23 марта Независимая комиссия по расследованию терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне 11 сентября 2001 года приступила к публичному допросу высокопоставленных чиновников из администрации президентов Билла Клинтона и Джорджа Буша-младшего, которые должны были ответить на вопрос о том, что власти США могли сделать для предотвращения самой крупной вылазки арабских террористов на территории Америки. Бывшие и нынешние ответственные лица из Белого дома, демократы и республиканцы, хоть и обменивались взаимными упреками и шпильками, были единодушны в своем мнении: и Клинтон, и Буш со своими командами сделали все, что было в их силах, для борьбы с терроризмом, "Аль-Каедой" и лично бин Ладеном. Америке просто не повезло.
Мартовские слушания продлятся два дня, а потом черед дойдет и до самих президентов и их заместителей. Правда, президентские слушания, которые, видимо, будут назначены на апрель, пройдут в закрытом режиме. Кстати, помощник Джорджа Буша по национальной безопасности Кондолизза Райс выступать перед Независимой комиссией отказалась, заявив, что даст показания только комиссии, назначенной Конгрессом США.
Ниже приводятся отрывки из выступлений нынешних госсекретаря и министра обороны США Колина Пауэлла и Доналда Рамсфелда, а также госсекретаря и министра обороны при президенте Клинтоне Мадлен Олбрайт и Уильяма Коэна.
Госсекретарь США Колин Пауэлл:
Президент США Джордж Буш и все служащие его администрации, ответственные за обеспечение национальной безопасности, хорошо понимали, что борьба с терроризмом должна быть среди наших главных приоритетов, и так оно и было на самом деле.
Что же мы делали, чтобы вести эту борьбу? Мы очень быстро приступили к разработке контртеррористических планов, невзирая на трудности, возникшие в период передачи власти от одного президента другому, и на то, что новой администрации требовалось время, чтобы наладить свою работу. Предыдущая администрация готовых планов по борьбе с терроризмом нам не оставила.
Но, как я уже отмечал, специалисты из администрации Билла Клинтона передали нам подробные отчеты о своей работе, особо подчеркнув важность противодействия "Аль-Каеде" и "Талибану". Люди, составлявшие эти отчеты, и их вышестоящие начальника просили нас со всей серьезностью отнестись к угрозе, которую представляла собой "Аль-Каеда". Но мы очень быстро убедились, что действия, предпринимавшиеся предыдущей администрацией по устранению этой угрозы, к особому успеху не привели.
Тогда доктор Райс (Кондолизза Райс - Vip.Lenta.Ru) распорядилась провести доскональное исследование с целью разработать всеобъемлющую стратегию действий, которая позволила бы полностью обезопасить нашу страну от "Аль-Каеды", и это распоряжение было отдано уже в первую неделю ее работы на посту советника президента по вопросам национальной безопасности. <...>
Мы хотели выработать новую политику, значительно выходящую за рамки обычных ответных ударов. Мы понимали, что практика таких ударов, которые редко наносят урон настоящим террористам, если вы не располагаете надежными разведывательными данными (наподобие ракетного удара 1998 года по Афганистану), может внушить лидерам "Аль-Каеды" уверенность в том, что нам не хватает решимости для борьбы с ними. Очевидно, что бомбардировки 1998 года не помешали аль-каедовцам вскоре после этого совершить теракт против эсминца США "Коул".
Мы хотели отказаться от бесперспективной политики сдерживания, от наказания отдельных преступников, от ограниченных ударов возмездия за совершение отдельных терактов. Мы решили уничтожить "Аль-Каеду" до основания <...>
Очень скоро нам стало ясно, что серьезные усилия по разрушению главного убежища "Аль-Каеды", расположенного в Афганистане, весьма вероятно потребуют военной операции по вторжению в эту страну, в том числе введения туда сухопутных войск <...>
Стратегия наших действий предполагала уничтожение всех убежищ, где скрывались аль-каедисты. Поначалу мы намеревались пустить в ход дипломатические средства. Но если бы дипломатия ни к чему не привела и понадобились бы дополнительные меры, включая военную операцию, мы были готовы к этому. И наша военная операция должна была отличаться от обычных бомбардировок крылатыми ракетами по целям, о местоположении которых весь мир обычно бывал предупрежден заранее. Проще говоря, мы готовились к уничтожению лидеров "Аль-Каеды" и "Талибана", их системы управления и связи, их наземных сил и еще целого ряда других целей.
Эти планы учитывали, что нам пришлось бы оказать значительную поддержку не только силам Северного альянса, но и другим полевым командирам в Афганистане, которые встали бы на нашу сторону <...>
Разработка этих планов заняла у нас все лето. К началу сентября мы достигли конкретных результатов, все направления нашей новой стратегии были собраны воедино... Точка была поставлена 4 сентября на встрече высших руководителей Белого дома, когда мы завершили работу над директивой по национальной безопасности страны, которая должна была разъяснить всем сотрудникам администрации президента наши дальнейшие шаги в этом направлении. На всю подготовительную работу у нас ушло примерно восемь месяцев, но потратили время не зря, мы упорно трудились, чтобы прийти к конкретным результатам.
А затем, как мы все помним, наступило 11 сентября, и нам пришлось напрячь все усилия, чтобы двигаться дальше уже совершенно в иных условиях <...>
Пентагон только начинал разрабатывать собственные планы. Он столкнулся с непредвиденными обстоятельствами, вероятность которых была невелика, но все же существовала <...>
Но если рассматривать весь этот подготовительный период в целом, то говорить об использовании военной силы против "Аль-Каеды", когда речь шла о чем-то большем, чем простое хирургическое вмешательство - может, и есть кто-то, кто думает, что Осама бин Ладен лежит себе на солнышке, а вы можете придти и запросто взять его - что ж, может быть, в добрый час, но это не более чем прекраснодушный план, это не стратегия, это не войсковая операция.
То есть речь шла о том, что "Аль-Каеду" можно уничтожить, лишь уничтожив "Талибан", а это означало необходимость военного вторжения в чужую страну, причем вторжения без поддержки со стороны соседних стран, помощь которых была необходима для успеха всей операции <...>
Предыдущая администрация Белого дома сама может отчитаться за свои действия. Собственно, они это уже сделали. Они сказали, что не рассматривали подобных перспектив. А мы, сказать по правде, мы за первые семь месяцев своей работы, глядя на ситуацию, поняли, что подобный исход весьма вероятен. Именно таков был наш вывод. Но он потребовал глубоких исследований и многочасовых дискуссий. Невозможно было в первый же день придти в Белый дом и заявить: "Мы решили, что должны напасть на Афганистан".
Доналд Рамсфелд, министр обороны США:
Вообразите себе, что было бы, если бы еще до событий 11 сентября президент США, опираясь лишь на скудные данные, известные на тот момент, заявил бы Конгрессу: "Мы должны напасть на Афганистан, свергнуть режим талибов и уничтожить террористическую сеть "Аль-Каеды". И сколько стран поддержали бы нас при этом? Многие? Некоторые? Не уверен.
Мы услышали бы те же самые возражения о недопустимости превентивных действий, которые звучали, когда антииракская коалиция начала операцию "Иракская свобода". Нас бы прежде всего спросили: "Зачем вам нападать на Афганистан, если США угрожает "Аль-Каеда", а не "Талибан"?. Стоит ли начинать войну, если вас не поддерживают другие страны этого региона? И не спровоцирует ли вторжение в Афганистан новые теракты против США?".
Когда наша администрация пришла в Белый дом, нам задавали вопрос: "Как вы собираетесь реагировать на случай с эсминцем "Коул"?".
Это был справедливый вопрос. Мы полагали, что нанесение нового удара крылатыми ракетами спустя месяцы после самого инцидента был бы признанием в собственной слабости. Вместо этого мы приняли к сведению рекомендации, составленные комиссией по расследованию теракта против эсминца, и стали готовиться к полномасштабной борьбе с "Аль-Каедой".
Нас также спрашивали, почему мы не уничтожили бин Ладена. Может быть, это уберегло бы нас от 11 сентября?
Я не знаю такой разведывательной информации, которая, начиная с 20 января, помогла бы войскам США пленить или убить Осаму бин Ладена <...>
И во-вторых, даже если бы бин Ладен был схвачен или уничтожен за несколько недель до 11 сентября, то и тогда никто не может утверждать наверняка, что это предотвратило бы теракты в Нью-Йорке и Вашингтоне. Устранение бин Ладена не лишило бы "Аль-Каеду" убежища в Афганистане. Более того, затаившиеся агенты этой организации, которые направили самолеты в башни Всемирного торгового центра и на Пентагон, проникли в США за несколько месяцев до этого события.
Еще нас спрашивают, были ли у Америки планы по вторжению в Афганистан до 11 сентября и если были, то почему они не были успешно осуществлены.
На днях я пересмотрел информационную сводку, которая, как мне напомнили, была представлена мне еще в начале февраля. Я бы не охарактеризовал эти документы как тщательно разработанный план по "Аль-Каеде", по вопросам борьбы с "Аль-Каедой" и уничтожения ее убежищ в Афганистане. Это всего лишь набор неопределенных идей, или набросков. Мне также напомнили, что я задал авторам этой сводки много вопросов, после чего они занялись уточнением своих данных, и что работа, проделанная ими в течение последующих месяцев, помогла Пентагону подготовиться к вторжению в Афганистан вскоре после событий 11 сентября.
Совет национальной безопасности США трудился в течение весны и лета 2001 года над разработкой новой контртеррористической политики, необходимой для поддержки новых военных планов. А мы в это же время занимались пересмотром планов действий армии США в случае непредвиденных обстоятельств...
Думаю, правильно было бы сказать, что у нас существовали планы локальных военных операций - хочу подчеркнуть, именно планы локальных операций, а не широкомасштабный план по уничтожению всей "Аль-Каеды" и захвату стран, укрывающих у себя террористов, - так вот, планы операций по быстрому реагированию, по ответным действиям, военным ответным действиям, направленным на устранение той или иной конкретной террористической угрозы. И мне было известно об этих планах <...>
Мое мнение таково: после того как сотрудники Объединенного штаба представили мне свои доклады и я задал им множество вопросов, они вернулись к работе и продолжили уточнение планов ответных действий, и трудились над ними с февраля по сентябрь, и это стало одной из причин того, что уже вскоре после 11 сентября мы оказались готовы к широкомасштабной военной операции в Афганистане.
Мадлен Олбрайт, бывший госсекретарь США:
Я могу заявить, что президент Клинтон и сотрудники его администрации делали все, что было в наших силах, все, что требовало от нас понимание ситуации, опираясь на все доступные нам данные, чтобы защитить наш народ, чтобы ослабить и уничтожить "Аль-Каеду". Мы вполне отдавали себе отчет в той угрозе, которую представляют собой эта и подобные ей террористические группировки <...>
Но мне также известно, что по многим политическим вопросам, связанным с реализацией наших планов, мы не получили поддержки.
И, с глубокой грустью должна признаться, мне трудно было смотреть, как новая администрация разрушила многое, сделанное нами в области международной политики, будь это в отношениях с Северной Кореей или на Балканах. Поэтому, думается, вам стоит спросить у тех, кто работал в администрации Буша, что они думают по этому поводу. Но я также полагаю, что, говоря со всей искренностью, события 11 сентября носили катастрофический характер и реакция на них должна была быть соответствующая. Но, конечно, остается много пунктов и много вопросов относительно того, как именно они реагировали на террористическую угрозу и насколько серьезно они к ней отнеслись.
Уильям Коэн, бывший министр обороны США:
В наши планы входило попытаться, цитирую, "захватить и/или убить" - или убить, в данном случае это нужно подчеркнуть, захватить или убить бин Ладена. Такой была директива, доведенная до подчиненных <...>
Были ли у нас планы по использованию сил специального назначения для усиления Северного альянса, если бы им выпала возможность найти и захватить бин Ладена? Ответ - да, были. Мы разработали комплексный план по использованию спецназа, расквартированного в форте Брэгг.
Существовал также целый ряд предложений, цитирую, которые мы держали под руками, чтобы пустить в ход в случае событий, которые, мы были уверенны, не уверенны на все сто процентов, но все-таки достаточно уверенны, могли произойти в том или ином районе Афганистана.
Я знаю, что возникали вопросы, почему, мол, вы заранее не направили в Афганистан специальное подразделение, которое могло бы собирать разведданные и выслеживать бин Ладена? Я уже дал ответ в своем письменном отчете комиссии. Но судите сами: в настоящее время в Афганистане находятся тринадцать с половиной тысяч наших военнослужащих, не говоря уже о пакистанцах, и тем не менее пока мы не можем его поймать.
Поэтому идея о том, что можно было бы послать в Афганистан небольшое подразделение, сколь угодно хорошо обученное, или даже большое соединение, чтобы найти бин Ладена, кажется мне вздорной. Но если бы в Афганистане стояли наши войска, если бы мы могли опираться на солдат Северного альянса, если бы они были надежными союзниками, были ли у нас наготове люди для спецоперации? Ответ - да <...>
Таков ответ на вопрос, почему у нас не было своих солдат в Афганистане. Все, что я стараюсь объяснить, сводится к следующему положению: мысль о том, что можно было послать тысячи, или сотни, или хотя бы десятки человек с заданием разыскать бин Ладена в тех обстоятельствах, кажется мне просто нереалистичной.
Предыдущие материалы по теме:
Точечный удар по террору [24.03.2004]Смерть лидера ХАМАС расколола мир надвое
За терроризм платят, но не все [10.02.2004]11 сентября 2001 года как страховой случай
Армия США: версия 2004 [05.02.2004] Американские дивизии разобьют на модули и переформатируют
Оранжевая угроза... [29.12.2003]...стоит миллиард долларов в неделю, но работает на авторитет бин Ладена бесплатно
Мировые негодяи [17.12.2003]Где их найти и как на этом заработать?
Бин Ладен нацелился на Ирак [09.12.2003]Vip.Lenta.Ru публикует перевод статьи из американского журнала Newsweek
Осталась ли в США сеть Аль-Каеды? [11.09.2003] Все доказательства существования террористической сети ФБР считает цепочкой случайностей
Осама, будь он неладен [01.09.2003]Лидер "Аль-Каеды" живет в глухой афганской провинции и вынашивает планы новых крупных терактов
"Аль-Каеде" отрубили еще одну голову [02.03.2003]Студент из Северной Каролины вернется в США под конвоем
Бин Ладен призвал мусульман рыть блиндажи [12.02.2003]И предрек США поражение в войне против Ирака
Под колпаком у Хэйдена, или Почему американцев не предупредили об 11 сентября? [22.10.2002]Глава АНБ потребовал от Конгресса дополнительных средств, сотрудников и полномочий