Немецко-американская группа ученых установила, что ген FOXP2, отвечающий за развитие языковых способностей у человека, отвечает также за способность певчих птиц обучаться пению, сообщает исследовательский коллектив в журнале PLoS Biology.
После того, как была доказана ключевая роль гена FOXP2 в развитии языковых способностей у человека, а также коммуникационных навыков у некоторых других животных, многие ученые активно занялись его исследованиями. Так, совсем недавно британские биологи показали, что FOXP2 участвует в развитии ультразвуковой эхолокации у летучих мышей.
Певчих птиц можно рассматривать как удобную модель для исследования общих принципов речи и ее патологий, так как между пением птиц, имеющим коммуникативную значимость, и человеческой речью, существуют определенные параллели как на поведенческом уровне, так и уровне нервной системы.
Молодые зебровые амадины учатся пению "со слуха", воспроизводя песни взрослых птиц. Ранее было установлено, что в этот период в определенном участке их головного мозга - области X - усиливается экспрессия гена FOXP2 (процесс синтеза белков согласно информации, заложенной в гене).
Исследователи искусственно (методом генетического нокдауна) понизили у амадин содержание FOXP2 в области X в период обучения пению. В итоге молодые особи воспроизводили песни своих наставников с заметными ошибками и не полностью. Патология сохранялась и во взрослом возрасте: песни таких птиц отличались от песен обычных особей примерно так же, как речь детей с вербальной диспраксией (расстройство, вызываемой мутацией FOXP2) отличается от речи здоровых детей.