Незаменимых больше нет Власти России намекают, что недовольных зарплатой авиадиспетчеров можно заменить, диспетчеры же хотят заменить руководство Госкорпорации по организации воздушного движения

Голодовка российских авиадиспетчеров дала свои результаты. После долгих переговоров с работниками аэропортов, добивающихся повышения заработной платы, министр труда Александр Починок объявил, что власти не готовы выполнить требования голодающих. Между тем авиадиспетчеры девяти городов заявили, что намерены продолжать акцию протеста до выполнения всех их требований. Более того, в течение дня 23 декабря к голодающим присоединились диспетчеры еще 30 российских городов.

По данным информационного агентства "Интерфакс", голодовка теперь идет в аэропортах Саратова, Архангельска, Ростова-на-Дону, Салехарда, Благовещенска, Нижнеудинска, Тарко-Сале, Иркутска, Братска, Нижневартовска, Радужного, Сыктывкара, Нальчика, Вологды и автоматизированном центре управления воздушным движением "Стрела" (Ростов-на-Дону). Кроме того, к ней присоединились авиадиспетчеры и радиотехники городов Когалым, Набережные Челны, Бугульма, Казань, Самара, Томск, Новосибирск, Советский. Всего, по информации Первого телеканала, в голодовке участвуют диспетчеры аэропортов более чем 40 городов.

Сама по себе голодовка диспетчеров власти пока как будто не трогает. Как передает телеканал "Россия", источники в правительстве сообщили журналистам, что правительство вообще не намерено выполнять требования авиадиспетчеров, пусть даже они голодают до полной неспособности обеспечивать безопасность полетов. Все эти голодовки напрямую не касаются правительства, заявили журналистам пожелавшие остаться неназванными источники в этом самом правительстве.

В самом деле, как тонко заметили эти неназываемые источники, авиадиспетчеры не являются государственными служащими, а работают на корпорацию (то есть Госкорпорацию по организации воздушного движения). И к вопросу заработной платы этих граждан власти, следовательно, отношения не имеют. Выходит, переговоры с голодающими власти вели просто из любопытства. А еще из альтруизма власти подсказали этой самой корпорации, как ей в связи с акцией протеста быть. Как намекнули журналистам те самые безымянные источники в правительстве, во всем мире в таких случаях зарвавшихся гражданских диспетчеров просто заменяют на военных. И Россия наконец-то соответствует мировым стандартам.

Судите сами: во-первых, власти демократично не препятствуют голоданию диспетчеров. Дело добровольное, хотят голодать - пусть. Ведь не революцию затевают, даже не забастовку. Работать продолжают. Как тут не пойти им навстречу, не дать возможность избрать желанную форму выражения чувств? Тем более что по сообщению телеканала НТВ, никаких последствий их голодовки пассажиры пока на себе не замечают. А во-вторых, едва лишь замаячат впереди какие-то последствия - скажем, врачи голодающих до работы во избежание аварий не допустят - в этих случаях, согласно отработанной во всем мире практике, гражданских авиадиспетчеров заменит военный персонал.

Ну, начнутся эти самые последствия не раньше чем на третьи сутки. Так утверждают врачи. Так что пока можно на что-то надеяться. Скажем, за трое суток голодающие могут одуматься. Или, может, надоест им. Может, забудут с голоду, чего хотят, или желание добиваться этого потеряют. Может, побоятся работы лишиться. Давно известно, голодный человек мягче и скромнее сытого. А по сообщению информационного агентства РБК, в целях дальнейшего умягчения протестующих в Омске уже пытаются силой выдворить из актового зала аэропорта. При этом по сведениям источников информагентства в местном профсоюзе, руководство предприятия угрожает голодающим "разгрести их бульдозерами". То есть прямо-таки убрать ненужных, а на их место поставить других, уже ожидающих за кулисами.

Сами диспетчеры полагают, что заменить их как раз нельзя, так как работа их не только сложная, но и очень разная, требующая особой подготовки. Как заявил в прямом эфире радиостанции "Эхо Москвы" председатель Профсоюза авиаработников радиолокации, радионавигации и связи России Алексей Южаков, если на место гражданского авиадиспетчера посадить военного, возникнет угроза безопасности движения. Южаков пояснил, что структура воздушной зоны в каждом регионе специфична и надо, чтобы человек ориентировался в ней. Кроме того, диспетчеру необходимо знать все нормативные документы, так что даже на стажировку гражданского авиадиспетчера требуется около двух месяцев.

Кроме того, в последнее время в российской армии обнаружилось немало военнослужащих, страдающих душевными расстройствами. Оно и понятно - число таких расстройств всегда было выше среди людей, находящихся в наиболее сложных условиях, а военная служба в России меньше всего похожа на пребывание в санатории. К примеру, недавно, благодаря экспертам из Института судебной медицины имени Сербского, выяснилось, что полковник Буданов, судебный процесс над которым продолжается в Ростове-на-Дону, долгое время командовал полком, будучи совершенно невменяемым.

Вообразите, что будет, если в авиадиспетчеры пойдет кто-то, по чьему поводу тоже может быть сделано подобное медицинское заключение. И при каких обстоятельствах может возникнуть нужда в подобной экспертизе?

А еще... Ну да, есть и "еще", во что после попытки представить себе дежурство двух-трех невменяемых военных диспетчеров верится слабо. Так вот, "еще" заключатся в том, что немало полностью вменяемых военных в последнее время утратили желание подчиняться своим командирам. И если таким вывертам новобранцев мы уже ничуть не удивляемся, то массовые самовольные оставления части старослужащими, как это было во Второй мотострелковой Таманской дивизии, части ПВО номер 61991, расквартированной под Москвой, или свердловской воинской части, все-таки воспринимаются как скандал. А отказ генерала Трошева выполнить распоряжение министра обороны? Пусть даже выданный за случайный дружеский разговор. Еще недавно это было немыслимо.

А теперь представим себе этих вменяемых диспетчеров из числа военных, которые, обидевшись на командиров, сбегают с поста. И отправляются выяснять отношения в комитет солдатских матерей, в прокуратуру... Ну, не в прокуратуру, хорошо. В таком случае в прокуратуру они не пойдут, не совсем же глупые. Но быть уверенным в том, что не пойдут куда-нибудь в иное место все-таки уже нельзя. И в связи со всем этим "принятая во всем мире практика" замены недовольных зарплатой штатских на военных выглядит весьма непривлекательно.

Как утверждает телеканал Россия, все участники конфликта, несмотря на свою непреклонность, надеются, что в ближайшие дни ситуация как-нибудь сама урегулируется. Ну, вроде как в предновогоднем угаре. Хотелось бы только, чтобы идею о полной взаимозаменяемости людей в этом самом угаре никто не пытался проверить на опыте. Ну, или уж воплотил бы ее на самом высоком уровне. Скажем, на уровне руководства Госкорпорации по организации воздушного движения, как предложил в интервью информационному агентству РИА "Новости" глава Федерация профсоюзов авиадиспетчеров России Сергей Ковалев.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше