем добавлять очередные продукты к списку запрещенных к ввозу на территорию Польши
Однако куда более внушительной стала угроза Польши остановить прямую помощь Украине. «Мы хотим и дальше поддерживать Украину, но для этого нам нужно одобрение поляков. Если его не будет, мы не сможем оказывать помощь, как раньше», — объяснил заместитель министра иностранных дел страны Шимон Шинковский, имея в виду поддержку со стороны граждан. И в данном случае речь идет в первую и главную очередь о поставках оружия.
Сейчас, по словам Анджея Дуды, Польша закупает новые танки Abrams, системы ПВО Patriot, РСЗО Himars — все это современное оружие пойдет на нужды исключительно польских подразделений и не будет передаваться Вооруженным силам Украины (ВСУ).
Угроза прекратить поддержку Украины, по данным Bloomberg, уже вызвала нервную реакцию США, и в Белом доме потребовали от Польши объяснить суть этих заявлений
Маловероятно, что Польша пойдет на полный разрыв с Украиной, но сокращение поставок и более прохладные отношения в политике кажутся вполне вероятны.
Характерно то, что Польша долгие годы выступала последовательным союзником Украины, и даже старые трагедии вроде Волынской резни, устроенной украинскими националистами в годы Второй мировой войны, не мешали польским властям поддерживать соседей. Однако текущие экономические интересы оказались приоритетнее. В данном случае происходит очевидное прощание с романтизмом в отношениях двух стран и переход к прагматизму.
Интересно, что посреди шквала громких заявлений в четверг, 21 сентября, в Министерстве аграрной политики и продовольствия Украины сообщили о телефонном разговоре профильных министров двух стран, которые в итоге договорились найти решение сложившейся ситуации. К тому же в воскресенье, 24 сентября, появилось предложение Тараса Качки министерствам экономики двух стран в ручном режиме решать приемлемость поставок каждой конкретной партии. Впрочем, эти казалось бы примирительные сообщения довольно быстро канули в Лету новых взаимных угроз и оскорблений.
Мы в НАТО, у нас сильная армия, мы в ЕС, у нас хорошо функционирующее государство. Украина сейчас в беде, и она должна заботиться о том, чтобы Польша ее поддерживала. Если нет, не надо ее принуждать
Дело в том, что еще в конце прошлой недели Владимир Зеленский подтвердил, что Украина нацелена получить компенсацию за ограничения экспорта сельскохозяйственной продукции, и предложил «не устраивать из этого политический концерт», тем более что цена украинских потерь весьма существенна — до 230 миллионов долларов в месяц.
Во время выступления на Генеральной Ассамблее ООН политик также довольно красочно описал украинский взгляд на конфликт, подчеркнув, что некоторые европейские партнеры делают из поставок зерна спектакль в политическом театре, и тем самым в конечном счете играют на руку Москве.
Тревожно видеть, как некоторые в Европе — некоторые наши друзья в Европе разыгрывают солидарность в политическом театре, делая из зерна триллер. Может показаться, что они играют свою роль, но на самом деле они помогают подготовить сцену для московского актера
Обвинения в сотрудничестве с Россией стали той каплей, которая переполнила чашу польского терпения. Матеуш Моравецкий потребовал от Владимира Зеленского больше никогда не оскорблять поляков и пообещал, что более они это никогда не позволят делать. А заместитель министра иностранных дел Аркадиуш Муларчик и вовсе заявил, что в Польше ждут вмешательства в этот конфликт США, которые «охладят горячие украинские головы».
Воля народа
За решением европейских стран ввести эмбарго на поставки украинского зерна помимо прочего стоят и вполне конкретные политические причины. Дело в том, что уже 30 сентября в Словакии пройдут парламентские, а 15 октября в Польше — всеобщие выборы. И положение правящих партий в этих странах сложно назвать устойчивым.
Как пишет британская The Financial Times, в Словакии у ряда правых и популистских партий есть шанс усилить свое присутствие в парламенте и правительстве. Местные оппозиционные лидеры часто акцентируют внимание на том, что их страна вынуждена платить высокую цену за поддержку Украины, и отмечают, что поставки все нового оружия ВСУ лишь затягивает конфликт. Поэтому усиление местных правых скорее всего приведет к снижению поддержки Украины со стороны Словакии.
Еще хуже для Украины складывается ситуация в Польше, главном союзнике и лоббисте киевского режима в ЕС.
В местном политическом поле нет пророссийских партий, однако и проукраинские силы в Польше тоже отсутствуют. И первоначально романтический период безоговорочной поддержки Украины явно сменяется прагматичным настроем польских избирателей
Рейтинги правящей правоконсервативной партии «Право и справедливость» (ПиС) демонстрируют однозначный негативный тренд. Если на предыдущих выборах в 2019 году она набрала 43 процента голосов, то уже этим летом партию поддерживали лишь 35 процентов поляков. Сейчас ситуация стабилизировалась, но все равно остается сложной.
Против «Права и справедливости» выступают либеральная «Гражданская платформа» и крайне правая «Конфедерация свободы и независимости», которая заняла более жесткую позицию в отношении Украины, призывая прекратить финансовую поддержку беженцев и открыто задаваясь вопросом, должна ли Польша продолжать отправлять столько военной помощи.
Это побудило «Право и справедливость» более активно использовать риторику «Польша прежде всего», даже несмотря на риск ухудшения польско-украинских отношений. Дело в том, что правящая партия традиционно опирается на голоса правых избирателей, проживающих в том числе в сельской местности. Но именно они больше всего пострадали от наплыва украинской сельскохозяйственной продукции.
Чтобы получить поддержку аграриев и крестьян, «Право и справедливость» борется с конкурентами и сохраняет эмбарго на украинскую продукцию
Конечно, введенное польским и другими правительствами эмбарго на поставки украинской сельскохозяйственной продукции не сигнализирует о безоговорочном изменении настроений в западных столицах по отношению к Украине.
Мы закрываем границы, чтобы защитить польских фермеров, потому что это является самой важной нашей задачей
Однако это маркер смены настроений избирателей, которые практически два года несли политические и экономические издержки ради поддержки соседней страны. Эти настроения явно не могут игнорировать: для партии «Право и справедливость», которая также позиционирует себя как защитник традиционных христианских семейных ценностей, многое поставлено на карту, ведь именно польские фермеры могут создать или разрушить ее победу на выборах.
Переход от романтизма к прагматизму в отношениях центральноевропейских стран с Украиной может стать довольно болезненным ударом по дальнейшим перспективам этой страны
Зашли в тупик
Столь нервная реакция Украины на ситуацию с поставками зерна вполне объяснима.
Эмбарго на поставки сельскохозяйственной продукции — не просто временная трудность. Перед Украиной внезапно встало сразу несколько ключевых рисков в сфере экономики и внешней политики
С момента обретения независимости Украиной в 1991 году сельское хозяйство оставалось одной из важнейших отраслей экономики страны, его доля в общей структуре ВВП и экспорта стабильно росла. В 2022 году более 40 процентов экспорта на сумму около 18 миллиардов долларов составила продукция сельского хозяйства. Заметная часть этой продукции экспортировалась морем, в Турцию, Китай, а также западноевропейские страны.
После начала специальной военной операции Украина лишилась части своих сельскохозяйственных земель, а порты страны оказались заблокированы. В июле прошлого года Россия, Украина, Турция и ООН согласовали так называемую зерновую сделку, которая, в числе прочего, предполагала экспорт украинского зерна через черноморские порты страны. Однако требования России в рамках зерновой сделки так и не были выполнены, поэтому 17 июля 2023 года российская сторона объявила о прекращении ее действия. Экспорт зерна через черноморские порты Украины остановился.
Перед этим в мае Европейская комиссия ввела эмбарго на поставки украинского зерна и другой сельскохозяйственной продукции в Польшу, Румынию, Болгарию, Венгрию и Словакию. Хотя транзит через эти страны и был разрешен, запрет на поставки в центральноевропейские страны сильно ударил по украинским аграриям. А после прекращения действия зерновой сделки с экспортом украинской сельхозпродукции стало совсем плохо.
Вывозить зерно по морю в азиатские и западноевропейские страны нельзя, экспортировать в Россию или Белоруссию по очевидным причинам невозможно, поставлять в центральноевропейские страны тоже не получается.
Потенциально транзитные поставки в ЕС возможны по Дунаю или по железной дороге, однако возникает вопрос пропускной способности этих маршрутов, других сложностей в логистике и — как итог — экономической целесообразности такого маневра
Таким образом, Украина оказывается неспособной обеспечить поставки своего главного экспортного товара в прежнем объеме на мировые рынки. Конечно, какая-то часть сельскохозяйственной продукции так или иначе будет экспортироваться и дальше, но эмбарго Польши, Венгрии и Словакии может существенно подкосить и без того дышащую на ладан экономику. В 2023 году половину всех доходов Украины составила западная помощь.
В долгосрочной перспективе нет гарантий, что западные страны в прежнем объеме будут поддерживать Украину. А сокращение экспортных доходов из-за невозможности поставок зерна еще больнее ударит по экономике страны
В последнее десятилетие внешнеполитическое целеполагание страны строилось на интеграции в Европейский союз. Однако если в вопросах идеологии для Украины все было просто, то с экономикой — сложнее.
Украина могла предложить ЕС свое сельское хозяйство, металлургию, энергетику, машиностроение. Однако во всем, что касалось поставок не сырья, а более сложной продукции, европейские партнеры указывали на ее неэкологичность, несоответствие европейским стандартам и сложности модернизации отсталого украинского производства до нужного уровня.
В первую и главную очередь Европейский союз таким образом защищал свой внутренний рынок. Несмотря на это в 2014 году во время президентства Петра Порошенко Украина начала позиционировать себя в качестве аграрной сверхдержавы. Ключевыми аргументами были огромные территории, качественный чернозем, низкая себестоимость и заявленная экологическая чистота украинского продовольствия.
Однако и эта ниша на европейском рынке не пустовала, а сельскохозяйственные производители из Европейского союза традиционно обладают довольно значимым политическим весом и протестным потенциалом. И хотя позиции Украины в мировом сельском хозяйстве до 2022 года понемногу укреплялись, ее экономические показатели постепенно снижались на фоне долгосрочного экономического и демографического кризиса.
В этом ключе возникает и вопрос дальнейшего экономического развития Украины. Страна производит достаточно продовольствия для внутреннего потребления, однако внешние рынки ввиду нормативных или просто физических ограничений более недоступны.
Что же касается промышленности, которая и раньше находилась в стагнации, то после российских ударов по объектам стратегической и энергетической инфраструктуры она вряд ли восстановится хотя бы до прежнего уровня
Инвестировать же в охваченную боевыми действиями и коррупцией страну тоже вряд ли найдется много желающих. Оставшиеся интересные активы покупают западные инвесторы, однако подчинение национальной экономики западному бизнесу и затяжной конфликт с Россией фактически ставят крест на перспективах развития экономики. В данный момент у властей, похоже, отсутствует какой-либо план экономического развития своей страны, и история с эмбарго европейских соседей подсветила тупиковость экономической модели Украины.
составит общий долг Украины к концу года, что больше уровня запланированного ВВП на 2023 год (6,28 триллиона гривен)