В космосе обнаружили бомбу замедленного действия

Облака пыли вокруг V445. Фото ESO

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) обнаружили космическую бомбу замедленного действия - двойную систему, в которой один из компаньонов, белый карлик, готовится взорваться. Статья ученых появится в журнале The Astrophysical Journal, а ее краткое изложение приводится на сайте ESO. Препринт статьи можно найти на arXiv.org.

В рамках работы ученых интересовал объект V445, расположенный на расстоянии 25 тысяч световых лет от Земли в созвездии Корма. Фото этого региона космоса в высоком разрешении можно посмотреть здесь. В ноябре 2000 года яркость данного объекта увеличилась в 250 раз - родилась новая звезда. При этом в спектре излучения объекта почти полностью отсутствует водород, что нехарактерно для новых.

Дальнейшие наблюдения V445 при помощи комплекса оптических телескопов VLT позволили определить, что перед учеными не просто новая звезда, а готовящийся стать сверхновой типа Ia объект.

Дело в том, что V445 представляет собой двойную систему, которая состоит из обычной звезды и белого карлика. Карлик ворует у соседа материю, постепенно набирая массу. При этом, в некоторый момент, когда масса превысит определенный предел (предел Чандрасекара), произойдет взрыв сверхновой. Однако, если плотность материи вокруг карлика становится слишком высокой, то в оболочке начинаются реакции, которые могут приводить к взрывам. Именно такой выброс наблюдали ученые в 2000 году.

По словам исследователей, обнаруженный объект не только предоставляет уникальную возможность пронаблюдать подготовку к взрыву сверхновой, но и поможет ответить на вопрос: как быстро после подобных взрывов карлики повторно набирают массу.

Комплекс VLT состоит из восьми телескопов. Четыре 8,2-метровых имеют собственные имена: Анту, Куйен, Мелипал и Йепун, что на языке индейцев Мапуче означает "Солнце", "Луна", "Южный крест" и "Венера". Еще четыре 1,8 метровых телескопа собственных названий не имеют. Все инструменты располагаются на высоте свыше 2,6 километра над уровнем моря.

Афганский груз