Израиль и западные страны, пораженные неожиданной победой группировки ХАМАС на парламентских выборах в Палестинской автономии, начинают привыкать к новой реальности на Ближнем Востоке. По прошествии нескольких дней после голосования они приступили к решительным действиям, пустив в ход самое эффективное оружие. Палестинцам предложен простой выбор - отказаться от террора или остаться без денег.
Выступая на лондонской конференции по ближневосточной политике, госсекретарь США Кондолизза Райс объявила, что американская администрация не будет оказывать финансовую помощь палестинскому правительству, если его сформирует ХАМАС. По словам Райс, США готовы выполнять свои обязательства перед главой палестинской администрации Махмудом Аббасом, но не намерены финансировать группировку, которая выступает за уничтожение Израиля и отказывается признать условия мирного плана "Дорожная карта". Такую позицию незамедлительно поддержала канцлер Германии Ангела Меркель. Во время визита на Ближний Восток она отказалась встречаться с представителями ХАМАСа и пригрозила, что Евросоюз свернет программы финансовой помощи Палестинской автономии.
В абсолютном выражении речь идет о сравнительно небольших суммах - в прошлом году европейские страны перечислили палестинцам 500 миллионов евро, а США вообще ограничились 70 миллионами долларов. Однако следует учитывать, что годовой бюджет Палестинской автономии ненамного превышает полтора миллиарда долларов. Иначе говоря, палестинцам предложили урезать свои расходы примерно на треть. Тот факт, что Райс и Меркель не исключили возможности предоставления гуманитарной помощи, ситуацию кардинально не меняет.
Израильское правительство в еще меньшей степени склонно финансировать своих давних врагов. Исполняющий обязанности премьер-министра Израиля Эхуд Ольмерт заявил, что не намерен перечислять деньги на подготовку терактов. Высокопоставленный источник в израильском правительстве сообщил, что уже принято решение заморозить очередной ежемесячный транш палестинцам в размере более 43 миллионов долларов.
Реальная перспектива потерять поддержку стран-доноров пока не заставила ХАМАС пойти на уступки. Один из лидеров группировки Исмаил Хания пообещал лишь, что финансовая помощь будет израсходована исключительно на зарплаты, развитие инфраструктуры и текущие траты, но не на подготовку терактов. Такие обещания вряд ли могут убедить Израиль и западные страны, поскольку ХАМАС продолжает следовать генеральной линии на уничтожение еврейского государства.
Говоря о возможности переговоров с новым палестинским правительством, которое сформирует ХАМАС, Ольмерт назвал три основных условия: группировка должна полностью разоружиться, признать право Израиля на существование и подтвердить все соглашения, подписанные между Израилем и Палестинской автономией. Один из лидеров ХАМАСа Махмуд аз-Захар выступил со встречной инициативой, которая не учитывает эти требования. Он предложил заключить долгосрочное перемирие в обмен на создание Палестинского государства в границах 1967 года. Такой вариант урегулирования конфликта заведомо неприемлем для Израиля.
О дальнейших перспективах отношений с ближайшим соседом аз-Захар говорить отказался, однако его амбиции стали понятны из одного короткого замечания: он потребовал, чтобы Израиль изменил свой государственный флаг. По словам лидера ХАМАСа, две голубые горизонтальные полосы на израильском флаге являются символами оккупации, поскольку якобы обозначают границы Израиля от Евфрата до Нила.
Учитывая жесткую позицию ведущих западных стран в отношении ХАМАСа, совершенно неясно, каким образом могут быть согласованы требования израильского правительства и победителей палестинских выборов. Однако нельзя не отметить, что редкую возможность выйти на первые роли в урегулировании ближневосточного конфликта получает Россия. Она требует разоружения палестинских группировок, но не выступает с громогласными обвинениями в адрес ХАМАСа. Более того, в прошлом году ХАМАС получил трибуну в РФ: по государственному телеканалу "Россия" было показано интервью с Махмудом аз-Захаром. Эта передача у многих вызвала недоумение и возмущение. Параллели с трансляцией интервью журналиста Андрея Бабицкого с Шамилем Басаевым в эфире американского телеканла ABC напрашивались сами собой.
Анонимные источники заявили газете "Коммерсант", что именно российская дипломатия должна взять на себя переговоры с новыми палестинскими властями, ведь РФ, в отличие от США и стран Евросоюза, никогда не относила ХАМАС к числу террористических организаций. Свою позицию российский МИД объясняет просто: поскольку группировка не действует на российской территории, РФ юридически не определяет своего отношения к ней. После победы ХАМАСа на выборах такой нейтралитет может оказаться очень выгодным для всех заинтересованных сторон, а не только для самой России, которая до сих пор не оказывала значительного влияния на ближневосточный мирный процесс, будучи лишь формальным участником "квартета" международных посредников.
Дмитрий Томилов