Вторая половина текущего года обещает стать для Азербайджана чрезвычайно богатой на политические события. Дело тут не только в намеченных на 6 ноября парламентских выборах. Переброска части российской военной техники из Грузии в Армению, повышенный интерес к этому региону со стороны США, усилившийся после того, как американских военных вежливо попросили покинуть Узбекистан, изменили расстановку сил в Закавказье, и это, надо думать, отразится на политическом курсе Баку. Тем более что до сих пор так и не закрыта проблема Нагорного Карабаха, отношение к которой используется большинством азербайджанских политиков как важный рычаг для давления на электорат.
Что грузину хорошо, азербайджанцу - смерть
В грузинских верхах раздался дружный вздох облегчения, как только последняя в этом году единица российской военной техники покинула территорию страны. Всего с баз в Батуми и Ахалкалаки было вывезено 53 автомобиля, 42 прицепа, несколько десятков тонн военного имущества, 12 танков, 12 зенитно-ракетных комплексов (ЗРК) "Куб", 5 боевых разведывательных дозорных машин (БРДМ), 5 зенитных самоходных установок (ЗСО) "Шилка". Не самая внушительная группировка, тем более что большая часть этой техники отправилась в Россию, и лишь незначительное ее количество было переброшено в Армению. Как утверждают в Минобороны РФ - на 102-ю базу в Гюмри, расположенную на границе с Турцией. Точное количество единиц техники не уточняется, однако это и не важно, поскольку последние два года Россия периодически переводила технику из Ахалкалаки в Гюмри - эти базы располагаются всего в 100 километрах друг от друга. Азербайджанские издания сообщили, что военный состав доставил в Гюмри боеприпасы, машины химической обработки, зенитные ракеты. Но в Баку считают, что это только начало, ведь окончательно базы будут выведены лишь к 2008 году.
В Азербайджане многие опасаются, что Армения или Россия поставят избытки вооружений в Нагорный Карабах, ведь в Гюмри сейчас и так находится довольно внушительный контингент (990 военнослужащих, 74 танка, 148 БМП и 84 артиллерийские установки). Правда, в этом случае России придется дать азербайджанской стороне вразумительный ответ, куда девалась ее военная техника. Газета "Ени Мусават" писала еще в конце мая (первый российский состав с техникой прибыл в Армению 1 июня), что "официальному Баку есть, чем ответить на этот демарш Москвы по усилению своего "форпоста" на Южном Кавказе". Например, Азербайджан может поставить вопрос о денонсации договора об аренде Россией Габалинской радиолокационной станции. Передислокация российских баз из Грузии в Армению, по мнению издания, достаточно серьезный повод для подобного ответного шага.
Москва поспешила успокоить Баку. Премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил, что передислокация баз не несет угрозы Азербайджану. "Я бы не экстраполировал эту озабоченность. Мы бы и не выводили базы, если бы не было вокруг такого шума, - сказал Фрадков. - Мы выводим базы в соответствии с графиком, уточняем детали, и я хотел бы сказать, что в этом вопросе не надо друг друга попугивать". Это не успокоило Баку, и азербайджанская сторона потребовала более ясной информации относительно размещения части военной техники в Армении. Соответствующий запрос был направлен министром иностранных дел Азербайджана Эльмаром Мамедъяровым. В то же время глава МИД постарался по-возможности сгладить конфликт. Так, он уточнил, что Россия не нарушает Договора об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ). "Это не вопрос договора ДОВСЕ, так как вооружение размещается на российской базе, а не передается Армении. Мы ставим вопрос так: переброска вооружений - это неверный шаг, так как в регионе есть конфликт, и нам нужна больше демилитаризация, нежели милитаризация", - сказал министр. С ним был солидарен и глава азербайджанского правительства Артур Раси-заде: "Конечно, это никому не понравится, хотя мы не делаем из этого трагедии. Наши политики должны сделать определенные выводы, и мы их сделаем".
Казалось бы, на словах в Азербайджане стерпели передислокацию российской техники, однако выводы власти страны, несомненно, сделали, да и недовольство азербайджанских политиков различного уровня то и дело прорывалось наружу. Вокруг российских машин химической обработки некоторые деятели оппозиции в Баку старались накалить обстановку по максимуму, благо в преддверии парламентских выборов это могло принести немалые дивиденды.
В августе в Министерстве обороны Азербайджана усомнились, что база в Гюмри сможет принять все выводимое из Грузии вооружение. В военном ведомстве посчитали, что для размещения российских войск Ереван выделил приграничные районы, от которых до Нагорного Карабаха рукой подать. Для дислоцирования российской военной техники отведены участки в приграничных с Азербайджаном Тавушской, Бердской и Иджеванской областях Армении, заявили в Минобороны. Укрепившись в этой мысли, Баку принял адекватные ответные меры: в бюджете страны на 2006 год статья по финансированию военного ведомства была увеличена на 50 миллионов долларов, достигнув отметки в 300 миллионов. Но только на собственные силы Азербайджан решил не полагаться.
По ту сторону Каспия
Если Армения всегда выступала форпостом России в Закавказье, то Азербайджан, что в данной связи вполне логично, более охотно смотрел в сторону Турции, а следовательно - НАТО и США. В этом году, судя по всему, отношения между Баку и Западом выйдут на новый уровень развития, чему не смогут помешать даже теплые дружеские отношения Владимира Путина и президента Азербайджана Ильхама Алиева.
Поиск стратегических партнеров закономерно привел азербайджанских политиков в Вашингтон, который давно не скрывал желания усилить свое присутствие в этой богатой нефтью прикаспийской стране. В апреле Баку посетил глава Пентагона Доналд Рамсфелд и, как утверждают источники "Независимой газеты", обсудил тему американского военного присутствия в республике со своим азербайджанским коллегой Сафаром Абиевым. По утверждению экспертов американо-израильского Центра стратегических прогнозов "Stratfor", на первом этапе военный контингент США в Азербайджане будет действовать в статусе "временно дислоцированных мобильных сил". Назывались и три авиабазы, где разместятся американские ВВС – "Кюрдамир", "Насосный" и "Гала". Там под натовские стандарты заблаговременно модернизировали взлетно-посадочные полосы, способные теперь принимать самолеты всех типов. Согласно прогнозам "Stratfor", американские базы в Азербайджане будут небольшими, а их контингент планируется менять "в зависимости от военных нужд США в данном регионе".
По другим данным, уже сейчас в Азербайджане, не афишируя свое присутствие, работают несколько десятков американских военных инструкторов. Они присмотрели под будущие базы два объекта: один на Апшеронском полуострове, в 30 минутах езды от Баку, другой – на юге республики, ближе к границе с Ираном.
Подобные прогнозы обращали на себя внимание еще и в связи с резким обострением отношений между США и Ираном - ведь иметь свои базы в стране, непосредственно граничащей с главным американским противником в Центральной Азии, для Пентагона было бы совсем не лишним. Желание Вашингтона разместить свои войска в Азербайджане, по всей видимости, еще более возросло после того, как президент Узбекистана Ислам Каримов велел американцам в 180-дневный срок покинуть базу "Карши-Ханабад".
В этой связи обращает на себя интерес визит в США главы азербайджанского МИДа Эльмара Мамедъярова. Официально он отправился за Атлантику 1 августа по приглашению госсекретаря США Кондолиззы Райс для обсуждения "самого широкого круга вопросов, включая нынешнее состояние мирных переговоров по урегулированию карабахского конфликта, региональные проблемы и развитие межгосударственных отношений и, наконец, предстоящие парламентские выборы в Азербайджане". Помимо всего прочего, как утверждают в азербайджанском МИДе, в ходе визита обсуждалась и военно-политическая обстановка на Южном Кавказе.
Мы сотрудничаем с США и в военной сфере, у нас имеется ряд подписанных документов, посвященных этой теме. Но если говорить конкретно, до сих пор не обсуждался вопрос о создании баз на нашей территории. Не исключено при этом, что вопросы такого свойства, касающиеся военного сотрудничества и безопасности, могут стать темой переговоров.
Представитель Центра технологии и политики национальной безопасности Университета национальной обороны США Майкл Бараник уверен, что Пентагону необходимо обосноваться в Азербайджане. "Продолжаются военные операции в Афганистане и Ираке. Ввиду того, что они протекают успешно, выводить из региона американских военнослужащих нельзя. В данном случае Азербайджан крайне необходим для США. Официальные представители американского правительства должны вполне серьезно задуматься об этом", - заявил эксперт, назвавший Азербайджан "очень значимой для США страной". Бараник призвал официальный Вашингтон к проведению в ближайшем будущем конкретных переговоров на эту тему: "Нам необходимы территории для размещения военных баз. Американская военная база должна в течение 180 дней покинуть территорию Узбекистана, и, имея это в виду, необходимо начать переговоры с Азербайджаном".
По мнению ряда экспертов, визит Мамедъярова означает, что проблема военного сотрудничества с США "перешла в политическую плоскость". Возможно, что до сих пор хранивший молчание Ильхам Алиев согласился на углубление военного сотрудничества со Штатами, вплоть до предоставления своей территории под базы Пентагона. Причем, одно из условий, которое может выдвинуть азербайджанский президент американцам, может заключаться в том, чтобы они ослабили свой нажим на него в таком скользком вопросе, как соблюдение демократических норм на предстоящих в ноябре парламентских выборах. В пользу версии о том, что в отношениях двух стран военная составляющая начинает превалировать, говорит и намеченный на ближайший месяц новый визит в Баку Доналда Рамсфелда. Два визита за полгода столь высокопоставленного лица в одну и ту же, пока еще не значащуюся в списке стратегических союзников США, страну говорят сами за себя.
Получит ли Алиев гарантии?
До сих пор главным внешним катализатором внутриполитической борьбы в самом Азербайджане был Нагорный Карабах. Теперь к этому добавляется и вопрос военного присутствия США. Если Алиев действительно готов допустить Пентагон в свою страну под гарантии поддержки на предстоящих 6 ноября парламентских выборах, то оппозиция, в том числе и прозападная, будет поставлена в недвусмысленное положение. В условиях, когда США, а вместе с ними и остальной Запад, возьмут сторону действующего президента, в республике могут серьезно усилиться националистические и исламистские силы.
В этой связи можно вспомнить недавнюю историю взаимоотношений между США и Узбекистаном, где, правда, оппозиция не может заявить о себе в полный голос, поскольку как таковая и не существует. Но там также на одной чаше весов лежали американские базы, на другой - поддержка Каримова вашингтонскими политиками. Андижанские события заставили США сменить приоритеты и подвергнуть Ташкент обструкции, баланс в отношениях двух стран был нарушен, и узбекские власти попросили американских военных выйти вон.
Пока трудно прогнозировать, как в Азербайджане пройдут выборы. Но обстановка в стране к концу лета складывается довольно нервозная. Противоборствующие стороны не только соревнуются в полемике на страницах газет, но и вступают в драки прямо на лицах Баку. Оппозиция требует войны за Карабах, что вряд ли будет допущено властями не только из-за опасения вступить в конфронтацию с Россией - Штаты также не одобрят подобный ход. Времена сейчас не те, что в конце 80-х - начале 90-х, когда на постсоветском пространстве можно было безнаказанно развязывать мелкие и крупные военные конфликты. Отношения сторон, в том числе России и США, а также других участников СНГ и сопредельных стран, оформились, и сомнительно, чтобы кто-то из сильных мира сего одобрил применение оружия в Закавказье.
К слову, 26 августа у президентов Армении и Азербайджана Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева будет возможность обсудить карабахскую проблему на встрече в Казани в рамках церемонии празднования тысячелетия города. По словам замминистра иностранных дел Азербайджана Араза Азимова, главы двух стран проведут "одну или две встречи" еще до того, как лидеры стран СНГ соберутся в столице Татарии на саммит. Замминистра сообщил, что во встрече Алиева и Кочаряна примут участие и эксперты, поскольку "вопросы будут обсуждаться довольно детально и настало время документально оформить некоторые договоренности".
Что и говорить, конец года в Азербайджане ожидается весьма бурным. Многое станет ясно после очередного визита Рамсфелда в Баку, но еще больше обстановка прояснится после выборов, которые, по мнению аналитиков, могут быть вообще сорваны из-за жестокого противостояния провластных сил и оппозиции.