Пассажирский самолет авиакомпании AZAL (Azerbaijan Airlines), летевший из Азербайджана в Россию, потерпел крушение в трех километрах от казахстанского города Актау. На борту находились 67 человек, по данным журналистов, 38 человек погибли, среди них семь россиян. В деталях катастрофы разбиралась «Лента.ру».
Утром 25 декабря лайнер Embraer 190AR вылетел из Баку и должен был приземлиться в Грозном. Из-за тумана в аэропорту назначения самолет перенаправили в Махачкалу, однако пилот принял решение сажать судно в Актау. Борт передал аварийный сигнал в связи со столкновением с птицей и нарушением рулевого управления. Позже, в 09:28 по московскому времени, самолет разбился в трех километрах от города.
На роликах, опубликованных очевидцами в сети, видно, что самолет пытается набрать высоту, но затем начинает резкое снижение, ударяется о землю и загорается. На следующих кадрах на месте крушения виден черный густой дым.
Как сообщает Baza со ссылкой на аэропорт Актау, самолет более 50 минут летал с отказавшими системами управления. Пилоты управляли бортом только тягой двигателей. После нескольких неудачных виражей на подлете к земле пилоты приняли решение сажать борт на площадку, подобранную с воздуха. Когда лайнер упал, передняя часть развалилась, а хвостовая — осталась целой.
Минтранс Казахстана сообщил, что на борту находились 62 пассажира и 5 членов экипажа. Среди них было 16 россиян, 37 граждан Азербайджана, 6 — Казахстана и 3 — Киргизии. Авиакомпания Azerbaijan Airlines опубликовала списки пассажиров, которые подтверждают эти данные.
Изначально представители перевозчика заявляли, что детей на борту Embraer 190AR не было, однако позже детский омбудсмен по Мангистауской области сообщила, что в больницу доставили двух пострадавших девочек — 11 и 16 лет.
Всего с места крушения, по данным Генпрокуратуры Азербайджана, были госпитализированы 32 выживших, некоторые из них находятся в крайне тяжелом состоянии. Жители Актау сдают кровь, чтобы им помочь. Жертвами крушения стали 38 человек, сообщил вице-премьер Казахстана Канат Бозумбаев, возглавивший комиссию по расследованию авиакатастрофы.
На первых кадрах с места крушения видно, что выбраться из самолета пострадавшим помогали другие пассажиры и оказавшиеся рядом рабочие. Люди покидали потерпевший крушение самолет через образовавшуюся в салоне дыру. При этом на ролике, снятом очевидцами, были слышны крики о помощи.
Специалист по безопасности полетов Александр Романов отметил, что большое число выживших может быть обусловлено тем, что все эти люди сидели в хвостовой части самолета, а она, как правило, безопаснее. «По статистике, в хвосте безопаснее. Не всегда так происходит, но часто случается именно так. Вообще, все зависит от того, на какую часть самолета пришелся основной удар», — прокомментировал эксперт.
По предварительным данным авиакомпании AZAL, причиной падения самолета стало столкновение с птицами. Представитель Росавиации Артем Кореняко уточнил, что из-за нештатной ситуации командир воздушного судна решил уйти на запасной аэродром в Актау, хотя изначально лайнер перенаправляли в Махачкалу.
Выжившие очевидцы событий подтвердили журналистам версию о попадании птицы в двигатель. При этом стало известно, что в салоне воздушного судна взорвался кислородный баллон. Из-за этого пассажиры стали терять сознание.
Позже появилась информация о том, что пилоты пытались увести падающий самолет от жилых домов. Лайнер едва не упал на дома в селе Саина Шапагатова, но экипаж вовремя направил борт в сторону окрестностей авиагавани.
Заслуженный пилот России Виктор Саженин увидел сходство крушения в Актау и ЧП с самолетом «Уральских авиалиний», который совершил аварийную посадку на кукурузном поле в 2019 году. По его словам, столкновение с птицами могло привести к падению тяги или остановке двигателя.
«Как было с самолетом "Уральских авиалиний", который сел в кукурузное поле после взлета. Здесь вот то же самое», — отметил Саженин.
В то же время другой заслуженный пилот России Юрий Сытник предположил, что причина авиакатастрофы могла быть другой. «Если он был уже на высоте круга (где-то 400-600 метров), то, вполне возможно, мог столкнуться со стаей птиц, и это привело к остановке двигателя. Высота маленькая, не смог довернуть, и произошло столкновение с землей», — пояснил эксперт. Он отметил, что при этих условиях посадка могла быть более мягкой. «Поэтому не факт, что это птицы», — добавил Сытник.
При этом пилот назвал разбившийся Embraer E190AR хорошим самолетом и заявил, что к нему «вопросов нет». Он подчеркнул, что все воздушные суда, которые выпускают на рынок, надежны и отвечают требованиям безопасности.
В Казахстане возбудили уголовное дело по факту крушения пассажирского лайнера под Актау. Сейчас проводится досудебное расследование нарушения правил безопасности при эксплуатации воздушного судна.
После новостей об авиакатастрофе президент Азербайджана Ильхам Алиев срочно направился в Баку из России. Глава государства выразил соболезнования в связи с трагедией и дал указание выяснить причины произошедшего, а также взял дело под личный контроль.
Кроме того, Алиев, находясь на борту обратного рейса, созвонился с российским коллегой Владимиром Путиным и сообщил, что не сможет присутствовать на неофициальной встрече глав государств -- членов СНГ в Санкт-Петербурге. Путин в ответ выразил соболезнования Алиеву в связи с крушением азербайджанского самолета.
Глава Чечни Рамзан Кадыров также принес соболезнования родственникам жертв авиакатастрофы. Он описал состояние некоторых пострадавших как крайне тяжелое. «Молим Всевышнего об их выздоровлении», — добавил Кадыров.