Ухудшение ситуации в мировой и, в частности, в американской экономике за последний год многие до сих пор склонны связывать с терактами 11 сентября, в результате которых рухнули башни Всемирного торгового центра. Но это является справедливым для отдельных отраслей, таких, как страхование, авиаперевозки или туризм. Для экономики же США в целом начинается процесс оздоровления, который ознаменовался неожиданным ростом ВВП в четвертом квартале 2001 года и 5-процентным ростом в первом квартале 2002 года.
Отметим, что рецессия в США официально началась еще в марте 2001 года. На протяжении всего периода до терактов наблюдалось ухудшение экономических показателей. Более того, многие сравнивали происходящее с началом кризиса 70-летней давности, когда, в частности, уровень инфляции также был низкий.
Главным образом, рост произошел за счет беспрецедентного снижения процентных ставок в стране, которые находятся сейчас на минимальном за 40 лет уровне, а также увеличения госрасходов, в частности, в сфере военно-промышленного комплекса страны. Рекордно низкие процентные ставки по ипотечному и потребительскому кредитам позволили американцам увеличить потребительские расходы, что до сих пор поддерживает экономику на плаву.
Но при этом норма сбережений американцев резко упала, что в условиях оттока иностранного капитала может негативно повлиять на инвестиционную активность внутри страны. Корпорации США по-прежнему сокращают издержки, главным образом, за счет сокращения рабочей силы. Несмотря на недавние оптимистичные данные о снижении уровня безработицы, она остается угрозой для дальнейшего поддержания потребительского спроса на прежнем высоком уровне.
Если ранее очередное снижение базовой процентной ставки ФРС оправдывали низким уровнем инфляции, то сейчас многие уже опасаются, что низкие ставки ФРС приведут к падению цен. Печальным опытом безуспешной борьбы с дефляцией с США может поделиться Япония, чьи потребители не спешат тратить, так как знают, что покупательная способность их денег через непродолжительное время вновь возрастет.
Нельзя не отметить, что на фоне благородного дела войны с терроризмом кризис доверия инвесторов к корпорациям, аудиторам и инвестиционным компаниям, разразившийся в конце 2001 года после банкротства Enron, стал лишь одной из технических проблем в экономике, подлежащих решению с помощью некоторой отладки в регулирующем механизме.
Остается надеяться, что нынешняя ситуация в экономике не перейдет в повторную рецессию или даже депрессию, схожую с той, что происходила 70 лет назад. А показания к этому есть. Все возможные варианты дальнейших событий таят в себе неприятности. Так, повышение процентной ставки вызовет удорожание кредита, что при неустойчивом росте грозит его подрывом. Это может отвлечь также деньги с фондового рынка, с которого инвесторы уходят и без этого. Кроме того, возникнут трудности с обслуживанием огромных сумм долга корпораций и населения, что может спровоцировать массовые банкротства.
Как вырулит в этой ситуации глава ФРС Алан Гринспен, остается только гадать. Но интерес стороннего наблюдателя дополняется тревогой за всю систему мировой экономики. Если кризис в США примет затяжной характер, то от разразившегося глобального кризиса пострадают все. Видимо, чувствуя, что Гринспен, подобно Гудвину, может не оказаться волшебником, на помощь ФРС мобилизуется вся военная мощь США. Нынешние приготовления к войне с Ираком больше относятся к обеспечению энергетической, а не ядерной безопасности США, потому что контроль над зоной Персидского залива во многом станет ценообразующим фактором для нефти.