Чуть меньше 36 часов прошло с того момента, когда рядом с бронированным BMW главы РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса произошел взрыв. Каковы же успехи следствия и по какому следу движутся службы охраны правопорядка?
Следствие
Расследование покушения на Чубайса взял под личный контроль Генеральный прокурор России Владимир Устинов. Следствие по этому делу ведет прокуратура Московской области в сотрудничестве с Управлением криминалистики Генпрокуратуры РФ. Всего над делом работают более 150 специалистов.
Уже проведен ряд обысков и назначены необходимые экспертизы, включая баллистические и взрывотехнические. Проведены и продолжаются допросы свидетелей и подозреваемого.
Подозреваемые
Первый подозреваемый, пенсионер Владимир Квачков, снимавший дом в том же поселке Жаворонково, откуда в четверг утром выехал в Москву Чубайс, был задержан спустя несколько часов после покушения.
На след Квачкова милиция вышла благодаря машине, в которой преступники скрылись с места происшествия. Согласно официальным сведениям, этот автомобиль - "Сааб 9000" зеленого цвета, обнаруженный впоследствии на Бережковской набережной в Москве - принадлежал супруге Владимира Квачкова Надежде. Найти машину удалось по номеру, который запомнили свидетели.
В результате обыска, проведенного в квартире, гараже и машине подозреваемого, сотрудники милиции обнаружили тротиловые шашки и охотничье ружье.
Несмотря на то, что мотивы Квачкова (если он действительно намеревался убить главу РАО "ЕЭС России"), еще неизвестны, нет никаких сомнений, что его квалификация вполне позволяла организовать это покушение.
Согласно досье, размещенному на сайте "Суворовское военное училище", полковнику запаса Владмиру Квачкову 57 лет. Он потомственный военный, выпускник Дальневосточного суворовского училища, с 1969 года служил в войсках спецназначения, сначала во Пскове, затем в группе советских войск в Германии. С 1983 года Квачков командовал бригадой спецназа ГРУ в Афганистане, где получил тяжелую контузию.
После вывода войск из Афганистана Владимир Квачков командовал бригадой спецназа в Туркестанском военном округе, с бойцами которой прошел все "горячие точки" Советского Союза, нес службу в Азербайджане и Туркменистане.
Квачков награжден орденами, в том числе Красной Звезды и Мужества, и многими медалями. После отставки в 1989 году работал в Центре военно-стратегических исследований Минобороны РФ.
Представители Генштаба не вполне подтвердили эту информацию, уточнив, что Квачков не являлся сотрудником ГРУ. Уволившись из рядов Вооруженных сил в конце 1980-х годов, он работал в Генштабе гражданским специалистом, но затем также уволился.
Официальные представители прокуратуры Подмосковья отказываются сообщать какую-либо информацию о том, как проходит следствие, но, по сведениям журналистов, Квачков уже дает признательные показания.
У следствия есть и второй подозреваемый. По сведениям журналистов, речь идет о сослуживце Квачкова. Имя его не сообщается. В пятницу утром средства массовой информации сообщили о том, что речь идет о некоем жителе Ставропольского края, однако вскоре ГУВД Ставропольского края выступило с опровержением этой версии.
Пока что официально известно только то, что второй подозреваемый существует и находится в розыске.
Наконец, третьим подозреваемым может оказаться сын Владимира Квачкова Александр, которого, по некоторым сведениям, также задержали и допрашивают.
Орудия преступления
По версии следствия, покушавшиеся на Анатолия Чубайса использовали достаточно простое оборудование. Взрывное устройство, сработавшее рядом с автомобилем Чубайса, было собрано из автомобильного аккумулятора, выключателя от торшера и собственно заряда.
Мощность его составляла примерно 1,5 килограмма в тротиловом эквиваленте. Какое именно взрывчатое вещество использовали злоумышленники, пока не сообщается.
После того как одна из машин кортежа Чубайса остановилась, ее обстреляли из автоматического оружия.
Версии
Практически сразу после покушения Чубайс намекнул, что знает людей, которые могут стоять за попыткой убить его, но этим и ограничился, не сообщив ничего о возможных мотивах "заказавших" его недоброжелателей.
Другие российские политики и общественные деятели, прокомментировавшие происшествие, ограничились расплывчатыми отсылками к неким "деструктивным силам", почти единогласно исключив возможность покушения по политическим мотивам.
Официальные лица пока что ограничиваются заявлениями о том, что отрабатываются все версии происшедшего, включая профессиональную, бытовую, а также покушение на почве мести.
Михаил Ткаченко