Астрофизикам предложили заменить темную энергию гравитационными волнами

Примерное соотношение темной материи, темной энергии и барионной материи во Вселенной. Изображение с сайта edelweiss.in2p3.fr

Американские ученые установили, что эффект, в свое время приведший к появлению в космологии так называемой темной энергии, может быть всего лишь результатом "работы" гравитационных волн, оставшихся после Большого Взрыва. Статья исследователей появилась в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, а ее краткое изложение приводит Space.com.

В 1998 году после исследования целой серии взрывов сверхновых астрономы обнаружили, что скорость расширения Вселенной постоянно увеличивается. Чтобы объяснить этот эффект, было введено понятие темной энергии, которая заставляет пространство расширятся ускоренными темпами. Суть этой энергии остается неясной до сих пор. В рамках нового исследования ученые предложили способ построить космологическую теорию без использования темной энергии.

Для этого они рассчитали поведение гравитационных волн в рамках общей теории относительности Эйнштейна, которые могли быть вызваны Большим Взрывом. Эти волны, расходящиеся от места Большого Взрыва так же, как круги на воде расходятся от брошенного в воду камня, в некотором смысле "смещают" удаленные от Земли объекты, создавая иллюзию ускоренного расширения.

Сами исследователи отмечают, что в их выкладках есть слабое место. Известно, что ускорение расширения Вселенной по различным направлениям одинаково. Последнее означает, что гравитационные волны, расходящиеся после Большого Взрыва, обязаны работать одинаково во всех направлениях. Из этого вытекает, что Земля располагается относительно недалеко от точки Большого Взрыва.

Совсем недавно ученые в очередной раз отождествили темную энергию с постоянной Эйнштейна. В частности, специалисты установили, что плотность энергии не менялась со временем.

Путешествие в Аль-Бирмингем