Финская государственная энергетическая компания Gasum перестала забирать грузы сжиженного природного газа (СПГ) с проекта НОВАТЭКа «Криогаз-Высоцк», предназначающиеся ей по контракту, пишет «Коммерсантъ» со ссылкой на данные Kpler.
Один из двух танкеров компании Coral Energice в последний раз посещал порт Высоцк 24 апреля и покинул его без груза. Последнюю партию СПГ он забрал 12 апреля. Другое судно Gasum — Coral Energy — и вовсе не заходило в порт больше месяца, с 4 апреля. Ранее оба танкера перевозили из России по несколько партий ежемесячно. Первый забирал в общей сложности 17,46 тысячи кубометров, второй — 14,2 тысячи.
В Gasum и НОВАТЭКе не ответили на запрос газеты по поводу прекращения поставок, а представители «Газпрома» от комментариев отказались.
Трубопроводный импорт газа из России финский энергогигант прекратил в мае 2022 года, после того как Финляндия отказалась платить за него в рублях. Однако Gasum продолжала получать СПГ из Высоцка по долгосрочному контракту с «Газпром экспортом» — он осуществляет экспорт газа для НОВАТЭКа, который выступает производителем. Поставки оплачивались в евро, так как указ президента о расчетах в рублях не касается контрактов по СПГ.
В марте Gasum заявила, что ее контракт с «Газпром экспортом» на трубопроводные поставки подписан до начала боевых действий на Украине и рассчитан на период до 2031 года. В компании подчеркнули, что не намерены прекращать импорт добровольно из-за возможных последствий — соглашение заключено по принципу «бери или плати», и российский поставщик сможет требовать возмещения убытков в случае прекращения закупок.
На газ в энергобалансе Финляндии приходится всего 6 процентов. Остановка импорта газа из России не будет иметь серьезных последствий для страны, рассказал Сергей Кондратьев из Института энергетики и финансов. «В условиях слабого спроса и снижения цен на природный газ в ЕС финские компании могут найти необходимые объемы на открытом рынке», — объяснил эксперт. Однако для проекта «Криогаз-Высоцк» потеря финских покупателей станет проблемой — наряду с компаниями из Швеции и Бельгии они были «якорными» импортерами.