Нейробиологи научились лечить рассеянный склероз

Нейробиологи из Университета Калгари нашли вещество, которое может помочь больным рассеянным склерозом справиться с болезнью. Им оказался N-ацетилглюкозамин (флуорозамин), который пока еще не одобрен для использования людьми, однако демонстрирует эффективность при экспериментах на мышах. Результаты исследования опубликованы в Nature Communications.

Рассеянный склероз — хроническое заболевание, вызванное атакой иммунной системы на здоровые клетки самого организма. В результате происходит разрушение электроизолирующих миелиновых оболочек, которые окружают нервные волокна центральной нервной системы. У больного образуются множественные очаги аутоимунного воспаления, где нормальная нервная ткань заменяется на соединительную.

Миелиновая оболочка образуется из глиальных клеток, к которым относятся олигодендроциты. Определенные вещества, например, хондроитин сульфат протеингликаны, играют роль молекулярных сигналов, регулирующих регенерацию миелина на участках повреждения нервных волокон. Они способствуют подавлению развития и функций олигодендроцитов.

Ученые испытали 245 препаратов, чтобы найти те соединения, что позволяют олигодендроцитам расти и работать в присутствие протеингликанов. Они обнаружили, что N-ацетилглюкозамин в клетках подопытных мышей уменьшает синтез протеингликанов и восстанавливает функции глиальных клеток. Исследователи продемонстрировали, что введение препарата способствует регенерации миелиновых оболочек и уменьшения пареза конечностей у грызунов, страдающих рассеянным склерозом.

В экспериментах нейробиологи использовали две группы животных по семь-восемь особей в каждом. Ученые подчеркивают, что это предварительные исследования, и необходимы дальнейшие клинические испытания препарата, чтобы подтвердить безопасность и эффективность потенциального метода лечения, прежде чем проверять его действие на людях.

Мани и Лав