Мещанский суд над олигархами готов к приговору По делу Ходорковского и Лебедева завершились прения сторон

Суд над арестованными в 2003 году Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым близится к кульминации. 8 апреля завершились 11-дневные прения сторон, в ходе которых прокурор просил приговорить бывшего главу "ЮКОСа" и председателя совета директоров МФО "МЕНАТЕП" к 10 годам заключения каждого, а адвокаты доказывали невиновность своих клиентов. Приговор по этому делу будет вынесен после того, как на следующей неделе Ходорковский выступит с последним словом.

Обвинение

Ходорковский и Лебедев обвиняются по семи статьям Уголовного кодекса. В частности, им инкриминируется мошенничество и уклонение от уплаты налогов в особо крупных размерах, а также присвоение чужого имущества и подделка документов. Вместе с ними на скамье подсудимых сидит бывший гендиректор АОЗТ "Волна" Андрей Крайнов. Его гипотетические преступления не столь обширны и состоят в причинении ущерба собственнику имущества, неисполнении решения суда и том же мошенничестве.

СМОТРИ ТАКЖЕСемь"ходорковских" статей УК РФ Формула обвинения, предъявленного Михаилу Ходорковскому

В ходе прений прокурор Дмитрий Шохин просил суд признать Ходорковского и Лебедева виновными по всем пунктам обвинения за исключением эпизода, связанного с присвоением акций "Апатита". Срок давности по нему уже истек, но следует отметить, что именно с этого обвинения 17 месяцев назад и начался процесс над олигархами.

Гособвинитель ходатайствовал о лишении подсудимых свободы на 10 лет с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. Кроме того, прокурор предложил лишить обвиняемых права заниматься деятельностью в органах госвласти и органах местного самоуправления сроком на три года. При этом для адвокатов Ходорковского и Лебедева 10 лет сюрпризом не стали: много месяцев назад, еще до исследования доказательств в суде, именно такой срок называла Генпрокуратура.

Что касается Крайнова, то сторона обвинения, отметив его частичное раскаяние и содействие следствию, потребовала приговорить гендиректора "Волны" к пяти с половиной годам лишения свободы условно с испытательным сроком в пять лет.

В отличие от Крайнова, Ходорковский и Лебедев свою вину не признали, подчеркнул прокурор. При этом гособвинитель отметил, что Лебедев неоднократно проявлял неуважительное отношение к суду и допускал публичные некорректные высказывания в адрес участников процесса: "Это отрицательно характеризует его как личность и не может не повлиять на назначение наказания", считает Шохин. Лебедев спорить с этим утверждением не стал и, отказавшись впоследствии от участия в прениях, заявил: "Я не хочу опускаться до уровня прокурора, который даже собственным внешним видом оскорбляет правосудие".

Кроме всего прочего, в конце марта Федеральная налоговая служба попросила суд взыскать с обвиняемых 17,8 миллиардов рублей налогов, не уплаченных ими как главами юридических лиц. Как с физических лиц чиновники потребовали от Ходорковского и Лебедева еще по 116,9 и 15,9 миллионов рублей соответственно.

Что касается этих гражданских притязаний, то Шохин попросил удовлетворить их в полном объеме и обратить в доход государства имущество подсудимых, на которое в обеспечение исков был наложен арест. Среди этих средств - личные счета Ходорковского и Лебедева, принадлежащие группе "МЕНАТЕП" 60 процентов акций "ЮКОСа", а также находящиеся во владении этой нефтяной компании 35 процентов акций "Сибнефти".

Защита

После выступления прокурора 1 апреля в прения включились защитники. Выступление адвокатов Крайнова заняло несколько часов, в течение которых юристы выразили свою позицию по предъявленному ему обвинению. Они вновь подчеркнули, что их подопечный частично признает свою вину по связанному с приватизацией "Апатита" эпизоду, хотя срок давности по нему и истек. По всем остальным пунктам юристы просили их клиента оправдать.

Речь защиты Лебедева длилась два рабочих дня и сводилась к тому же. По мнению адвокатов, он непричастен к инкриминируемым деяниям, представленные суду доказательства являются недостаточными, а по многим эпизодам состав преступления попросту отсутствует.

Анализируя это обвинение, я глазам своим не поверил: были расхищены деньги, полученные в результате хищения апатитового концентрата и торговли нефтепродуктами. Эти средства были сосредоточены на счетах иностранных компаний, а затем их перечислили Гусинскому. Это можно считать серьезным обвинением? Обвинение должно говорить о том, в чем оно обвиняет, а мы теперь даже не можем понять, в чем же нашего подзащитного обвиняют.

Генрих Падва, адвокат Ходорковского

5 апреля слово взял адвокат экс-главы "ЮКОСа" Генрих Падва. В тот день он излагал свою позицию, которая касалась обвинения Ходорковского в растрате юкосовских средств и обращении их в пользу Владимира Гусинского. Возражать против этих заявлений прокуратуры совершенно невозможно, поскольку для этого необходимо понимать, в чем собственно состоят обвинения, отметил юрист.

Падва подробно остановился на утверждении прокуратуры о том, что Ходорковский совершил практически все вменяемые ему преступления в составе организованной группы: "Мы категорически утверждаем, что ни группы, ни групп с участием Ходорковского и Лебедева никогда не было". Адвокат отметил, что дело Ходорковского и Лебедева базируется на голословном утверждении следствия, считающего подсудимых не успешными бизнесменами, а авторитетами организованной преступности, а банк "МЕНАТЕП" - не успешным коммерческим учреждением, а преступной структурой.

В следующем выступлении адвокат экс-главы "ЮКОСа" просил суд признать Ходорковского невиновным по эпизодам, связанным с мошенническим завладением акциями НИИУИФ и злостным неисполнением вступившего в силу судебного решения. По мнению Падвы, состав преступления в этих событиях отсутствует, а причастность к ним Ходорковского не доказана.

В тот же день произошло еще одно занимательное событие: Мещанский суд впервые сделал замечание не адвокатам Ходорковского, а прокурору. Падва был вынужден прервать свою речь, так как Шохин начал что-то бурчать и крутить у своего виска пальцем. Председательствующая судья сочла это неприличным и обратила внимание гособвинителя на недопустимость подобного поведения.

Ходорковский не совершал преступлений не только потому, что он их не совершал, а потому, что таких преступлений вообще не было.

Генрих Падва

Коснувшись эпизода, связанного с завладением акциями "Апатита", Генрих Падва заявил: "За ту деятельность, которую провел Ходорковский, награждать надо". По словам адвоката, к моменту приватизации предприятие стояло на грани банкротства и социального взрыва, и именно благодаря подзащитному этого удалось избежать.

"Я остаюсь и с верой, и с надеждой. Верой в вас - уважаемый суд. Я надеюсь на то, что в день вынесения приговора вот эта металлическая железная дверь откроется, и стражи выпустят Ходорковского и Лебедева", - закончил свою речь Падва, указывая на клетку, в которой содержатся подсудимые.

Прения сторон завершили адвокаты Юрий Шмидт и Денис Дятлев, которые доказывали невиновность Ходорковского в уклонении от уплаты налогов как физического и юридического лица. Защитники обратили внимание, что вменяемые их клиенту преступления совершались в период действия старого Уголовного кодекса и в его новой редакции отсутствуют, а обратной силы закон не имеет. Более того, выводы обвинения основаны исключительно на предположениях, считают они.

В целом все юристы экс-главы "ЮКОСа" просили вынести ему оправдательный приговор, не отрицая совершенных Ходорковским действий, но категорически не соглашаясь с их уголовной оценкой.

Финал

ВЫСТУПЛЕНИЯ ХОДОРКОВСКОГО"Господин президент, не позволяйте профанировать власть" Ходорковский поздравил российскую прокуратуру с

Между тем друзья подсудимых решили помочь им в урегулировании гражданского иска, заявленного налоговыми органами. 6 апреля акционеры группы "МЕНАТЕП" Леонид Невзлин, Михаил Брудно и Владимир Дубов перечислили более пяти миллионов долларов в федеральный бюджет в качестве возмещения неуплаченных Ходорковским и Лебедевым налогов.

Но эти действия оказались тщетными. Прокурор и представитель налоговиков отказались даже знакомиться с документами, подтверждающими факт перевода денег. Этот платеж имеет статус невыясненного и уплачен третьими лицами, а потому должен быть возвращен, считают обвинители.

На этой печальной для Ходорковского и Лебедева ноте и завершились в пятницу судебные прения. Следующее заседание в рамках процесса состоится в понедельник, 11 апреля. На нем могут прозвучать реплики сторон, то есть "послесловие" прокурора и адвокатов. Однако эта процедура не является обязательной.

После этого с последним словом выступит Ходорковский - Лебедев от такого права отказался в пятницу. Затем суд назначит дату вынесения приговора и удалится для совещания. По мнению экспертов, оно может продлиться около месяца.

В случае, если приговор будет обвинительным, защитники Ходорковского будут его оспаривать. Как заявила в последний день прений адвокат бывшего главы "ЮКОСа" Карина Москаленко, "судьба этого дела будет решаться не в этом суде, не в Мосгорсуде, не в Верховном суде, и даже не в Европейском суде по правам человека". Правда, кто же тогда решит судьбу олигархов, юрист не пояснила.

Алексей Гапеев

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше