Министерство обороны Польши 15 декабря сообщило, что ликвидировало комиссию по расследованию крушения самолета бывшего президента Леха Качиньского под Смоленском в 2010 году. Кроме того, ее членов обвинили в растратах, лжи и фальсификациях. Комиссия, созданная в 2016 году, ранее выдвигала обвинение в адрес России в подрыве самолета польского лидера, но теперь Варшава отказывается от претензий к Москве.
Новый министр обороны страны Владислав Косиняк-Камыш анонсировал анализ работы этой комиссии, а его заместитель Цезарь Томчик и вовсе назвал ее ликвидацию «прекращением бесполезной траты средств».
Комиссия тратила бюджетные деньги не по назначению и лгала
По словам Томчика, комиссия потратила сотни миллионов злотых на «деятельность, не имеющую ничего общего с расследованием катастрофы, но имеющую отношение к политике».
Это поистине исторический момент, когда польское государство наконец смотрит правде в глаза. Когда государство признает, что именно специалисты объясняют причины катастрофы, а не политики, мошенники и люди, которые используют ложь как инструмент своей работы
Он также уточнил, что даже депутаты парламента не могли добиться от комиссии информации о ее деятельности. А глава канцелярии премьер-министра республики Дональда Туска Ян Грабец обвинил ее членов в подлоге экспертизы американских и европейских специалистов об авиакатастрофе.
Он намекнул, что комиссия потратила огромные деньги, но не оправдала эти траты и не нашла никаких новых подробностей по расследованию и причинам крушения борта.
![](https://icdn.lenta.ru/images/2023/12/15/19/20231215195326516/owl_wide_1200_ab593ceb4eb57510cc4b359ddd94672b.jpg)
Фото: Sergei Karpukhin / Reuters
Польша откажется от версий о вине России в крушении
В 2022 году глава этой комиссии, на тот момент министр обороны Антоний Мацеревич завил, что крушение самолета Качиньского было подготовлено спецслужбами России. Он аннулировал отчет комиссии от 2011 года и заявил, что в ходе расследования эксперты обнаружили следы взрывчатки на обломках самолета. Также он исключил версию об ошибке пилотов, признававшуюся верной, и утверждал, что на записях черных ящиков якобы слышен взрыв незадолго до падения.
![](https://icdn.lenta.ru/images/2023/12/15/19/20231215195232563/owl_wide_1200_2bd7a20419c06365b913b9b0a5b93790.jpg)
Фото: Sergei Karpukhin / Reuters
Однако теперь Польша на официальном уровне отказывается от таких претензий. Новый министр внутренних дел Марчин Кервиньский указал, что рапорт Ежи Миллера (главы МВД Польши в 2011 году) подробно объяснил причины той катастрофы — «честным, комплексным и глубоким образом».
Катастрофа Ту-154 — польского «борта № 1» — произошла в апреле 2010 года под Смоленском. В самолете находились президент страны Лех Качиньский, его супруга и целый ряд высокопоставленных польских политиков и военных. Они летели на годовщину катынской трагедии — расстрела тысяч военнопленных поляков. Никто из 96 человек не выжил. Согласно итогам официального расследования, к катастрофе привели ошибки командира воздушного судна, 35-летнего капитана польских ВВС Аркадиуша Протясюка.