Хозяева украинского эфира Правозащитники назвали настоящих владельцев республиканских телеканалов

Накануне начала самого горячего отрезка избирательной кампании по выборам депутатов Верховной Рады, которые, как известно, пройдут 26 марта, жителям Украины приоткрыли глаза на то, кто конкретно влияет на умы электората. Украинский Хельсинский союз по правам человека пришел к выводу, что на сегодняшний день граждане страны лишены возможности получить из официальных источников информацию об основателях и владельцах телерадиокомпаний, и опубликовал список тех, кто делит между собой самое эффективное средство предвыборной борьбы - эфирное время.

Хельсинский союз столкнулся с необходимостью предать список телемагнатов гласности в процессе реализации проекта Фонда стратегических дел, который финансируется Международным фондом "Возрождение". Сами ТРК, органы государственной статистики, Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания, государственные регистраторы до настоящего времени отказывались предоставлять сведения о хозяевах каналов, и правозащитники решили действовать на свой страх и риск.

"Мы провели это исследование не из простого любопытства, граждане имеют право знать владельцев всех СМИ, чтоб обеспечить плюрализм мнений и избежать освещения новостей под одним углом зрения. Нам отказали в получении этой общественно-значимой информации во всех органах власти, что показывает тот факт, что органы власти скрывают настоящих владельцев СМИ", - заявил директор программ Украинского Хельсинского союза по правам человека Владимир Яворский. По его мнению, отказываясь предоставлять информацию, государственные регистраторы прямо нарушают статью 20 закона "О государственной регистрации юридических лиц и физических лиц-предпринимателей", который вступил в силу 1 июля 2004 года. "Мы обжаловали в судах все незаконные отказы в получении информации, однако мы видим, что эти суды затягиваются на месяцы", - добавил Яворский.

По его словам, в соответствии с рекомендацией Комитета министров Совета Европы, общественность должна иметь доступ к основной информации о владельцах СМИ, чтобы сформировать мнение о том, какую ценность имеет распространяемая ими информация и стоит ли доверять громогласным телевизионным слоганам. Действующее законодательство Украины гарантирует информирование общественности о хозяевах только печатных средств массовой информации, однако телевидение находится совсем в другой весовой категории, и если заправлять газетой может политик средней руки, то позволить себе контролировать работу телеканала способна только реальная политическая сила. Суммировав данные, предоставленные Хельсинским союзом, и те, которыми оперирует украинская пресса, можно получить приблизительное представление о том, кто на самом деле является хозяевами украинского телеэфира.

"Интер"

Итак, как сказано в сообщении пресс-службы Хельсинского союза, собственниками Акционерного общества закрытого типа "Украинская независимая ТВ корпорация" (телеканал "Интер") является Общественное российское телевидение (Россия), Украинская ассоциация экономического сотрудничества и развития "Деловой мир" и ООО "Пегас Телевидение". Это все официальные учредители, но для широкой публики не секрет, что "Интер", как и газету "Киевские ведомости", контролируют на самом деле "хозяева" всего украинского футбола - братья Григорий и Игорь Суркисы, а также экс-глава администрации Леонида Кучмы Виктор Медведчук из Социал-демократической партии (объединенной) (СДПУ(о)).

Григорий и Игорь Суркисы, фото с сайта civicua.org

Григорий и Игорь Суркисы, фото с сайта civicua.org

Lenta.ru

В июне прошлого года скоропостижно скончался зампредседателя СДПУ(О), депутат Верховной Рады и владелец "Интера" Игорь Плужников, которому принадлежал 71 процент акций телеканала (20 процентов принадлежали ОРТ). Как заявил в свое время депутат Рады Владимир Сивкович, незадолго до своей смерти Плужников вел переговоры по поводу продажи канала Петру Порошенко - тогда еще секретарю украинского Совбеза, однако сделка так и не состоялась. В связи с этим по Украине поползли слухи о "насильственной смерти" телемагната. Так или иначе, но многие парламентарии продолжают утверждать, что "Интер", по сути, контролируется из Москвы.

"Студия 1+1"

Телеканалом "Студия 1+1", по данным Союза, владеет Александр Роднянский (гендиректор российского канала "СТС") и "Иностранное предприятие "Интер Медиа" (резидент Украины). В июне прошлого года украинские СМИ распространили информацию, что формальные владельцы канала намерены продать свои пакеты акций. Речь шла якобы о 40 процентах акций, принадлежащих проживающему в Германии бизнесмену Борису Фуксману и Роднянскому (еще 60 процентов акций принадлежат американцу Рональду Лаудеру). Газета "Сегодня" обнародовала информацию о том, что сумма сделки по продаже акций Роднянского и Фуксмана составит примерно 100 миллионов долларов, а на роль покупателя претендует украинская бизнес-группа "Приват" олигарха Игоря Коломойского (по слухам, он большой друг Юлии Тимошенко и Бориса Березовского). По информации из других источников, Коломойский должен был выступить только посредником в этой сделке, а покупателем станет некая российская бизнес-группа.

Кроме того, сообщения о возможной покупке-продаже "плюсов" связывали также и с интересами Юлии Тимошенко, которая якобы в дальнейшем намеревалась перекупить 40 процентов акций канала у Коломойского. Взамен "1+1" Тимошенко обещала Коломойскому передать в долгосрочное управление контрольный пакет акций АО "Никопольский завод ферросплавов", благо тогда Юлия Владимировна еще сидела в кресле премьера. А также обеспечить приоритетное участие "Привата" в приватизации НЗФ, намеченной на первый квартал 2006 года.

В августе хозяева телеканала отказали "Привату" в покупке 40 процентов акций. В ответ Коломойский заявил свои имущественные права уже на 70 процентов акций канала . Мало того, олигарх заявил, что будет доказывать эти права в суде. Спустя месяц разбирательств Коломойский сам попросил снять его исковые требования, и суд удовлетворил просьбу олигарха.

В последнее время по Украине вновь прокатилась волна слухов, что к "1+1" присматривается Тимошенко, под которую якобы собираются создать целый медиа-холдинг.

ICTV и остальные СМИ Пинчука

У общества с ограниченной ответственностью "Международная коммерческая телерадиокомпания" (ICTV) - 5 собственников: предприятие с иностранными инвестициями "Роял Капитал", ООО "Центральный Московский депозитарий" (Россия), дочернее предприятие "Промидия", дочернее предприятие "Агентство информационных технологий", а также "неидентифицированное юридическое лицо" с идентификационным кодом 13418356.

Виктор Пинчук, фото Reuters

Виктор Пинчук, фото Reuters

Lenta.ru

Как и в случае с ЗАО "Новый канал" (по данным Хельсинского союза, его владельцами является предприятие с иностранными инвестициями "ИННОТЕХ" и ЗАО "НК-ХОЛДИНГ"), а также с ЗАО "Международный медиа центр – СТБ" (ЗАО "Международный медиа центр", компания "Shachar Enterprises inc" (США) и американская корпорация "Internews Neutoron"), канал ICTV контролируется зятем экс-президента Леонида Кучмы, украинским олигархом Виктором Пинчуком. Ему принадлежит промышленная группа "Интерпайп", которая управляет, по всей видимости, самым крупным медийным холдингом Украины, включающим, помимо телеканалов ICTV, "Новый канал", СТБ и М1, еще и газету "Факты и комментарии".

Эксперты не исключают, что перед выборами в Раду на один из каналов Пинчука вполне может замахнуться Юлия Тимошенко, тем более что она с олигархом уже давно находится в состоянии войны.

И все, все, все

Собственниками ЗАО "Телекомпания ТЕТ", по данным правозащитников, является уже упоминавшийся Игорь Суркис, ООО "Инвестпроект", ТДВ "ОМЕТА private", компания "Suniflеon Holding Limited", компания "Shonest Investments Limited" (две последние зарегистрированы по одному адресу на острове Тортола (Британские Виргинские острова). Присутствие среди владельцев Суркиса говорит о том, что "ТЕТ" также управляется людьми из СДПУ (о), которая, к слову, несмотря на наличие такого количества электронных СМИ, на выборах, по прогнозам политологов, едва способна преодолеть 3-процентный барьер и не более того.

ООО "Телерадиокомпания "Экспресс-информ" - "5 канал" владеет ЗАО "Украинский промышленно-инвестиционный концерн" и дочернее предприятие "Экспрессинформ-студия". Весьма популярный среди украинцев "5 канал" контролируется кумом Виктора Ющенко Петром Порошенко ("Наша Украина"), и это, по сути, главный телевизионный рупор пропрезидентских сил. Во время правительственного кризиса в сентябре прошлого года западные СМИ очень много писали о том, что Ющенко планирует сделать Порошенко своим "карманным" медиа-магнатом, присовокупив к "5 каналу" еще несколько электронных СМИ.

Предприятием с иностранными инвестициями в форме ООО - "Телерадиокомпания "НБМ" – "5 канал" владеет частная компания "Cacao and Sugar International" (Бельгия) и ООО "Трансат-Брок". Передачи "НБМ" выходят на "5 канале" и, понятное дело, здесь тоже не обошлось без Порошенко. Тем более что кондитерское название бельгийской компании отсылает нас к основному официальному источнику капиталов экс-секретаря украинского Совбеза - производству знаменитых киевских тортов под маркой "Рошен".

Собственниками ООО "Телестудия "Служба информации" – канал НТН" являются ООО "Капиталинвест" и "неидентифицированное юридическое лицо" с идентификационным кодом 32727508. Идентифицировать этот код, конечно, было бы любопытно, но на Украине и так всем известно, что НТН - канал Виктора Януковича и его Партии регионов. В окружении экс-кандидата в президенты не скрывают, что за телеканалом стоят представители Донбасса, где позиции Януковича сильны как ни в одном другом регионе Украины.

Ринат Ахметов, фото сайта partyofregions.org.ua

Ринат Ахметов, фото сайта partyofregions.org.ua

Lenta.ru

В марте прошлого года власти попытались было прикрыть НТН - Генпрокуратура республики (ГПУ) посчитала, что, расширив вещание путем внесения изменения в действующую лицензию и не заплатив за это денежный сбор, канал обманул государственную казну. Однако массовые протесты работников телеканала, посчитавших, что Киев руководствуется исключительно политическими мотивами, в конечном итоге заставили ГПУ передумать. Кстати, донецкий олигарх Ринат Ахметов, который входит в первую десятку избирательного списка партии Януковича, через аффилированные структуры контролирует еще и телеканалы "Тонис", "Украина", а также радиостанцию "Люкс FM".

И наконец ЗАО "Наше радио" владеют компания "INTERUKY HOLDINGS LIMITED" (Кипр), Андрей Олегович Волков (по всей видимости, речь идет об исполняющем обязанности председателя правления украинского филиала "Альфа-банк") и "неидентифицированное юридическое лицо" с идентификационным кодом 23512955.

Больше Ющенко хорошего и разного

Украинские интернет-СМИ отметили основную тенденцию в разделе республиканского телеэфира - по их мнению, основными собственниками каналов являются "Суркис, россияне, оффшоры и неидентифицированные лица". Если присовокупить к этому еще и Пинчука, то картина будет вполне отражать реальность.

Однако вот что интересно - несмотря на то, что президентским каналом с полной уверенностью можно назвать только "5 канал" Петра Порошенко, за три месяца до выборов эксперты Академии украинской прессы признали, что политическая реклама "Нашей Украины" наиболее часто транслируется на всех телевизионных каналах страны. По итогам декабря "Нашей Украине" принадлежало 22 процента всей политрекламы, за ней следовали "Партия экологического спасения" и блок "ПОРА-ПРП" - по 11 процентов.

Петр Порошенко, фото с персонального сайта

Петр Порошенко, фото с персонального сайта

Lenta.ru

По объему времени лидировала "Наша Украина" (21 процент) и Народный блок спикера Рады Владимира Литвина (13 процентов). Рекламы "нашеукраинцев" было больше всего на "1+1" - 39 процентов, "Тонисе" - 32 процента и "УТ-1" (государственный телеканал) - 28 процентов. По количеству рекламных сообщений лидируют "УТ-1" - 22 процента, "5 канал" - 17 процентов и "1+1" - 14 процентов. По объемам времени лидируют "УТ-1" - 23 процента, "ICTV" - 18 процента и "1+1" - 17 процентов.

При этом объемы антирекламы составили 12 процентов сообщений и 32 процента времени в общем рекламном потоке. Сообщения с антирекламой занимают 65-67 процентов времени политической рекламы на "НТН" и "ICTV" и полностью отсутствуют на канале "Тонис". Основными объектами антирекламы, как в любом порядочном демократическом обществе, является действующая власть, "Наша Украина", сам президент Ющенко, оппозиционный блок "НЕ ТАК!" и "оранжевая команда".

То, что "донецкие" каналы уделяют столько времени Ющенко, а канал Порошенко не гнушается предвыборной рекламой Партии регионов, согласитесь, говорит в пользу Украины. Пусть не материальные блага и не горячую воду круглосуточно, но свободу слова украинцы получили. Да и ЦИК не ослушаешься, а он распорядился предоставить всем партиям, ведущим борьбу за депутатские мандаты, равные возможности в телеэфире.

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше