Причиной банкротства авиаальянса AiRUnion стал не только рост цен на керосин, но и ряд внутренних факторов. Как пишет газета "Ведомости", к такому заключения пришла Счетная палата России по результатам проверки головной компании альянса - ООО "Эйрюнион" - и трех крупнейших его авиаперевозчиков - "Красэйра", "Домодедовских авиалиний" и "Самары".
По данным Счетной палаты, топ-менеджеры компаний альянса оказывали финансовую помощь сторонним организациям, а также имитировали наличие крупных сумм на своих счетах, переводя средства между авиаперевозчиками.
Так, "Домодедовские авиалинии" осенью 2006 года стали поручителями по кредиту Альфа-банка кипрской компании Omosa Trading. С февраля 2007 года по октябрь 2008-го авиакомпания перевела около 21,4 миллиона долларов в счет погашения кредита. При этом банк не требовал от авиаперевозчика погашения кредита.
По данным на сентябрь 2008 года, Omosa Trading владела 10 процентами акций "Красэйр". Братья Александр и Борис Абрамовичи контролировали 40 процентов акций "Красэйр" и около 49 процентов ценных бумаг "Домодедовских авиалиний". Как отмечают "Ведомости", не исключено, что "Домодедовские авиалинии" оплачивали кредит одной из структур Абрамовичей.
Часть ответственности за банкротство AiRUnion лежит и на Росимуществе с Росавиацией. В Счетной палате уверены, что чиновники в советах директоров авиакомпаний альянса не обеспечивали контроля за действиями их руководителей. В частности, они не инициировали внесение поправок в устав, которые позволили совету директоров согласовывать и контролировать привлечение крупных кредитов и выделение средств.
О кризисе в AiRunion стало известно в конце августа - начале сентября 2008 года, когда самолеты авиаальянса не смогли выполнять рейсы. Как сообщалось, причиной этому стала задолженность авиаперевозчиков, входивших в альянс, перед компаниями - поставщиками топлива. По предварительным оценкам, она достигала 800 миллионов долларов.
По данным Счетной палаты, расходы на керосин в общей структуре затрат "Красэйра", "Домодедовских авиалиний" и "Самары" в 2007-2008 годах составляли 42,1-45,2 процента. При этом к 1 октября 2008 года общий долг трех авиаперевозчиков перед поставщиками авиатоплива достиг 3,5 миллиарда рублей. Эта сумма составляет лишь 11 процентов от совокупной задолженности компаний, которая с 17 миллиардов рублей в 2007 году выросла до 32,2 миллиарда рублей в 2008-м. При этом долги сторонних организаций перед перевозчиками выросли с 7,3 миллиарда рублей до 17,4 миллиарда рублей.
Сейчас вместо обанкротившегося AiRUnion создается новый авиаперевозчик - "Росавиа", который 15 января 2009 года получил официальную регистрацию. Генеральным директором новой авиакомпании был временно назначен совладелец аэропорта "Внуково" Виталий Ванцев. В состав "Росавиа", помимо компаний AiRUnion, должны также войти "Атлант-Союз", ГТК "Россия", "Кавминводыавиа", "Оренбургские авиалинии", "Саратовские авиалинии" и "Владивосток-авиа".