Большая шиитская энциклопедия

Все, что американцам нужно было знать о шиитах перед вторжением в Ирак

Скандал в благородном семействе

Первый и самый важный раскол в истории ислама произошел отнюдь не из-за идеологических или догматических разногласий. В его основе лежал конфликт между последователями пророка Мухаммеда, которые, кроме всего прочего, были его родственниками и членами одной большой семьи.

Шииты откололись от ортодоксального ислама в то время, когда эта религия была еще очень молода. Пророк Мухаммед - основатель ислама и первого халифата - умер в 632 году нашей эры, оставив после себя группу учеников и только что созданное государство. Сразу после смерти Мухаммеда перед его приближенными встал вопрос о наследовании духовного и политического лидерства в мусульманском сообществе. В 632 году халифом стал Абу Бакр, на смену которому пришли халифы Омар и Отман. Последний был убит во время молитвы в 656 году.

Все это время группа сторонников еще одного из близких учеников Мухаммеда - Али - боролась за право назвать своего лидера главным наследником пророка. Али был двоюродным братом Мухаммеда, мужем его любимой дочери Фатимы и отцом его любимых внуков - Хасана и Хусейна. Последователи Али считали, что именно он являлся основным носителем идей Мухаммеда.

После смерти халифа Отмана власть в халифате действительно перешла к Али. Однако Айша - жена пророка Мухаммеда и дочь Абу Бакра - подняла против него восстание, обвинив Али в том, что он не смог отомстить убийцам Отмана. В том же 656 году армия Али разбила войска Айши, и последняя попросила у него прощения, после чего вернулась домой в Медину, где и прожила остаток жизни.

Но уже через несколько лет у Али появился еще один конкурент - Муавия Омейяд, двоюродный брат Отмана и правитель Дамаска. В битве при Суфине войска Муавии использовали против армии Али весьма своеобразный военный прием - они привязали к наконечникам своих копий суры из Корана, в результате чего сторонники Али отказались сражаться с братьями по вере. Это вынудило Али пойти на компромисс с Муавией и отказаться от претензий на халифат. Уже в 661 году Али был убит одним из своих учеников, которому не удалось смириться с такой нестойкостью своего лидера.

Муавия же стал халифом и основателем династии Омейядов. В этом качестве он очень быстро воспринял утонченные византийские нравы, погряз в роскоши и даже назначил своим наследником сына Язида. Для многих мусульман, мечтавших о царстве справедливости под властью истинно благочестивых наследников Мухаммеда, последний факт был особенно отталкивающим. Еще остававшиеся на тот момент в живых ученики Мухаммеда объявили наследником халифа сына покойного Али - Хусейна - и уговорили его встать во главе восстания, центром которого стал город Куфа. Однако пока Хусейн был в пути, войска Язида подавили выступление куфийцев. Даже зная об этом, имам (а именно такой титул получил Хусейн), не прервал своего пути. Вполне закономерно, его отряд, состоявший из 40 пеших воинов и 32 всадников, был разбит сорокатысячным войском Язида. Хусейн пал в бою, истекая кровью, его сторонники также приняли мученическую смерть, а династия Омейядов сохранила власть. Именно это событие и положило начало расколу между шиитами и суннитами.

Вера обездоленных

Последствия этой семейной драмы, выдержанной в истинно шекспировском духе, оказались более серьезными, чем обычно бывает в случае династических конфликтов. Определенная часть уммы, то есть мусульманской общины, так и не приняла узурпаторов из династии Омейядов. На сегодняшний день от 10 до 15 процентов мусульман всего мира называют себя шиитами, то есть последователями Али и Хусейна. Причем история, которая легла в основание раскола, наложила серьезный отпечаток на шиитское мировоззрение.

Шииты до сих пор считают, что сунниты, то есть ортодоксальные мусульмане, узурпировали власть, которая по праву принадлежит духовным наследникам Мухаммеда. Случилось так, что за всю историю мусульманского мира шииты очень редко оказывались на вершине государственной власти. Даже изначально шиитская династия Абассидов (арабские халифы в 750-1258 гг.) очень быстро сделала выбор в пользу суннизма. Исключение составляют лишь современный Иран и несколько средневековых арабских государств.

Отношение к политической власти и является самым важным различием между шиитами и суннитами. Для суннитов имам - всего лишь религиозный лидер, в то время как государством, по их мнению, должен управлять светский правитель, будь то шах или президент. Шиитский же имам - это человек, получивший по наследству от пророка Мухаммеда божественный свет, поэтому он является неоспоримым авторитетом как в духовной, так и в политической жизни.

Понятно, что суннитские государственные лидеры никогда не относились к шиитам с большой теплотой. Даже в Ираке и Бахрейне, где шииты составляют большинство населения, они всегда подвергались преследованиям и не имели доступа к власти и самым доходным видам деятельности. В Кувейте и Ливане - единственных странах, кроме Ирана и Ирака, где шииты имеют определенный политический вес - их общины непропорционально мало представлены в парламентах.

Так что шиизм всегда был религией слабых и обездоленных слоев населения. Шиитские общины традиционно занимали маргинальное место в обществе и жили в основном в горах Ливана и Йемена и на берегах Персидского залива. Хотя урбанизация и заставила многих шиитов переселиться в города, там они также оказались в городских трущобах и, в большинстве своем, превратились в пролетариат.

Так как в основе учения шиитов лежит память об убийстве имамов Али и Хусейна, его приверженцы питают особый пиетет по отношению к страданиям и мученичеству, сравнимый с аналогичными тенденциями в раннем христианстве. Причем мученичество для них отнюдь не исчерпывается далекой историей. В последние десятилетия главными противниками шиитов были последователи таких экстремистских мусульманских учений, как, например, ваххабизм. Еще в начале XIX века ваххабиты устраивали погромы в шиитских мечетях. А совсем недавно один из лидеров "Аль-Каеды" Абу аль-Заркави заявил, что шииты - более страшные враги истинных мусульман, чем США.

Шииты в Ираке

Большинство шиитов считает, что династия великих имамов прервалась в 873 году, когда четырехлетний аль-Аскари - последний из прямых наследников имама Али - принял титул и уже через несколько дней исчез при невыясненных обстоятельствах. Аль-Аскари называют "спрятанным имамом" и верят, что он до сих пор жив и проявит себя, когда придет время для установления на земле царства справедливости. Пока же великий имам передает свои послания через других религиозных лидеров. Эти представления лежат в основе высокой политической активности шиитского духовенства, осознающего свою ответственность за происходящее в мире.

При этом Ирак, наряду с Ираном, всегда был одним из главных оплотов шиизма. В 1722 году в Ирак из Ирана переселились персидские имамы-шииты, и эта местность стала центром шиитской религиозной мысли. И хотя большинство населения Ирака также исповедовало шиизм, правители Оттоманской империи, под властью которой находилась страна, отдали власть в ней суннитскому меньшинству, чтобы таким образом противостоять персидскому влиянию.

Впервые шанс получить политическую власть в Ираке появился у шиитов еще в начале двадцатого века, во время Первой мировой войны. Причем те события, произошедшие чуть менее ста лет назад, могут показаться нашим современникам до боли знакомыми. Британцы, воевавшие против Оттоманской империи, приложили немало усилий и финансовых средств для того, чтобы организовать восстание арабов на турецких территориях. В Ираке они опирались как раз на шиитов. Однако после того, как война закончилась, участники восстания разочаровались в своих британских патронах: во-первых, Ирак не получил независимости и отошел под британский мандат, а во-вторых, получившие контроль над Палестиной британцы заявили о своем намерении создать там "еврейский национальный очаг".

В начале мая 1920 года в Ираке погиб имам Муджахид аль-Садр - один из самых уважаемых шиитских лидеров того времени. Одновременно иракцы узнали о введении на их территории британского мандата. К этому времени у шиитов в Ираке уже были собственные военизированные организации, такие как Харас аль-Истигол (под руководством сына погибшего имама аль-Садра). После того как проживавший в Кербеле имам Ширази издал фетву против британской оккупации и заявил, что ислам запрещает отдавать мусульманскую землю под владычество неверных, в Ираке началось шиитское восстание.

К июлю 1920 года мятеж охватил весь юг Ирака. Организаторы раздавали людям оружие и арабские флаги и призывали их к джихаду. Всего за три месяца Ирак охватила анархия. Восстание принесло гибель более чем двум тысячам британских солдат, а также обошлось оккупантам в круглую сумму. Поэтому политическое давление внутри самой Великобритании очень скоро заставило британцев искать пути отсутпления из Ирака. Шииты решили, что организованная ими революция победила.

Однако судьба распорядилась иначе. Уходя из страны, британцы заменили свой военный режим временным арабским правительством, состоявшим в большинстве своем из суннитов. Такое решение было принято потому, что сунниты обладали большим опытом государственной деятельности в Ираке и имели возможность обеспечить реальный контроль над жизнью страны. На конференции в Каире в 1921 году было решено, что Ираком будет править суннитский король Фейсал. Таким образом, шииты вновь оказались в стороне от политической власти.

Лидеры шиитской общины очень хорошо запомнили этот исторический урок. Когда сегодня Муктада аль-Садр и его сподвижники выходят на улицы и обещают повторить революцию 1920 года, их старейшины (например, аятолла аль-Систани) напоминают о том, что даже в случае успеха революционеры могут оказаться не у дел. Такой исход, действительно, вероятен. История восстания 1920 года очень напоминает нынешнюю, а в американских СМИ уже обсуждаются варианты передачи власти в Ираке суннитам, способным навести в стране порядок.

Елена Любарская

Предыдущие материалы по теме:

Шиитский бунт СПЕЦПРОЕКТ Vip.Lenta.Ru

Сводка событий в Ираке:11 апреля [12.04.2004]Прекращение огня в Фаллудже продлено до утра понедельника

Великая апрельская шиитская революция [08.04.2004] Шиитский бунт, бессмысленный и беспощадный, на этой неделе превратился в скоординированные и последовательные действия революционной армии аль-Садра

Шиитский бунт [05.04.2004] То, чего так долго боялись американцы в Ираке, свершилось

Аятолла не против [08.03.2004]Правительственный совет Ирака подписал временную конституцию страны

Бей своих, чтоб чужие боялись [02.03.2004]Взрывы в Ираке могут привести к гражданской войне

Балканизация Ирака [17.02.2004]Ирак все больше напоминает Югославию

Другие материалы
Из жизни00:02Сегодня

Смерть подождет

Эти люди доживают последние дни на полную катушку. С ними происходит невероятное