С наступлением холодного периода тема жилищно-коммунальной реформы приобрела особую остроту. Действительно, почему во многих не самых заброшенных местах России происходит так, что уж если подают тепло, так только чтобы батареи не разморозились, а если вода не из колодца, так напора хватает лишь на несколько первых этажей. А тут еще правительство добавило региональным властям забот, поручив всем федеральным учреждениям, имеющим на балансе объекты жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, передать их до 2005 года в муниципальную собственность.
Хочется спросить, откуда у региональных бюджетов возьмутся средства, чтобы содержать все эти объекты, учитывая, что федеральный центр все более концентрирует в своих руках налоговые поступления? Вот и в 2003 году правительство забирает себе все сборы от акцизов на табачную продукцию. Если в 1993 году доходы региональных бюджетов составляли около 65 процентов от консолидированного бюджета страны, а доля федерального бюджета составляла около 35 процентов, то к 2002 году доля региональных бюджетов снизилась до 38 процентов, а доля федерального бюджета возросла до 62 процентов.
Взамен региональным бюджетам за выпадающие доходы предоставлено право, в частности, увеличивать ставки транспортного налога в пять раз. А новая система сбора акцизов на нефтепродукты, половину которых получат региональные бюджеты, уже вызвала возмущение владельцев АЗС и предупреждение о возможном росте цен на бензин вначале следующего года почти в два раза. Кроме этого, сроки отмены налога с продаж правительство планирует перенести с 2004 года на 2005 год. Короче, так или иначе, но все дополнительные расходы, в том числе и на содержание "социалки" и ЖКХ оплатит население из собственного кармана. Причем, уже ясно, что даже 100-процентная оплата коммунальных услуг не сможет в полной мере обеспечить обновление изношенных фондов.
А как региональные власти склонны решать проблемы содержания ЖКХ можно понять, припомнив несколько случаев, произошедших в 2002 году. В Кемерове одному неплательщику работники комунальных служб заварили дверь в квартиру. При попытке выбраться из нее через окно, мужчина погиб. В некоторых районах страны неплательщикам просто отключают свет, воду и снимают радиаторы отопления.
Центр, конечно, в стороне от проблемы финансирования ЖКХ не останется. По словам председателя Госстроя РФ Анвара Шамузафарова, в будущем году из бюджетов разных уровней на оплату льгот по жилищно-коммунальным услугам будет выделено 13,8 миллиарда рублей. Еще 5 миллиардов рублей выделяется по субсидиям на оплату жилья. Для сравнения: в бюджете-2003 на исследование и использование космического пространства запланировано выделить 7,6 миллиарда рублей. Льготами по оплате услуг ЖКХ могут воспользоваться 47 миллионов россиян.
Впрочем, роль населения, в процессе реформирования ЖКХ, нельзя преуменьшать, видя в нем всего лишь заинтересованного наблюдателя. Развитие таких форм объединений жильцов, как кондоминимумы и Товарищества собственников жилья (ТСЖ) позволяют гражданам управлять своей долевой собственностью, получая доходы, например, от сдачи в аренду технических помещений. Опыт Москвы показывает, что создание ТСЖ позволяет значительно улучшить условия содержания домов. Кроме этого, ТСЖ может нанять стороннюю организацию для выполнения всех работ по дому, отказавшись от услуг ДЭЗа. Таким образом, формируется рынок коммунальных услуг, альтернативный существующей дэзовской монополии. Заметим, что многие ТСЖ сами организуют установку счетчиков воды и газа, чтобы точно знать, за что они платят.
Поэтому не случайно тот же глава Госстроя призвал поставить под контроль самого населения деятельность предприятий жилищно-коммунальной сферы. Шамузафаров подчеркнул, что слабым звеном в осуществлении жилищной реформы остается полное отсутствие конкуренции в ЖКХ, в которое никто не хочет вкладывать средства по причине ее постоянного недофинансирования.
Однако, формирование ТСЖ и кондоминиумов зависит от инициативы самих жильцов, и здесь проблема заключается в том, что реально заниматься этим хлопотным делом мало пока кто хочет даже в "продвинутой" Москве. В большинстве случаев, к сожалению, понятие "дом" распространяется только на собственную квартиру, а происходящее за ее пределами хотя и раздражает, но, видимо не настолько, чтобы решиться на проведение общего собрания жильцов.
Поэтому споры между населением и коммунальщиками продолжаются на уровне: Вы сначала отремонтируйте трубы, наймите на работу трезвых слесарей и электриков, а мы уж потом весь этот "евроремонт" системы ЖКХ оплатим. Нет, говорят коммунальщики, вы сначала дайте деньги на трубы и трезвых слесарей, а мы уж потом наведем красоту у вас в доме. Слегка поправив классиков, можно сказать, что налицо предреволюционная ситуация, когда низы не хотят, а верхи не могут решиться на радикальные изменения в коммунальной сфере.
Массовые выступления населения в Воронеже и Ульяновске показали, что проблема ЖКХ стала единственной причиной в истории современной России, заставившей население выйти на площади не по призыву партий и профсоюзов. Поэтому в числе жертв коммунальной революции могут оказаться и политики, которым при решении коммунальных проблем придется выбирать, чему же лопаться: трубам или своему рейтингу у населения.