Взрывного роста инфляции на конец года в России не ожидается, она должна составить не более семи процентов. Такое мнение в разговоре с «Лентой.ру» высказал экономист Михаил Беляев. Он добавил, что во многом высокие темпы роста связаны с монопольным принципом устройства отраслевых экономических структур, широко распространенным в стране.
Минэкономразвития ухудшило прогноз по инфляции в России на конец года с 5 до 5,8 процента. Кроме того, ведомство прогнозирует курс 73,6 рубля за доллар по итогам декабря против 72,8 рубля, ожидавшихся в июле. Рост инвестиций в основной капитал в рамках базового варианта составит 4,5 процента в этом году, 4,8 процента — в следующем. По прогнозам Минэкономразвития, ВВП России в 2021 году вырастет на 4,2 процента вместо 3,8 процента, как предполагалось ранее. На 2022 год прогноз по добыче и экспорту нефти повышен, а по добыче и экспорту газа — понижен.
Не хорошо, но и не критично
Беляев отметил, что с точностью до десятых долей процента просчитать инфляцию невозможно, тем не менее, по его словам, она действительно должна остаться в рамках, озвученных Минэкономразвития, и подняться не более чем до семи процентов, что не хорошо, но и не критично.
«Инфляция считается по предварительным данным, в процессе постепенно появляются различные факторы, корректирующие эти расчеты, например, какие-то события внутри нашей страны или за ее пределами. В данный момент все сложилось так, что говорить о победе над инфляцией, к сожалению, не получается. Кроме всего прочего, усилия ЦБ, которые он прикладывает, повышая ключевую ставку, оказывают скорее проинфляционный эффект, а не подавляющий», — считает экономист.
Эксперт объяснил, что в России инфляция носит не монетарный характер, основана не на переполненности каналов денежного обращения, а связана с устройством отраслевых экономических структур по монопольному принципу. Соответственно, и регулировать ее, повышая ставку, довольно сложно.
«Речь идет и о розничной торговле, продуктах питания, стройматериалах. Именно все эти монополии диктуют рынку повышение цен в своих интересах, а не ключевая ставка. Сейчас она составляет 6,75 процента, что оказывает довольно депрессивное воздействие на всю оставшуюся экономику. А раз она находится в состоянии сдерживающих факторов со стороны ключевой ставки, говорить о том, что рост цен как-то удастся подавить этим путем, невозможно, — считает Беляев. — Президент подчеркнул, что в послекризисных условиях бизнес показал довольно неплохие темпы роста, так что ждать и галопирующей инфляции выше семи-восьми процентов тоже не приходится».
Беляев подчеркнул, что при инфляции в пять-семь процентов экономика еще может развиваться нормально. Но только при условии, если одновременно с инфляцией будут индексироваться и заработные платы, пособия, пенсии так, чтобы не происходило снижение реальных доходов населения.
10 сентября Центробанк поднял ключевую ставку на 0,25 процентного пункта — до 6,75 процента годовых. Нынешнее значение стало наивысшим с ноября 2019 года, когда ключевая ставка была снижена до 6,5 процента в рамках плановой политики ЦБ по смягчению денежно-кредитных условий.