Комитет Госдумы по законодательству рекомендует нижней палате принять внесенный фракцией "Союз правых сил" законопроект, исключающий из Уголовного кодекса России применение смертной казни как вида наказания, а также ратифицировать шестой протокол к Европейской конвенции о защите прав и свобод. Об этом заявил в понедельник 10 декабря бывший министр юстиции РФ, председатель думского комитета по законодательству Павел Крашенинников (СПС).
Свое заявление российский парламентарий сделал на международной конференции, приуроченной к отмечаемому 10 декабря Международному дню защиты прав человека. В пользу отмены смертной казни высказалась и заместитель председателя Конституционного суда России Тамара Морщакова, выступавшая с докладом на той же конференции. По ее мнению, несмотря на большую популярность высшей меры наказания среди широкой российской публики, мировой опыт показывает, что введение смертной казни не снижает уровень преступности. "Общество нуждается в защите от жестоких нравов и должно освободиться от роли убийцы", - считает зампред Верховного суда России.
Разговоры об отмене в России смертной казни (вернее, о фиксации de jure не первый год действующего в стране моратория на ее применение) ведутся достаточно давно. Мораторий, введенный указом президента РФ и постановлением Конституционного суда, связан с вступлением России в Совет Европы, членом которого не может являться государство, практикующее убийство собственных граждан в воспитательных целях. Летом нынешнего года заместитель руководителя администрации президента РФ Дмитрий Козак, курирующий вопросы судебной реформы, заявлял о том, что выход России из действующего моратория в обозримом будущем не планируется. Сам Владимир Путин также высказывался минувшим летом в том смысле, что восстановление в России института смертной казни не представляется ему целесообразным.
Вместе с тем, голоса в поддержку восстановления смертной казни в России слышны достаточно отчетливо. С такими инициативами выступают в частности многие известные политики, государственные чиновники и общественные организации. О пользе смертной казни в России высказывались в разное время генеральный прокурор Владимир Устинов и министр юстиции Виктор Чайка. Отмены моратория требовала с думской трибуны фракция "Народный депутат". В пользу восстановления смертной казни высказывался и авторитетный писатель Александр Солженицын, известный своей набожностью и активной проповедью православных ценностей. Другим известным сторонником отмены моратория на смертную казнь выступает лидер ЛДПР Владимир Жириновский.
Известно, что лозунги о введении в России практики смертных казней пользуются широкой поддержкой населения. В частности, по данным исследования Фонда "Общественное мнение" от 28–29 июля 2001 года, лишь 29 процентов россиян поддерживают сохранение моратория на смертную казнь, в то время как 60% респондентов считают эту меру наказания вполне уместной и полезной.
В этой связи не представляется случайностью, что именно в Международный день защиты прав человека депутат Государственной думы от Дагестана Гаджи Махачев выступил с требованием публичной казни для известного чеченского террориста Салмана Радуева, суд над которым проходит в эти дни в Махачкале. Депутат Махачев считал бы полезным предать Радуева казни на одной из площадей дагестанской столицы при большом скоплении публики. Излишне говорить, что громкое заявление депутата Госдумы от Дагестана получило более широкий резонанс в российской прессе, чем все высказывания противников смертной казни, вместе взятые.
Можно с большой степенью уверенности предположить, что для президента Путина, заинтересованного в дальнейшей интеграции России в европейском сообществе, популистские призывы к восстановлению в стране смертной казни не послужат поводом пересматривать свои взгляды и ставить страну в оппозицию к общепринятой юридической практике западных соседей. Тем не менее, факт остается фактом: ветхозаветные идеи о пользе жестокости и о необходимости воздавать "око за око, зуб за зуб" в третьем тысячелетии по-прежнему более популярны в российском обществе, чем простая мысль об исправительном характере пенитенциарной системы. И, покуда такая ситуация сохраняется, у нас не будет недостатка в политиках и общественных деятелях, зарабатывающих себе популярность призывами к публичным казням на площади.