В космосе обнаружили бомбу замедленного действия

Облака пыли вокруг V445. Фото ESO

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) обнаружили космическую бомбу замедленного действия - двойную систему, в которой один из компаньонов, белый карлик, готовится взорваться. Статья ученых появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводится на сайте ESO. Препринт статьи можно найти на arXiv.org.

В рамках работы ученых интересовал объект V445, расположенный на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли в созвездии Корма. Фото этого региона космоса в высоком разрешении можно посмотреть здесь. В ноябре 2000 года яркость данного объекта увеличилась в 250 раз - родилась новая звезда. При этом в спектре излучения объекта почти полностью отсутствует водород, что нехарактерно для новых.

Дальнейшие наблюдения V445 при помощи комплекса оптических телескопов VLT позволили определить, что перед учеными не просто новая звезда, а готовящийся стать сверхновой типа Ia объект.

Дело в том, что V445 представляет собой двойную систему, которая состоит из обычной звезды и белого карлика. Карлик ворует у соседа материю, постепенно набирая массу. При этом, в некоторый момент, когда масса превысит определенный предел (предел Чандрасекара), произойдет взрыв сверхновой. Однако, если плотность материи вокруг карлика становится слишком высокой, то в оболочке начинаются реакции, которые могут приводить к взрывам. Именно такой выброс наблюдали ученые в 2000 году.

По словам исследователей, обнаруженный объект не только предоставляет уникальную возможность пронаблюдать подготовку к взрыву сверхновой, но и поможет ответить на вопрос: как быстро после подобных взрывов карлики повторно набирают массу.

Комплекс VLT состоит из восьми телескопов. Четыре 8,2-метровых имеют собственные имена: Анту, Куйен, Мелипал и Йепун, что на языке индейцев Мапуче означает "Солнце", "Луна", "Южный крест" и "Венера". Еще четыре 1,8 метровых телескопа собственных названий не имеют. Все инструменты располагаются на высоте свыше 2,6 километра над уровнем моря.

Останки Карлоса КастаньоРоман с кокаином
В Колумбии ультраправые наркокартели невероятно жестоко расправляются с леваками
Богемская рапсодия
Жертвоприношения, ритуалы и пьянство в самом закрытом мужском клубе США
Цена ошибки
Неправильно понятая депеша стала причиной начала Корейской войны
Закон, удобный во всех отношениях
Новый пакет санкций нужен США для давления не только на Россию, но и на Европу
Кто сделал первый кроссовер в мире
Вопрос – один, ответов – минимум семь. Кто же был первым?
Все... сошли с ума