В центре Бишкека спецназ ликвидировал Камчибека Кольбаева, известного в криминальных кругах как Коля Киргиз, — лидера преступного мира Киргизии и единственного в стране вора в законе. Для местных властей и милиции Кольбаев давно стал врагом номер один: из-за одних только подозрений в связях с ним рушились карьеры киргизских политиков, а он, словно в насмешку над законом, устраивал пышные банкеты на зонах. При этом круг интересов Коли Киргиза не ограничивался Киргизией. В США его считали одним из лидеров международной преступной организации «Братский круг» и крупным наркоторговцем. За информацию о нем обещали награду в размере пяти миллионов долларов. Историю одного из главных воров в законе на постсоветском пространстве вспомнила «Лента.ру».
Камчибек Кольбаев родился 3 августа 1974 года в городе Чолпон-Ата (Киргизская ССР). Долгое время он был правой рукой лидера киргизского преступного мира Рыспека Акматбаева. Однако в конце 1990-х годов они рассорились, и их пути разошлись. По некоторым данным, Акматбаев мог забрать у Кольбаева бизнес.
А в 2000 году на Акматбаева совершили покушение: для двоих спутников криминального авторитета оно стало летальным, а он сам был ранен.
В этом преступлении обвинили Кольбаева, и он получил 25 лет лишения свободы. Осужденного отправили отбывать срок в исправительную колонию №8 (село Петровка, Чуйская область Киргизии).
В феврале 2006 года Кольбаева перевели в колонию-поселение, откуда он вскоре исчез. После этого специализированная прокуратура Киргизии возбудила против него уголовное дело по статье 336 УК республики («Побег из мест лишения свободы»).
А в мае того же года не стало короля киргизского преступного мира Рыспека Акматбаева. После этого Камчибек Кольбаев стал одним из самых влиятельных лидеров местных организованных преступных группировок (ОПГ). В июне 2006 года (по другим данным — в ноябре 2008 года) Кольбаев получил титул вора в законе под кличкой Коля Киргиз.
Кроме Кольбаева, воровской титул в Киргизии был только у Азиза Батукаева (Азиз). В 2006 году Батукаев был приговорен к 16 годам и 8 месяцам тюрьмы за организацию массовых беспорядков в одной из колоний в пригороде Бишкека.
Но через семь лет он покинул Киргизию, получив условно-досрочное освобождение (УДО) из-за «тяжелой болезни». После этого Кольбаев стал главным и единственным в Киргизии вором в законе.
Несмотря на титул Кольбаева, в МВД Киргизии с ним особо не церемонились. 7 июля 2007 года милиционеры пытались задержать криминального авторитета, находившегося в розыске из-за побега, но тот скрылся. После этого в МВД пообещали, что в следующий раз в аналогичной ситуации «будет открыт огонь на поражение, если возникнет подозрение в сопротивлении».
Милиционеры предложили вору в законе явиться с повинной, «если он еще хочет пожить». Правда, 3 августа 2007 года, когда Коля Киргиз отмечал день своего рождения, из Генпрокуратуры Киргизии для него пришли весьма приятные вести.
Надзорный орган решил прекратить уголовное дело в отношении вора в законе — чиновники при этом ссылались на закон «Об амнистии», вышедший в связи с годовщиной независимости Киргизии и принятием новой конституции.
Позже, в 2008 году, было официально принято судебное решение, в соответствии с которым вор в законе был освобожден по УДО. Коля Киргиз между тем перебрался за границу.
Вора в законе допросили о том, где он находился во время недавних беспорядков на юге страны, а затем отпустили, взяв с него обязательство «по требованию являться в правоохранительные органы».
2011 год ознаменовался новым поворотом в непростых отношениях Камчибека Кольбаева и правоохранительных органов Киргизии. В начале того года президент республики Роза Отунбаева заявила, что необходимо усилить борьбу с преступностью.
Вскоре после этого, 22 февраля 2011 года, власти Киргизии вновь объявили в розыск Колю Киргиза — формально потому, что решение об УДО вора в законе было отменено. После заявления Отунбаевой это выглядело вполне объяснимо: по оценкам республиканского МВД, в состав группировки, которой в то время руководил Кольбаев, входили 150-180 человек.
По сведениям киргизской прессы, эта ОПГ действовала на малой родине Кольбаева, в Иссык-Кульской области, а также на территории Чуйской области и в южной части страны. А в июне 2011 года Коля Киргиз получил международное признание.
Президент США Барак Обама включил киргизского вора в законе в список лиц, в отношении которых в Штатах действуют санкции за наркоторговлю.
Но 25 июня 2011 года Чуйский областной суд отменил решение об отмене УДО Кольбаева и прекратил его розыск.
Это возмутило МВД Киргизии: там заявили, что борьба его сотрудников с организованной преступностью становится бессмысленной из-за судебных решений, вынесенных в пользу членов ОПГ. Силовики предположили, что речь идет о проводимой кем-то кампании, направленной против милиции.
21 июля 2011 года Колю Киргиза вместе с его сообщником Алмамбетом Анапияевым задержали в Абу-Даби (ОАЭ). При обысках в доме вора в законе нашли фальшивые документы, а также драгоценности, похищенные недавно в одном из местных магазинов.
Три недели спустя, 11 августа, киргизская прокуратура направила в ОАЭ запрос на экстрадицию Коли Киргиза: в нем отмечалось, что в республике вора в законе ищут за преступления против жизни и здоровья, преступления, связанные с применением оружия и взрывчатки, а также причастность к организованной и международной преступности.
Правда, вместо экстрадиции 7 сентября 2011 года полиция ОАЭ выпустила Кольбаева на свободу по причине отсутствия доказательств причастности вора в законе к ограблению магазина.
Но в декабре 2012 года пресс-служба Госкомитета нацбезопасности (ГКНБ) Киргизии сообщила, что ОАЭ все же выдали правоохранительным органам республики Кольбаева, после чего он был помещен в СИЗО ГКНБ в Бишкеке для допросов.
Но на процессе свидетели и потерпевшие неожиданно стали отказываться от показаний против вора в законе. В итоге 18 октября 2013 года Колю Киргиза приговорили всего к пяти с половиной годам колонии строгого режима.
Однако вторая инстанция смягчила этот приговор до трех лет лишения свободы, и довольно скоро криминальный авторитет вновь оказался на воле. Позже, в 2016 году, Кольбаев поменял паспорт и стал Асанбеком Камчи.
Пока Коля Киргиз получал очередной срок в Киргизии, в США вновь заявили о его большом весе в системе международной преступности. В октябре 2013 года власти Штатов представили свое видение «Братского круга» (Brothers' Circle) — гипотетической преступной организации, в которую вошли 22 человека.
Как считают в США, участники Brothers' Circle действуют на территории Европы, Ближнего Востока, Африки и Южной Америки.
В американском Минфине уточнили, что в задачи «Братского круга», в частности, входит разрешение споров между криминальными сетями.
Преступная организация версии 2013 года состояла из двух уровней: верхушки из девяти человек и их тринадцати приближенных. Восемь человек из верхушки оказались ворами в законе, в их число попал и Коля Киргиз.
В канун 2018 года американцы представили обновленную версию «Братского круга». Вместо прежних 22 человек там осталось всего десять, но Камчибек Кольбаев сохранил свое место в руководстве этой организации.
А в феврале 2018 года глава МВД России Владимир Колокольцев принял решение признать 43-летнего Камчибека Кольбаева персоной нон грата в Российской Федерации, и ему закрыли въезд в страну.
В октябре 2020 года Колю Киргиза в очередной раз задержали в Бишкеке — на этот раз по подозрению в создании ОПГ. В рамках досудебного производства Кольбаева на 48 часов поместили в СИЗО, но в итоге вор в законе остался под арестом надолго.
Тут стоит упомянуть интересную деталь: противники Садыра Жапарова, нынешнего президента Киргизии, называли его приближенным Камчибека Кольбаева. При этом вор в законе попал в СИЗО вскоре после того, как Жапаров пришел в большую политику.
При этом в Киргизии для политиков подозрения в связях с Камчибеком Кольбаевым порой оканчивались весьма плачевно: к примеру, из-за них ушел в отставку спикер парламента Киргизии Ахматбек Келдибеков. Но на карьере Садыра Жапарова эти подозрения никак не отразились.
Между тем арест, судя по всему, не стал для Коли Киргиза суровым испытанием: за решеткой вора в законе заподозрили в симуляции болезни. Дело в том, что изначально криминального авторитета поместили в СИЗО №1, но затем перевели в исправительную колонию 47 (ИК-47) — якобы из-за плохого состояния здоровья.
Ранее там отбывал наказание бывший глава республики Алмазбек Атамбаев, а также многие авторитетные представители криминального мира республики. И вот в ноябре 2020 года в сети появилось видео, на кадрах которого заключенные ИК-47 сидят за праздничным столом.
Среди них был и Коля Киргиз, который выглядел вполне здоровым. 3 марта 2021 года Бишкекский городской суд отпустил вора в законе под подписку о невыезде, и больше за решеткой он не оказывался.
За сведения, которые могли бы помочь арестовать и осудить вора в законе или разрушить его криминальные схемы получения дохода, американцы пообещали пять миллионов долларов вместо прежде обещанного одного миллиона.
Вечером 4 октября 2023 года бойцы спецназа Госкомитета национальной безопасности Киргизии прибыли к заведению Blonder Pub в центре Бишкека, негласным хозяином которого считался Коля Киргиз. Зачем спецназовцы приехали в этот бар, остается лишь гадать, но развязка этой истории уже известна.
По данным информационного агентства (ИА) «Прайм Крайм», 49-летний Камчибек Кольбаев в одном из залов Blonder Pub оказал сотрудникам правоохранительных органов вооруженное сопротивление. Началась перестрелка, в ходе которой вор в законе был ликвидирован ответным огнем на поражение.
Теперь в Киргизии остался единственный претендент на воровской титул — 45-летний криминальный авторитет Улан Токтосунов (Сакал). Впрочем, генерал-майор милиции Омурбек Суваналиев усомнился в том, что Сакал сможет занять место Коли Киргиза.
Суваналиев отметил: Камчибек Кольбаев никогда не скрывал, что является вором в законе, — напротив, он подчеркивал это и всегда передвигался с хорошо вооруженной охраной. По словам Суваналиева, вор и его охрана оказали сопротивление, после чего спецназу пришлось открыть ответный огонь.