Среди всех европейских стран больше всего от разрыва отношений с Россией пострадала Финляндия. После закрытия в 2023 году общей границы там начал стремительно банкротиться малый бизнес, гостиницы в Восточной Финляндии недосчитывались туристов, а цены на древесину резко взлетели. Премьер-министр и глава Центральной торговой палаты Финляндии уже признали, что причиной замедлившейся экономики стали санкции и разлад с Москвой, а с весны в стране ходят слухи о возможном открытии границы с РФ. Реален ли такой поворот событий и куда может быть перенаправлен финский экспорт вместо российского рынка — в материале «Ленты.ру».
Из всех европейских стран, испортивших отношения с Россией с началом военных действий на Украине, наиболее сильно пострадала Финляндия, заявил в августе руководитель финской Центральной торговой палаты Юхо Ромакканиеми. Экономика Хельсинки была тесно связана с экономикой Москвы, и разрыв торговых отношений больно ударил по финнам. Практически все компании, которые вели бизнес в России, были вынуждены покинуть местный рынок. Товарооборот двух стран за несколько лет снизился более чем в десять раз: с 11 миллиардов евро в 2021 году до чуть более 1 миллиарда евро в 2024-м.

Фото: Pavel Golovkin / AP
Отказ от взаимодействия с Россией может замедлить рост национальной экономики до 0,5-2 процентов, предупредил четыре года назад Банк Финляндии. РФ тогда являлась пятым по величине экспортным рынком страны, и финские власти на фоне принятых мер стали готовиться к некоторому экономическому спаду, ожидая, что он не будет слишком большим. Однако реальный масштаб оказался значительным: он привел к снижению ВВП на 1,2 процента в 2023 году и на 0,2 процента в 2024-м. Летом 2025 года финский Минфин обновил прогноз роста местной экономики до одного процента, хотя ранее ожидалось, что к концу года он окажется на уровне 1,7.
Финляндия живет в иллюзии величия, продолжая экспортировать лишь древесину. Внешняя торговля — это по-прежнему березовые бревна и целлюлоза, и в этом году мы снова получим 13 миллиардов евро новых долгов
Достичь целей Кабмина по стабилизации коэффициента госдолга к 2027 году, вероятно, не выйдет, прогнозировала министр финансов Финляндии Риикка Пурра. Сделать это власти планировали до окончания полномочий действующего правительства, но теперь единственно возможным сценарием стало его увеличение — до 86,1 процента ВВП к концу 2025 года и до 90,4 процента к 2029 году. Способствовали ухудшению ситуации возросшие расходы на оборону и новые пошлины США. По данным регулятора, для стабилизации уровня госдолга в 2026-2027 годах финскому бюджету потребуются дополнительные вливания в размере четырех миллиардов евро.

Фото: Dmitri Lovetsky / AP
Проблемы с ростом экономики возникли на фоне строгого следования антироссийским санкциям. Такую тактику выбрали не все страны ЕС: Германия, к примеру, тогда сократила объем поставок в РФ почти на 70 процентов, но одновременно с этим в несколько раз нарастила экспорт в страны ЕАЭС, в том числе в Казахстан и Армению. С событиями на Украине эксперты сразу связали и взлетевший на 950 процентов экспорт из ФРГ в Киргизию. «Вряд ли кто-то верит, что в Кыргызстане внезапно начался массовый бум поставок», — комментировал ситуацию главный экономист Института международных финансов Робин Брукс. Не нужно знать всех нюансов рынка, чтобы понимать, что на следующем этапе товары будут перенаправлены в РФ, отмечал он.
Польша, Латвия и Литва, несмотря на жесткий настрой в отношении России, также использовали страны ЕАЭС в качестве обходного пути для поставок. Финляндия к подобным хитростям прибегать не стала и в 2022 году действительно сократила на 70 процентов экспорт товаров в РФ и Центральную Азию. По такому пути пошли Дания и Швеция, но у них с российским рынком изначально было меньше связей.
Муниципалитеты начали штрафовать из-за проблем на рынке труда
Параллельно в Финляндии назревала еще одна проблема: тревожно высокий уровень безработицы. В июне он вырос до 9,9 процента и стал одним из самых высоких в Европе. Причиной, по словам замгоссекретаря финского Минтруда Элины Пюлккянен, стало перераспределение потоков антикризисного финансирования ЕС в пользу Южной, а не Северной Европы. В государствах еврозоны средний показатель безработицы составил 6,2 процента, в Евросоюзе — 5,9 процента. Более высокий уровень, чем в Финляндии, был зафиксирован только в Испании.

Фото: Sergei Grits / AP
Финским муниципалитетам из-за проблем с занятостью в первом полугодии пришлось выплатить в бюджет страны порядка 347 миллионов евро штрафов (плюс 47 процентов год к году), сообщили в Управлении социального страхования Финляндии (Kela). Таким способом руководителей регионов пытались подтолкнуть к принятию мер, которые ускорят трудоустройство безработных граждан. В начале 2025 года размер этих штрафов в стране увеличили, больше всего — в Хельсинки и Тампере. Полученные суммы направляли на компенсации Kela, так как ведомство несло большие расходы при выплате пособий по безработице.
насчитывалось в Финляндии в июне 2025 года
В июне 2025 года в стране насчитывалось 308 тысяч безработных, а количество получателей пособий по безработице в середине года выросло на 100 тысяч человек по сравнению с прошлым годом. Финляндия лидирует и по уровню безработицы среди молодежи: в начале лета без работы там оставалась почти четверть финнов моложе 25 лет (только в трех странах Европы этот показатель выше). Те, кому все-таки удается найти работу, тратят на это в среднем 70 недель (или 1,3 года) — столь длительный срок связан не с нежеланием работать, а с банальной нехваткой рабочих мест, поясняют эксперты.

В ноябре прошлого года в стране зафиксировали снижение финансовой уверенности граждан. При этом наиболее слабой уверенность в будущем оказалась у жителей Восточной Финляндии, региона у закрытой границы с Россией. Более четверти опрошенных финнов признались, что их финансовое состояние в сравнении с 2023 годом стало хуже. Еще 64 процента респондентов заявили об ухудшении экономической ситуации в стране, сообщили в статистической службе Финляндии.
С учетом сложной экономической ситуации «справедливый мир» стал бы хорошей новостью для финской экономики, подчеркнул Ромакканиеми. Он помог бы восстановить «доверие, инвестиции и предсказуемость», а все эти пункты для рынка Финляндии крайне важны. Такие тезисы спикер озвучил в августе, вскоре после встречи президентов России и США на Аляске.
До недавнего времени риторика финнов была иной. Страна имеет гораздо меньше связей с Россией, чем, к примеру, Германия, Австрия, Греция и Италия, рассуждала в прошлом году министр иностранных дел Финляндии Элина Валтонен. Недавно покинувшие этот рынок финские компании заявляли, что не станут спешить с возвращением обратно, а возмещать убытки планировали за счет выхода в новые регионы. Однако позже стало понятно: страна недооценила влияние санкций на национальную экономику.
Погрязший в долгах Finnair оказался на грани выживания
Финские компании из-за ухода с российского рынка лишились почти четырех миллиардов евро. Удар пришелся по перевозкам и логистике, машиностроению, судостроительным верфям, производителям подъемно-транспортного оборудования.
Серьезный ущерб понесли строительная YIT (возводила жилые комплексы в Казани, Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону и других городах), энергетическая Fortum (владела теплоэлектростанциями на Урале и в Западной Сибири), производитель шин для сложных климатических условий Nokian Tyres. Сложно пришлось и основному финскому авиаперевозчику Finnair: не успев оправиться от последствий пандемии, он столкнулся с убытками в размере 150 миллионов евро из-за присоединения в 2022 году к санкциям против РФ.

Фото: Markku Ulander / Lehtikuva Lehtikuva / Reuters
Закрытие воздушного пространства России для авиакомпаний из Европы поставило национального авиаперевозчика на грань выживания, поясняет эксперт по гражданской авиации Свен Кукемельк. Бизнес-модель Finnair строилась на возможности предлагать клиентам быстрое сообщение между Европой и Азией, и ее дела шли неплохо, напоминает он, однако из-за закрытия российского неба авиакомпания лишилась возможности летать в Азию коротким путем, и рынок перехватили конкуренты. Сейчас прибыль финского перевозчика близится к нулю, а сумма кредитов четырехкратно превышает его стоимость. Спасти Finnair могли бы власти страны, но из-за роста госдолга и оборонных расходов они таких действий пока не предпринимают.
выросла стоимость древесины в Финляндии в 2024 году после прекращения поставок из России
Свои операции в РФ свернули и такие промышленные компании, как Kone и Wärtsilä, напоминает профессор кафедры экономической безопасности и управления рисками Финансового университета при правительстве РФ Надежда Капустина. Первая работает в сегменте производства лифтов (еще недавно об их установке в своих ЖК с гордостью рассказывали российские девелоперы), вторая занимается производством машинного оборудования для морского и энергетического рынков. После ухода из страны в Wärtsilä отчитались об убытке в 200 миллионов евро, а петербургские суды в 2024-2025 годах вынесли несколько решений, обязывающих «дочек» компании выплатить Невскому судостроительно–судоремонтному заводу неотработанные авансы на 25,4 миллиона евро.

Фото: Илья Наймушин / РИА Новости
Кризис затронул и лесопромышленный комплекс Финляндии. Деревообрабатывающая компания UPM (крупнейший производитель журнальной бумаги в мире) и гигант целлюлозно-бумажной промышленности Stora Enso столкнулись с необходимостью перестраивать логистические цепочки и заниматься поиском альтернативных рынков сбыта. После введения в 2022 году санкций в отношении России финны остались без российской древесины, из-за чего были вынуждены начать вырубку своих частных лесов и увеличить закупки в Турции, Латвии и Эстонии.
В 2024 году финские лесовладельцы заявили о планах вырубить более 65 миллионов кубометров местного леса (почти на 11 миллионов кубометров больше, чем годом ранее). Влияние на это оказал не только разрыв отношений с Россией, но и рост популярности зеленых инициатив, из-за которого выросла доля древесины, используемой в биоэнергетике. Цены на древесину тоже взлетели: в прошлом году они составляли около 3,3 миллиарда евро, то есть в полтора раза больше, чем в 2021 году (тогда Россия еще поставляла древесину финнам). Выиграли в сложившейся ситуации только владельцы лесозаготовительных участков.
Гостиницы на востоке страны не смогли найти замену российским туристам
В приграничных районах Финляндии, куда до 2022 года часто ездили петербуржцы, стремительно банкротятся десятки малых и средних предприятий. Причиной эксперты назвали рухнувший после закрытия границы с Россией спрос, заместить который оказалось некому. Еще несколько лет назад дела у финского малого бизнеса шли куда лучше благодаря шопинг-туристам из России, приезжавшим за хумусом и рыбными деликатесами.

Фото: Janis Laizans / Reuters
«Из-за курса евро в Финляндии сейчас выгодно покупать практически любые товары, потому что кофе, чай, химия, порошки получаются дешевле, чем в России», — отмечала в 2022 году собеседница радиостанции «Говорит Москва». Особой популярностью у россиян пользовались икра, консервы и разные виды сыров (стоимостью 6-8 евро за килограмм). Гастрономический туризм при этом был не единственным поводом для поездок в Финляндию: кто-то из россиян приезжал туда откатать визу, кто-то просто развеяться и погулять. Это обеспечивало приток денег в страну и поддерживало деятельность местных гостиниц.
Два года назад, когда финские власти начали постепенно закрывать границу с Россией, в стране стал рушиться не только малый, но и туристический бизнес. Экономический ущерб региона в связи с отсутствием гостей из РФ достигал в прошлом году миллиона евро в день, сообщили в Региональном совете Южной Карелии. Заметно снизился грузооборот в портах Хельсинки и Котки, а железнодорожные перевозки полностью прекратились, что сразу отразилось на транспортной инфраструктуре страны.

Фото: Sebastian Kahnert / Picture Alliance / Getty Images
О том, что на сферу услуг «крайне негативно» повлияло разрушение российско-финских экономических связей, в феврале заявил и посол России в Финляндии Павел Кузнецов. Представители гостиничного бизнеса, по его словам, не смогли заместить 800 тысяч ночевок в год, которые обеспечивали им россияне, туристами из других стран. Глава дипмиссии также вспомнил, что до 2020 года, когда в мире началась эпидемия коронавируса, российские граждане оставляли в стране до 600 миллионов евро в год.
Сказалось отсутствие россиян и на рынке недвижимости, и без того пострадавшем в годы пандемии. Осенью 2024 года в Финляндии возвели всего 5000 домов — в два раза меньше, чем годом ранее. Некоторое оживление сегмента жилья впервые за три года началось только в июне 2025-го. Этому способствовало снижение ставок по ипотеке и сформированный за годы ожидания отложенный спрос.
Все это заставило местных чиновников задуматься о дальнейших перспективах российско-финских отношений. Значительного изменения риторики пока не произошло: власти страны по-прежнему заявляют о невозможности полного открытия границ, однако СМИ со ссылкой на источники уже пишут о возможности частичного открытия. Речь идет о поэтапном процессе, который может начаться с возобновления грузовых перевозок, утверждают собеседники финской Ilta-Sanomat.
В Финляндии жаловались на нехватку древесины для промышленных нужд
В сентябре о последствиях закрытия границ с Россией высказался финский премьер-министр Петтери Орпо. «Финские компании потеряли миллиарды инвестиций в России. Все приграничные перевозки и торговля остановлены. То, что граница закрыта, означает, что не поступает, например, десять миллионов кубометров древесины для нужд нашей промышленности», — посетовал он. Следствием всего перечисленного стал низкий экономический рост страны, убежден Орпо.

Фото: Pavel Golovkin / AP
Нехватка финансовых средств заставила финнов отказаться от замены дорожных указателей с российскими городами. По словам эксперта финского агентства транспортной инфраструктуры Туомаса Эстермана, муниципалитетам страны это обошлось бы в сотни тысяч евро. К тому же закрытие границы с Россией — временная мера, добавил он, а значит, вопрос замены табличек неактуален.
Из-за ухудшения отношений с Россией в Финляндии началось уменьшение количества населения, запустелость, заявил на этой неделе спецпредставитель президента России по вопросам природоохранной деятельности, экологии и транспорта, постоянный член Совета безопасности Сергей Иванов. Решение о разрыве отношений с РФ принимали финские власти, подчеркнул он, а пострадали от этого простые граждане.
«Не думаю, что это выбор финского народа, потому что доносятся стоны и жалобы, особенно из Юго-Восточной Финляндии, где происходит обезлюживание. Делать там без российских туристов нечего, все рухнуло, никакой экономики нет и быть не может», — высказался спикер.
Со временем финские власти осознают все преимущества добрососедства с Россией, убежден Иванов, однако в ближайшие годы отношения Москвы и Хельсинки не наладятся. Сейчас действия, предпринимаемые властями страны, движут ситуацию в обратную сторону: Финляндия выступает за укрепление восточного рубежа, строит заборы на границе с Россией. Нормализация займет десятилетия, уверен спецпредставитель президента.
Финской продукции придется конкурировать с товарами глобальных корпораций
Экономика Финляндии находится в процессе выхода из рецессии и одновременно продолжает перестройку торговли после разрыва отношений с Россией, отметил в беседе с «Лентой.ру» кандидат политических наук Владислав Федоров, преподаватель Финансового университета при Правительстве РФ. Производимую в стране бумагу, пиломатериалы и молочную продукцию теперь экспортируют в США, Северную Европу и Азию. Там финские товары конкурируют с товарами глобальных корпораций, чьим преимуществом остается возможность устанавливать более низкие цены.

Фото: Leonhard Foeger / Reuters
«Президент Финляндии Александер Стубб на встрече с Дональдом Трампом в Вашингтоне недавно подчеркнул, что Россия неизбежно останется соседом, с которым нужно выстраивать отношения после урегулирования украинского вопроса. И если власти Финляндии в своей внешней политике будут руководствоваться национальными интересами, то открытие границ между нашими государствами произойдет довольно быстро», — спрогнозировал Федоров. Если от финнов поступит соответствующий запрос, открыть границы можно будет в течение нескольких месяцев, добавил он, но для этого нужна политическая воля и нормативная база.
Власти Финляндии, разрушив торгово-экономические отношения с Россией, поддались флеру обещаний Евросоюза о поддержке финской экономики в случае необходимости. Спустя три года у страны появилась потребность в такой помощи, но обещания ЕС оказались не обеспечены ресурсами
Возможность открытия границ в сегодняшних условиях не рассматривается финскими властями даже как запасной вариант, не согласился с коллегой доцент кафедры стратегического и инновационного развития факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ Михаил Хачатурян. Более логичным, на его взгляд, выглядит увеличение объемов поставок рыбных и лесных ресурсов на общеевропейский рынок и рынки третьих стран. Но экспорт этих товаров в Китай, Индию, страны Восточной и Юго-Восточной Азии, Латинской и Южной Америки требует значительных усилий по выстраиванию логистических цепочек, предупредил спикер. Особенно сложно, с учетом отказа от транспортного взаимодействия с Россией, сделать это на азиатском направлении.
Вторым возможным вариантом является увеличение туристической привлекательности Финляндии как для туристов из США, Китая, Юго-Восточной Азии, так и для туристов из стран ЕС, добавил Хачатурян. Для этого понадобятся значительные инвестиции в расширение туристской инфраструктуры. Еще одним сдерживающим фактором может стать стоимость перелета в Финляндию (если стартовой точкой будут, к примеру, страны Юго-Восточной Азии). «В этом контексте очевиден вывод, что экономике Финляндии перестроиться на взаимодействие с внутренним рынком ЕС и рынками третьих стран пока не удалось, и перспективы этой перестройки представляются весьма туманными», — резюмировал спикер.