Убийство видного казахского оппозиционера Алтынбека Сарсенбаева стало этапным событием в развитии схватки за политическое наследство действующего президента Нурсултана Назарбаева. Одним из наиболее вероятных сценариев развития событий представляется конфликт между двумя группами, возглавляемыми зятьями действующего президента. По всей видимости, стремясь совместно устранить вероятность участия в будущей схватке какой-либо "третьей силы", кланы серьезно подставили друг друга, а заодно - и главу государства.
Особенности восточной демократии
В политической системе Казахстана наибольшим влиянием пользуются два клана, собранные вокруг зятьев Нурсултана Назарбаева. Тимур Кулибаев, президент ОАО "КазтрансОйл", женат на Динаре Назарбаевой. Ее старшая сестра Дарига замужем за замминистра иностранных дел страны Рахатом Алиевым.
С благословения президента эти группы негласно поделили влияние в силовых структурах страны. Так, считается, что люди Алиева контролируют Министерство внутренних дел, а Кулибаева связывают тесные отношения с местными чекистами из Комитета Национальной Безопасности (КНБ) страны.
Каждый из кланов имеет свои интересы и свои представления о том, кто должен возглавить Казахстан после ухода от дел "папочки", как за глаза называют Нурсултана Назарбаева. Более того, наблюдатели полагают, что у обеих групп есть свой кандидат на престол.
Наиболее вероятным претендентом на президентский пост от группы Кулибаева называют нынешнего председателя Сената Нуртая Абыкаева, ранее работавшего главой КНБ. Люди Алиева ставят на министра иностранных дел Касымжомарта Токаева или даже на Даригу Назарбаеву, которая сама по себе является достаточно самостоятельным политиком. Она никогда не отрицала потенциальной возможности своего участия в будущей борьбе за главный пост в стране.
В истории человечества было много случаев, когда даже менее значительное наследство становилось яблоком раздора. Но главное, чего потомки допустить никак не могут - это, конечно, переход нажитого родителями в совершенно чужие руки.
Поэтому Алтынбек Сарсенбаев - политик, пользовавшийся в Казахстане очень хорошей репутацией, считавшийся одним из наиболее вероятных претендентов на пост президента на будущих выборах, конечно, мешал обоим кланам.
Бесчеловечное самоубийство
Разного рода неприятности уже традиционно подстерегают казахских оппозиционеров на каждом шагу. Политик или бизнесмен, посмевший предложить альтернативный президентскому курс развития страны, рискует стать политическим эмигрантом, политическим заключенным и уж наверняка - политическим трупом. Однако в последнее время оппозицию беспокоит то, что ее лидеры все чаще становятся просто трупами - безо всяких определений.
Причем многие оппозиционеры полагают, что часть погибших отправилась в лучший мир не без посторонней помощи. Так, например, бывший председатель Агентства по чрезвычайным ситуациям Заманбек Нуркадилов официально считается самоубийцей. Следствие пришло к выводу, что в ноябре 2005 года он застрелился, находясь в собственном доме.
Однако независимые наблюдатели выражают сомнение в этой версии. Они полагают, что немолодой уже Нуркадилов едва ли мог осуществить перед смертью акробатический трюк и выстрелить себе в спину. Еще больше подозрений вызывает то, что, не удовлетворившись одной пулей, он выпустил еще одну, а затем, для верности, пальнул себе еще и в затылок.
Тем не менее, следствие неумолимо - самоубийство.
Следующей жертвой собственной неуравновешенности едва не был назначен и Алтынбек Сарсенбаев. Изначально он, а также его охранник и водитель были объявлены погибшими в результате трагического происшествия, случившегося во время охоты.
Возможно, все трое так и остались бы в политической истории Казахстана стрелками, не способными отличить друг друга от дичи. Практически все казахские СМИ находятся под контролем правящих кланов, так что организовать нужное информационное сопровождение происшествия не составило бы особого труда.
Однако вскоре стала появляться информация, которая поставила под большой вопрос такую версию событий.
Серьезные сомнения в правдивости "охотничьей" версии появились сразу после того, как были обнародованы данные о характере повреждений на телах пострадавших. Даже после истории с Нуркадиловым сложно было поверить в то, что три человека расстреляли друг друга в затылок, сели в автомобиль, разогнали его и на большой скорости выпрыгнули в кювет.
Охота на чекистов
Как только появилась эта информация, стало ясно, что либо те, кто хотел заставить оппозиционера замолчать, - полные идиоты, раз настолько неряшливо исполнили преступление, либо в их рядах произошла какая-то размолвка, и одна группа намерена переложить всю ответственность за произошедшее на другую.
Следствие, которое возглавили представители МВД, очень быстро установило, что речь идет не о несчастном случае, а об убийстве. Причем в качестве его организаторов и исполнителей практически сразу появились фамилии людей из "конкурирующей фирмы" - КНБ.
Было установлено, что оппозиционер и его помощники были похищены и доставлены на место будущей расправы сотрудниками спецподразделения "Арыстан" (бывшая "Альфа"). По данным следствия, приказ задержать "некоего коммерсанта" и доставить его на встречу с "одним влиятельным лицом" отдал заместитель руководителя КНБ Владимир Божко.
После обнародования этой информации руководители Комитета, включая его главу, двух его заместителей и командира "Арыстана", подали в отставку.
Но на этом МВД и не думало останавливаться. Заказчиком преступления следствие называет руководителя аппарата Сената Ержана Утембаева. Его тотчас взяли под стражу.
Но и Утембаев, видимо, не является конечной целью полиции и тех, кто за ней стоит. Всей казахской политической элите известно, что руководитель сенатского аппарата - всего лишь "правая рука" председателя верхней палаты парламента Нуртая Абыкаева, который, напомним, считается одним из потенциальных преемников Назарбаева.
Круговая порука и ее последствия
Дарига Назарбаева пошла на добивание своего возможного конкурента на будущих выборах и выступила с требованием к Абыкаеву немедленно уйти в отставку. Ее требования были поддержаны депутатами парламента, которые даже призвали к расформированию "Арыстана".
Однако неожиданно для многих под ударом оказался клан самой Дариги и ее мужа Рахата Алиева. Причем обвинения были выдвинуты в адрес самого президентского зятя, а не его подчиненных.
Даже сами руководители МВД признают, что кадровые сотрудники КНБ лишь принимали участие в похищении и удержании убитых. Непосредственными исполнителями убийства называют неких Ибрагимова и Илахунова. Сообщается, что ранее они "работали в казахских правоохранительных органах". Что это за органы, пока достоверно не известно.
Кроме того, с неожиданными разоблачениями выступил полковник КНБ в отставке Арат Нармамбетов. В своем интервью он связал убийство оппозиционера с именем Рахата Алиева, сказав, что "вдохновителем этого убийства был зять президента". Кроме того, он заявил: "Оперативные источники еще раз подтвердили, что Рахат Алиев действительно сам присутствовал при убийстве на месте преступления. Именно он и был тем "влиятельным лицом", на встречу с которым сотрудники КНБ везли похищенного оппозиционера.
Отставной полковник также предположил, что между Алиевым и Сарсенбаевым произошел серьезный разговор, приведший в ярость президентского зятя. Этот конфликт и мог стать причиной "спонтанного" расстрела.
Сор из избы
История убийства Алтынбека Сарсенбаева весьма загадочна. Но еще более загадочны события, последовавшие за ним. Картина, которая выстраивается после изучения высказываний заинтересованных сторон, хотя и весьма запутанна, но достаточно логична.
Во-первых, можно предположить, что кланы Алиева и Кулибаева сошлись на том, что Сарсенбаев потенциально представляет реальную угрозу для них на будущих выборах, вследствие чего с ним было решено провести "разъяснительную беседу" с элементами психологического, а возможно, и физического воздействия.
По-видимому, для того, чтобы исключить возможность шантажа, в организации встречи было решено задействовать сторонников обеих группировок. Представители КНБ, по версии следствия, задержали оппозиционера с помощниками и доставили его на место, а сам Алиев, известный жесткой манерой поведения, по данным полковника Нармамбетова, вел беседу.
При похищении и доставки людей к месту событий они, видимо, находились под наблюдением коллег из МВД, что, в общем, объясняет ту феноменальную скорость, с которой впоследствии были установлены личности похитителей.
О содержании диалога "высокопоставленного чиновника" и Сарсенбаева, конечно, пока можно только догадываться, однако нетрудно предположить, что первый в жесткой форме потребовал у второго отказаться от своих политических амбиций. Возможно, пригрозил. Сарсенбаев, похоже, ответил отказом и пообещал рассказать всему свету, что не самый последний человек в стране занимается таким наглым шантажом.
Компромисс найден не был, о чем явно свидетельствует печальный итог переговоров. Причем достаточно сложно представить, что рядовые оперативники могли расстрелять трех человек по собственному почину. Тела выкидывают в безлюдной местности.
Едва ли такой исход разговора предполагался всеми участниками организации похищения. Скорее всего, партнеры "главного переговорщика" обвинили его в излишнем радикализме и попытались дистанцироваться от своего участия в этом мероприятии.
Но и реакция того, кто вел беседу, легко предсказуема. Раз задумывали вместе, то и отвечать вместе. Или вообще никто. Появляется версия о несчастном случае на "охоте".
Однако это объяснение выглядело настолько неправдоподобно, что люди, не принимавшие непосредственного участия в убийстве, наверняка продолжали попытки отстраниться от него.
У "высокопоставленного чиновника", не выдерживают нервы. Он подключает свои связи в МВД. Все люди, причастные к убийству со стороны КНБ, одномоментно попадают за решетку. Жестко. Без связи с внешним миром и "прочими адвокатами". Полиция задерживает всех - от рядовых исполнителей до главы сенатского аппарата.
В это время в отставку один за другим подают руководители органов госбезопасности страны. Тем самым они косвенно берут на себя ответственность за произошедшее и выводят из-под удара главную креатуру Тимура Кулибаева - Нуртая Абыкаева. Одновременно глава Сената выступает с заявлением, в котором, скрепя сердце, открещивается от своих ближайших соратников, фактически бросая их на произвол судьбы.
Но, несмотря на всё, перед арестом некоторые сотрудники КНБ успевают сообщить коллегам, в чем они принимали участие и кто именно присутствовал на трагически закончившейся встрече. Информация о присутствии Алиева на казни по цепочке из сотрудников КНБ попадает в руки полковника Нармамбетова. Тот выступает в оппозиционной прессе с разоблачительным интервью, ставя под прямой удар зятя президента.
Сарсенбаев наносит ответный удар
Нурсултан Назарбаев, понимая, что скандал разрастается уже неконтролируемо и происходящее начинает угрожать не только безымянным чиновникам, но и его родне и даже ему самому, объявляет, что убийство - это удар по президенту (что, в общем-то, является святой правдой) и расследование его будет взято под особый контроль. Судя по всему, имеется в виду, что каким-то образом нужно найти стрелочников и защитить первых лиц обоих кланов.
Сестрам и их мужьям, по всей видимости, грозит хорошая взбучка от "папочки"; не в меру горячего Алиева, по некоторым данным, собираются отправить за границу, причем далеко и надолго. Благо, он все еще занимает пост замминистра иностранных дел.
О том, что может грозить другой стороне конфликта, пока не известно, но наверняка ради сохранения относительного паритета сил определенные санкции коснутся и Тимура Кулибаева. Он уже и так потерял массу сторонников в результате перетряски руководства КНБ. Но судя по всему, это еще не предел.
Ержан Утембаев. Фото с сайта www.parlam.kz
Но самым неприятным последствием произошедшего для президента Казахстана может стать полный разлад в отношениях между двумя его дочерьми и их мужьями. Это заставит Назарбаева радикально перекраивать годами выстраиваемую политическую систему сдержек и противовесов. Кроме того, он едва ли сможет рассчитывать на то, что одна из дочерей будет поддерживать другую во время грядущей смены власти.
Таким образом, с уверенностью можно говорить о том, что перемещения в руководстве КНБ - далеко не последние. Скорее всего, за ними последуют отставки в МВД и других министерствах. Убийство оппозиционера стало настоящим стихийным бедствием для казахской политики. Похоже, что оно похоронит не одну многообещающую карьеру.
Еще одним неприятным последствием всей этой истории может стать реакция мирового сообщества. После того, как в западных столицах разберутся, что к чему, у Назарбаева могут поинтересоваться, что означает участие его ближайших родственников в подобного рода делах. И разумный ответ Нурсултану Абишевичу будет найти очень непросто.
Евгений Родионов