Над Сирией сгущаются тучи демократии Станет ли Сирия следующим пунктом "освободительной" программы США?

Ежегодно Госдепартамент США представляет Конгрессу список стран, которые, по его мнению, поддерживают терроризм. В последней редакции этого документа упоминаются Куба, Иран, Ирак, Ливия, Северная Корея и Сирия. С учетом некоторых допущений, можно уже говорить, что одним "террористом" стало меньше: Ирак отныне сможет угрожать миру лишь в той степени, в которой это будет выгодно США. Остальные претенденты на роль жертв демократизации (кроме, пожалуй, Кубы) занимают оборонительные позиции и взывают к международному праву. Однако если Гавана, Пхеньян и Тегеран не выходят за рамки обычной антиамериканской риторики, то настроения Дамаска все больше приближаются к панике.

Дипломатическое давление США на Сирию стало особенно интенсивным в начале 2002 года. 15 февраля Вашингтон предостерег Сирию от приобретения иракской нефти в обход введенного ООН режима международных санкций против Багдада. Двухлетнее членство в Совете Безопасности ООН, по мнению американского руководства, накладывало на Дамаск "особую ответственность" за исполнение решений этой международной организации.

В сентябре 2002 года последовал новый выпад. Председатель подкомитета по Ближнему Востоку и Южной Азии Палаты представителей США Бенджамин Джилман заявил, что "несмотря на осуждение Сирией террористических акций против США 11 сентября 2001 года, ее руководство покрывает, дает пристанище и субсидирует террористические организации внутри страны и на контролируемых территориях в Ливане".

В то время тема Ирака еще не отодвинула на второй план рейтинговые новости про Осаму бин Ладена и его террористическую сеть, поэтому Джилман далее сообщает, что "Дамаск разрешил в прошлом году 150-200 террористам из "Аль-Каеды" разместиться в лагере палестинских беженцев на юге Ливана". В выступлении еще раз звучит неутешительная для Сирии статистика об импорте 200 тысяч баррелей иракской нефти ежедневно.

Более того, Сирии инкриминируется посредничество в продаже Ираку сложной системы радаров украинского производства и увеличение в несколько раз собственных запасов химического оружия. Как видно, американская администрация нашла не меньше поводов для потенциального военного вторжения в Сирию, чем это было в случае с Ираком.

10 октября 2002 года заместитель госсекретаря США Джон Болтон в своем выступлении перед членами сенатского комитета по международным делам вновь упомянул Сирию в числе "потенциально опасных источников распространения оружия массового поражения в регионе". Однако одного заокеанского свидетельства было явно недостаточно. Нужен был наблюдатель, проживающий в непосредственной близости от Сирии.

В конце декабря 2002 года такой наблюдатель нашелся. Премьер-министр Израиля Ариэль Шарон заявил в одном из телеинтервью, что Ирак, возможно, еревозит оружие в Сирию. По словам Шарона, Израиль обладает информацией о том, что "оружие, которое Саддам Хусейн хочет скрыть, химическое и биологическое, в действительности перевозится в Сирию".

Правда, Шарон осторожно оговорился, что эта информация является непроверенной. "Сейчас мы работаем над уточнением этих данных," - пояснил он. Но цель была достигнута: Сирия стремительно "поползла" вверх в рейтинге "террористических" государств, практически настигнув уже стоящий на грани войны Ирак.

В конце марта 2003 года в бой вновь вступила тяжелая артиллерия из Вашингтона. Министр обороны США Доналд Рамсфелд обвинил Сирию в поставках оружия Ираку. По словам Рамсфелда, военные грузы поступали в Ирак с территории Сирии. В числе прочего сирийцы якобы поставляли в Ирак и приборы ночного видения. "Мы расцениваем подобные действия со стороны Сирии как враждебные". Это уже была прямая угроза.

Развил наступление своего "заклятого друга" государственный секретарь Колин Пауэлл, который предложил ближайшим соседям Ирака сделать решающий выбор. "Сирия может продолжать открыто поддерживать террористические группы или умирающий режим Саддама Хусейна, а может выбрать иной, более надежный путь. В любом случае, Сирия полностью ответственна за свой выбор и за последствия этого выбора", - сказал Пауэлл.

"Надежный путь" по какой-то причине не устроил Дамаск, и уже в финальной фазе освобождения Ирака от Саддама Хусейна Белый дом осознал это с особой отчетливостью. Теперь обвинения в поставках оружия Багдаду сменились, возможно, более опасными заявлениями: согласно последней версии Вашингтона, Сирия укрывает на своей территории опального иракского диктатора и его приспешников.

Все тот же Рамсфелд заявляет об отсутствии у него каких-либо сомнений в том, что некоторые члены бывшего правительства Саддама Хусейна бежали в Сирию. Часть из них, по утверждению главы Пентагона, так и осталась там, в то время как остальные выехали в другие страны. "Мы безусловно надеемся, что Сирия не станет раем для военных преступников и террористов", - добавил Рамсфелд, отказавшись назвать бежавших из Ирака официальных лиц и не уточнив, в каких еще странах они могут скрываться.

Ответ Сирии не заставил себя ждать. Заместитель сирийского посла в США Имад Мустафа возложил всю ответственность за судьбу Саддама Хусейна и других лидеров Ирака на США. Ведь именно американские войска стоят на границе Ирака и Сирии - значит, они и должны следить за тем, чтобы иракские правители не могли перейти ее и скрыться. По словам посла, сирийцы "не верят в то, что Сирия станет следующей в списке США". Однако сам он полагает, что в руководстве США есть люди, желающие расширить военную экспансию союзников и на другие страны Ближнего Востока. Риторика Дамаска стала подозрительно похожа на багдадскую перед началом нынешней военной операции.

Между тем в Ираке американские войска взорвали трубопровод, по которому контрабандная нефть перекачивалась в Сирию. Кроме того, они вывели из строя железную дорогу между соседними государствами. Многие аналитики расценили эти действия как прямую угрозу применения силы.

Словно в подтверждение этого президент США Джордж Буш обвинил Сирию в хранении химического оружия. По словам американского президента, война в Ираке показала, что "у нас серьезные намерения насчет ликвидации оружия массового уничтожения". Буш также повторил свое предупреждение Сирии не укрывать от сил коалиции высокопоставленных лиц из состава иракского руководства.

Дамаск ответил в парадоксальной, но привычной для арабского мира манере. Министр иностранных дел Сирии Фарук а-Шара заявил, что, если США примет решение напасть на его страну, в результате пострадает... Израиль. Конфликт вошел в стадию взаимных и уже военных угроз. Однако Сирия вновь поспешила заверить мировую общественность в том, что "не воспринимает подобные угрозы всерьез, так как они основаны на ложной информации".

Как бы там ни было, у США никогда не было столь благоприятного момента для решения "сирийского вопроса". Крупнейшая военная группировка со времен войны во Вьетнаме дислоцирована в непосредственной близости от возможного театра военных действий. Армейские части только что завершили трехнедельную победоносную войну, а та легкость, с которой администрации Буша удалось получить дополнительное финансирование этой войны, свидетельствует и о будущей законодательной поддержке. Мотивы "демократизации" Сирии найдены. Осталось дело за малым - подыскать повод.

Однако здесь Вашингтон может столкнуться с предательством в собственных рядах. Великобритания, видимо, периодически осознавая себя европейской державой, опровергает предположения о том, что союзники могут начать боевые действия против Ирана или Сирии по окончании войны в Ираке. В понедельник британский министр иностранных дел Джек Стро заявил, что его страна, во всяком случае, не примет участие в подобной операции.

Так что вероятность того, что США останутся единственной "демократизирующей" силой на Ближнем Востоке, весьма велика.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше