Императоры и императрицы Российской империи, несмотря на свой статус, оставались обычными людьми, подверженными слабостям и страстям. Некоторые из них славились легкими интрижками на стороне, у других фавориты и фаворитки оставались в милости на долгие годы и получали практически абсолютную власть. «Лента.ру» вспоминает самых знаменитых любовников и любовниц российских царственных особ.
Изображение: картина Ивана Никитина
Зимой 1721 года 20-летняя княжна Мария Кантемир стала любовницей царя Петра I. Этот роман поощрялся не только ее отцом, но и графом Петром Толстым, слывшим придворным интриганом. В 1722 году, когда император отправился в персидский поход, Мария родила недоношенного мальчика, который тут же скончался. Согласно слухам, действиями врача, который принимал роды, руководили придворные сторонники второй супруги Петра Екатерины, которая понимала, что, скорее всего, роди Кантемир удачно, государь может оставить ее, а отпрыска своей любовницы сделать законным наследником. Этого не произошло — по вине науськиваемого противниками фаворитки лекаря, или по естественным причинам — и непродолжительный роман императора с княжной закончился.
Изображение: Wikipedia
Эрнст Иоганн Бирон приехал в Россию в 1730 году вместе с будущей императрицей Анной Иоанновной, которая должна была занять русский престол. Фаворит не только умел предугадывать все желания царственной особы в спальне, но и смог сосредоточить в своих руках реальную власть. Он действовал от имени Анны, позволявшей ему принимать важные государственные решения, щедро вознаграждая его за труд. Влияние его было настолько велико, что период правления императрицы вошел в историю как бироновщина.
Изображение: Wikipedia
Достоверных свидетельств о том, что фаворит императрицы Елизаветы Петровны Алексей Разумовский был связан с ней узами церковного брака, нет, однако ходили слухи, что в 1742 году они обвенчались в подмосковном Перово. Днепровский малоземельный казак Разумовский при дворе вскоре получил титул графа и огромное состояние, что сделало его одним из богатейших людей России. Обладая потенциально неограниченной властью, он, оставаясь скромным и набожным человеком, старался не лезть в придворные интриги и политику.
Изображение: картина Алексея Антропова
Графиня Елизавета Воронцова, фаворитка императора Петра III, была, если верить свидетельствам современников, безобразна до неприличия. Придворных изумляло то, что Петр оказывал ей внимание. Сразу после восхождения на престол он пожаловал ее в камер-фрейлины и отвел ей в Зимнем дворце покои рядом со своими. После дворцового переворота 29 июня 1762 года «Лизка», как звал ее император, была арестована вместе с ним и отправлена впоследствии в подмосковную деревню своего отца.
Изображение: картина Иоганна Лампи Старшего
О количестве фаворитов императрицы Екатерины II ходят легенды. Последним из известных ее любовников был граф, а впоследствии светлейший князь Платон Зубов. 22-летний секунд-ротмистр стал командиром конногвардейского отряда, сопровождавшего императрицу в Царское Село. После ее разрыва с предыдущим фаворитом, 18 июня 1789 года, он напросился на аудиенцию к Екатерине, провел в ее покоях продолжительное время и с тех пор навещал почти ежедневно. Став практически вторым человеком в стране после императрицы, он не обладал никакими способностями к государственным и военным делам, зато получил чины генерал-фельдцейхмейстера и генерала от инфантерии.
Изображение: картина Дмитрия Левицкого
Павел I был связан со своей камер-фрейлиной Екатериной Нелидовой исключительно нравственными отношениями, обусловленными общими религиозно-мистическими интересами. Императрица Мария Федоровна говорила о них как о «дружбе священной и нежной, но невинной и чистой». Не раз в годы правления Павла Нелидова спасала своих родственников и друзей, занимавших тогда государственные должности, от гнева монарха. Она также отговорила его от упразднения ордена Святого Георгия.
Изображение: картина Николая Тончи
Прекрасная Мария Нарышкина очаровала цесаревича Александра Павловича. В годы своего правления Александр I был официально бездетным, хотя и состоял в браке с Луизой Марией Августой Баденской. Ходят слухи, что дети у него все же были — от Нарышкиной, с которой он на протяжении 15 лет жил как со второй (а то и первой) женой. Она не интересовалась государственными делами, периодически изменяла царственному любовнику и сама разорвала связь с императором.
Изображение: public domain
Николай I, известный многими мимолетными романами, поддерживал долговременную связь лишь с одной своей фавориткой — Варварой Нелидовой. Их отношения продолжались 17 лет. Современники писали, что красавица-фрейлина питает к государю искреннее и глубокое чувство. Наличие у Нелидовой детей от Николая не задокументировано, однако в генеалогических таблицах есть упоминания о внебрачных детях царя, которых предположительно родила ему Варвара.
Фото: public domain
Посетив в 1865 году Смольный институт, император Александр II узнал в одной из воспитанниц Екатерину Долгорукову, братьев и сестер которой он взял на попечение шесть лет назад, когда их семья разорилась. После этого начались их тайные встречи в Летнем саду около Зимнего дворца, а в июле 1866 года они впервые провели вместе ночь. Эта связь не нравилась никому, особенно цесаревичу, будущему императору Александру III. В результате в том же году монарх был вынужден выслать фаворитку в Париж. Последняя их тайная встреча состоялась через год в отеле, под присмотром французской полиции.
Фото: Globallookpress.com
В последнее время имя балерины Матильды Кшесинской не знает, пожалуй, только человек, живущий в информационном вакууме. Она познакомилась с последним российским императором (тогда еще цесаревичем) Николаем II 20 марта 1890 года, после выпускного спектакля Мариинского театра, на котором присутствовали представители царской семьи. Кшесинская утверждала, что влюбилась в наследника престола с первого взгляда. Их роман был недолгим и закончился после помолвки Николая с Алисой Гессенской, его будущей женой Александрой Федоровной. В прощальном письме Николай пообещал Кшесинской, что она останется «навсегда самым светлым воспоминанием» его молодости.