Стремительное таяние вечной мерзлоты давно стало проблемой, над решением которой бьются специалисты по всему миру. Однако именно Россия уделяет этому вопросу больше всего внимания. Более половины территории нашей страны находится в зоне вечной мерзлоты, которая в последние годы тает в ускоренном темпе из-за глобального потепления. Эти процессы ускоряют разрушение построенных на этих землях жилых домов, предприятий и дорог. Чтобы минимизировать ущерб, правительство уже разработало ряд мер. Подробности — в материале «Ленты.ру».
Таяние вечной мерзлоты ускоряется на фоне стремительного глобального потепления, вызванного активной деятельностью человека и выбросами парниковых газов. Напомним, вот уже два года подряд среднегодовые температуры растут вверх — сперва 2023 год был признан самым жарким в истории Земли, а потом и 2024-й обновил рекорд.
Вечная мерзлота, или криолитозона, — это грунты под поверхностью планеты, температура которых остается равной нулю или ниже нуля градусов Цельсия от двух и более лет. Она распространяется по Земле на площади свыше 35 миллионов квадратных метров. Однако прогнозы показывают, что большая ее часть рискует исчезнуть в ближайшее время.
На этом фоне, согласно самым пессимистичным прогнозам, к 2100 году площадь приповерхностной вечной мерзлоты сократится на 93 процента относительно доиндустриального периода (до 1850 года). Тогда она останется только на Восточно-Сибирских нагорьях, Канадском арктическом архипелаге и в северной части Гренландии.
Для России проблема таяния вечной мерзлоты особенно актуальна. От 60 до 65 процентов нашей страны находится в ее зоне. Площадь криолитозоны у нас больше, чем у Канады, США или Китая.
Долгое время вечная мерзлота являлись надежной территорией для строительства населенных пунктов и других объектов. Теперь же ситуация меняется. Деградация многолетнемерзлых грунтов приводит к оседанию и эрозии почв, образованию озер и болот, наводнениям и оползням. Некоторые экосистемы не успевают приспособиться к изменениям, в результате чего ландшафты превращаются в пустоши. Именно так возник Батагайский кратер в Якутии — самый большой кратер вечной мерзлоты в мире, который до сих пор продолжает расширяться.
При дальнейшем таянии все постройки, возведенные на многолетнемерзлых грунтах, придут в негодность.
Расчеты при строительстве не учитывали будущих климатических изменений. А если температура под зданиями растет, то несущая способность фундаментов падает
85 процентов Российской Арктики приходятся на зону вечной мерзлоты. При этом температура в этом регионе растет в 3,7 раза быстрее, чем по всей планете. Российская территория занимает 28 процентов Арктики и имеет площадь 4,8 миллиона квадратных метров. Более половины жителей региона являются гражданами России — 2,6 миллиона человек. В частности, это жители Мурманской и Архангельской областей, Республики Коми и Карелии, Якутии, Чукотского, Ненецкого, Ямало-Ненецкого автономного округов и Красноярского края. Особую опасность исчезновение мерзлоты представляет для сооружений, построенных на сваях. Более 75 процентов построек в Российской Арктике именно такие.

Климатолог Алексей Чернокульский предупреждает, что к середине XXI века в опасности окажутся 50 процентов промышленных предприятий и до 70 процентов жилых объектов, построенных на мерзлоте в Ямало-Ненецком и Ханты-Мансийском автономном округах, Якутии, на Чукотке и в Красноярском крае. По оценке проектно-консалтинговой компании «Новая земля», в настоящий момент таяние грунтов угрожает жилому фонду 27 городов и поселений Арктической зоны России. В этих домах проживают почти 800 тысяч граждан. В области максимального риска находятся Ноябрьск, Губкинский, Муравленко и Надым.
Пострадать могут и ценные культурные объекты в Арктике. Археологи считают регион одним из самых перспективных направлений для исследования древнейшей истории, так как криолитозона хранит в себе множество еще неизученных артефактов и биоматериала, который остается целым благодаря низкой температуре. Теперь специалисты опасаются, что из-за глобального потепления хранившиеся веками памятники истории могут оказаться под угрозой.
В российских регионах многолетней криолитозоны сосредоточена значительная часть природных ресурсов, добыча которых требует масштабной и дорогостоящей инфраструктуры. То есть пострадают не только жилые дома, но также автомобильные и железные дороги, аэродромы, порты.
Минприроды оценивает ущерб от деградации вечной мерзлоты в Арктике как минимум в пять триллионов рублей к 2050 году. Таяние многолетнемерзлых грунтов в 23 процентах случаев оказывается причиной отказов технических систем и в 29 процентах — потерь добычи углеводородов. Сложности при строительстве железных и автомобильных дорог возникают уже сейчас. К настоящему моменту около 40 процентов зданий в криолитозоне деформированы.

Проблема вечной мерзлоты касается не только Арктической зоны. Она актуальна и для соседних территорий, в том числе долины Туймаада, в которой расположен Якутск, и Ханты-Мансийского автономного округа, где южная граница мерзлоты пролегает к северу от крупнейшего города региона Сургута и охватывает Нижневартовск.
Даже учитывая климатические модели, которые не предполагают увеличение объемов выбросов и ускорение глобального потепления из-за таяния, как минимум 25 процентов инфраструктуры северных городов России подвергнется разрушительному влиянию деградации мерзлоты к 2050 году.
Межправительственная группа экспертов по изменению климата (МГЭК) отмечает, что особую опасность для России представляет деформация объектов нефтегазовой отрасли. Только на территории Западной Сибири ежегодно в криолитозоне происходят около 35 тысяч аварий. Разрушение инфраструктуры может обернуться беспрецедентными экологическими катастрофами. Пример такого случая — разлив дизельного топлива в Норильске в 2020 году, когда топливо из цистерн попало в несколько рек в Арктической зоне.
Любопытно, что таяние вечной мерзлоты — это не только следствие глобального потепления, но и причина его ускорения. Многолетнемерзлые грунты являются крупным хранилищем органического углерода — так называется замороженный в них растительный и животный материал. По мере таяния он разлагается и выбрасывает в атмосферу углекислый газ и метан. В вечной мерзлоте содержится от 1,4 до 1,8 тысячи пентаграмм (миллиардов тонн) углерода — это в восемь раз больше объема, который уже есть в атмосфере. Каждый год из-за таяния в атмосферу попадает около одного пентаграмма углерода, который только усиливает парниковый эффект.
Помимо углерода в грунтах заморожены и древние вирусы. Ранее они были обнаружены в зоне вечной мерзлоты в Якутии. Самому старшему из них более 48 тысяч лет, однако за время сна во льдах он не потерял своих свойств. Ученые уверены — при потеплении законсервированные и считавшиеся вымершими вирусы могут возродиться и стать угрозой для здоровья населения планеты.
Несмотря на то что криолитозона занимает значительную часть России, мы практически ничего не знаем о ее нынешнем состоянии. В начале 2021 году Минвостокразвития подготовило доклад о вечной мерзлоте, в котором говорилось, что имеющиеся данные относятся к прошлому веку. Они давно потеряли свою актуальность, а в текущем столетии ведомства не успели уделить этой теме достаточно внимания. «Страна, две трети территории которой расположены в криолитозоне, активно осваивающая сырьевые богатства северных регионов, не может не заниматься изучением проблем вечной мерзлоты. Экологические кризисы и катастрофы наступают там, где темпы научного обеспечения значительно уступают темпам освоения», — подчеркнули авторы работы.

До недавнего времени мониторингом вечной мерзлоты занимались различные организации, которые не раскрывали этих данных из-за коммерческой тайны. Однако в 2022 году в России утвердили проект «Единая национальная система мониторинга климатически активных веществ», частью которого стало создание государственной системы фонового мониторинга многолетней мерзлоты. Задача была поручена Минприроды России, а в качестве оператора проекта выступило подведомственное учреждение Росгидромета — Арктический и антарктический научно-исследовательский институт (ААНИИ).
В рамках проекта датчики вечной мерзлоты устанавливаются в скважинах глубиной 25 метров. В мае 2023 года была открыта первая такая скважина. На данный момент в стране работают уже 20 пунктов, на которых четыре раза в сутки автоматически измеряется температура криолитозоны на различных горизонтах по всей глубине скважины.
К концу 2025 года планируется пробурить еще 120 таких скважин. Собранные на пунктах данные будут передаваться в режиме онлайн специалистам ААНИИ, а после обработки — в Единый государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и ее загрязнении. Российская система мониторинга станет практически уникальной. В других странах изучение криолитозоны не происходит постоянно, а полученная информация не сведена в общую систему, к которой предоставляется доступ различным организациям.
Мониторинг в масштабах всей страны позволит выявить наиболее деградирующие территории, на которые нужно обратить внимание в первую очередь. Полученные данные также планируется учитывать при строительстве, чтобы новые здания не разрушались и не проседали по мере таяния вечной мерзлоты. Кроме того, актуальная информация даст возможность оценивать выбросы парниковых газов от таяния и прогнозировать изменение климата.
Изменение климата — один из наиболее серьезных вызовов XXI века, который выходит за рамки научных дискуссий и представляет собой комплексную проблему, охватывающую экологические, экономические и социальные аспекты устойчивого развития России и мира в целом
Одного отслеживания состояния криолитозоны мало. Чтобы многолетнемерзлые грунты не деградировали еще стремительнее, необходимо приложить максимум усилий к ограничению глобального потепления. Вместе с многими другими странами Россия участвует в направленном на эту цель Парижском соглашении. В 2023 году в стране была утверждена новая климатическая доктрина, в который указаны ключевые положения и задачи климатической политики России. Важнейшей из них является достижение углеродной нейтральности. К 2030 году Россия планирует сократить свои выбросы парниковых газов до 70 процентов от уровня 1990 года, а к 2060-му — достигнуть баланса между антропогенными выбросами и их поглощением.

Климатическая политика России реализуется через национальный проект «Экология», направленный на решение множества связанных с климатом задач. В его рамках в стране в том числе ведется борьба с незаконными свалками и опасными отходами, проводится оздоровление водных объектов и сохранение лесов. Изначально проект был рассчитан на период с 2019-го по 2024 год, однако в 2023-м его продлили до 2030 года. Согласно планам, до конца нацпроекта на него будет направлено не менее 600 миллиардов рублей.
Вице-премьер Виктория Абрамченко отмечает успехи России в экологической повестке. «Еще 20-30 лет назад никто не задумывался об экологии. Не принято было штрафовать бизнес за выбросы и сбросы. Мы понятия не имели об экологичном транспорте или об экономике замкнутого цикла. Лучшей упаковкой была бумага, а пластиковый пакет был модным аксессуаром, который нужно было еще постараться "достать". Сегодня общество требует от государства и промышленности соблюдения высоких экологических стандартов», — заявила она.
Среди достижений страны — сокращение вредных выбросов более чем на 12 процентов благодаря федеральному проекту «Чистый воздух», сокращение незаконной вырубки лесов на 58 процентов с 2018 года, рост переработки коммунальных отходов до 53 процентов, а утилизации — до 12 процентов. Государство принимает меры для того, чтобы сохранить планету, однако во многом успех этих действий зависит от каждого лично.

Внести свою лепту в борьбу с изменением климата можно несколькими способами: сократить потребление мяса, во время производства которого в атмосферу попадает много метана, пользоваться энергосберегающими приборами, перестать использовать одноразовую посуду. Обратить внимание также стоит на сортировку и переработку бытовых отходов. Изменив свои повседневные привычки сейчас, человечество получит шанс спасти себя и планету.
Если хотите узнать, как легко внедрять новые полезные привычки и избавляться от старых, читайте материал на Сберегаем вместе