Экс-кандидат в президенты Южной Осетии, оппозиционерка Алла Джиоева, находящаяся в республиканской больнице, выступила с обращением к премьер-министру республики Вадиму Бровцеву. Текст послания опубликовал оппозиционный портал "Осетия-Квайса".
Джиоева потребовала у премьера объяснить недавний визит силовиков в ее избирательный штаб (после этого визита она попала в больницу). Упомянув о наличии у себя российского гражданства, она пригрозила привлечь "всех виновных" (вину за произошедшее Джиоева возложила в том числе и на Бровцева) к суду в России, а также — при необходимости — в Страсбурге. На каком основании российский суд должен рассматривать действия южноосетинских властей, оппозиционерка не уточнила.
Экс-кандидат в президенты среди прочего потребовала ответить на вопрос, кто санкционировал "штурм" ее избирательного штаба. "Кто дал приказ... морально и физически издеваться лично надо мной и моими соратниками, волочить меня как мешок картошки?", - спрашивает Джиоева. Она также интересуется, в чем конкретно ее обвиняют.
Ранее Алла Джиоева уже обращалась с посланиями к Бровцеву. Она требовала срочно передать ей власть в Южной Осетии - "как избранному президенту".
Алла Джиоева баллотировалась в президенты на выборах в ноябре 2011 года. Во втором туре она выиграла у кандидата от власти Анатолия Бибилова (который, как считалось, пользовался поддержкой в российском руководстве). Однако президентом так и не стала: результаты голосования были аннулированы по решению Верховного суда Южной Осетии (при этом суд сослался на нарушения, допущенные, по его мнению, сторонниками Джиоевой).
Оппозиционерка не смирилась с таким решением: она объявила себя "избранным президентом" и вместе со своими сторонниками устроила акции протеста в Цхинвали. После переговоров, в которых в качестве посредника участвовал представитель президентской администрации РФ, Джиоева согласилась на компромисс: признала решение властей о проведении повторных выборов и прекратила митинги. Взамен возглавлявший республику Эдуард Кокойты немедленно ушел в отставку, как того требовала оппозиция (впрочем, его президентский срок к тому времени в любом случае почти завершился, а на новый срок он не баллотировался). Оппозиции также была обещана отставка некоторых представителей окружения Кокойты с руководящих должностей.
Позднее Джиоева обвинила власти в невыполнении части соглашения и вернулась к первоначальным требованиям. Не получив поддержки со стороны руководства Южной Осетии, она объявила, что проведет "инаугурацию" самостоятельно. Мероприятие планировалось провести 10 февраля на улице, возле избирательного штаба Джиоевой. Власти в ответ обвинили экс-кандидата в дестабилизации обстановки и покушении на захват власти. Однако она от своих планов не отказалась.
Накануне "инаугурации" Джиоеву вызвали на допрос (в качестве свидетеля по делу о попытке захвата комплекса административных зданий; это дело было возбуждено в связи с прошлогодними выступлениями оппозиции). После ее отказа в штаб экс-кандидата ворвались силовики в масках, которые попытались доставить ее на допрос силой. Джиоевой стало плохо, ее пришлось госпитализировать (как выяснилось позднее — с гипертоническим кризом). Ее сторонники утверждают, что сотрудники силовых структур избили людей, находившихся в штабе, а саму Джиоеву ударили прикладом по голове. Власти это отрицают. В больнице, куда доставили оппозиционерку, также заявили, что внешних телесных повреждений у пациентки не обнаружено.
После событий в штабе Джиоевой Вадим Бровцев, который временно исполняет обязанности президента с момента отставки Кокойты, заявил, что берет на себя всю ответственность "пресечению попыток антиконституционного переворота". Он отметил, что заявления Джиоевой об "инаугурации" "ведут к нарушению конституционного строя и фактически являются призывом к попытке насильственного захвата власти".