У ледяного человека Отци обнаружили древнейшие образцы крови

Древний человек Отци, реконструкция. Фото Mattes.

Ученым удалось обнаружить у мумии ледяного человека Отци образцы крови, что позволило поставить под сомнение версию о быстрой смерти от попадания стрелы. Работа опубликована в журнале Journal of the Royal Society Interface. Краткое содержание приводит BBC News.

Несмотря на хорошую сохранность мумии, ученым до сих пор не удавалось обнаружить у Отци клетки крови. Ученые полагали, что из-за своей хрупкости все эритроциты в сосудах мумии успели деградировать. В настоящей работе исследователям удалось обнаружить образцы крови, но не в сосудах, а в районе раны от стрелы. Для этого авторы применили атомно-силовую микроскопию.

Принцип работы атомно-силового микроскопа заключается в том, что микроскопический зонд сканирует исследуемую поверхность, подобно тому, как игла проигрывателя пластинок скользит по винилу. В результате такого сканирования получается трехмерное изображение очень высокого разрешения.

Ученые обследовали рану, возникшую при попадании стрелы в левое плечо, с помощью атомно-силового микроскопа и обнаружили объекты, очень напоминающие по форме и размерам эритроциты - основные клетки крови. Кроме того, эксперты обследовали те же образцы с помощью спектроскопии, что позволило обнаружить в образцах наличие фибрина - белка, участвующего в заживлении ран.

Количество обнаруженного фибрина было меньше, чем можно было бы ожидать, если бы рана Отци была совсем свежей. Фибрин присутствует в свежих ранах, но со временем разрушается, поэтому результаты ученых говорят о том, что ранение Отци получил за некоторое время (более суток) до смерти.

С момента обнаружения в 1991 году причину гибели древнего человека, жившего 5300 лет назад, пытались установить разные группы исследователей. На теле Отцы были найдены следы попадания в левое плечо стрелы, колотая рана руки, повреждение спины твердым предметом (вероятно, камнем, пущенным из пращи) и свидетельства сильного удара по зубам. Большинство ученых до настоящего момента склонялось к версии о быстрой смерти в результате кровопотери от ранения стрелой, однако некоторые ученые высказывались о том, что древний человек был погребен своими соплеменниками.

Отци является одной из самых исследованных на данный момент мумий в истории. Эксперты установили его возраст, род занятий, цвет глаз, определили последовательность его ядерной и митохондриальной ДНК, состав краски, использовавшейся для нанесения его татуировок и даже узнали, что в последний раз он ел на ужин.

Парное выступление