Погоня за потерянной стабильностью Россия намерена развернуть систему воздушно-космической обороны в качестве противовеса системе ПРО США

Развертывание глобальной системы противоракетной обороны США привело к массовому обсуждению возможных вариантов реакции России на новую угрозу. Помимо прямых мер, таких как оснащение ракет "Тополь-М" разделяющимися головными частями, развертывание баллистических ракет средней дальности и других - в России активно обсуждаются возможные варианты "асимметричного ответа". Одним из таких вариантов может стать создание национальной системы противоракетной обороны России.

Как уже отмечалось ранее, главным условием успешного срабатывания системы ПРО США является превентивный удар, позволяющий уничтожить большую часть ракетно-ядерного потенциала противника до его старта. В этих условиях системе ПРО предстоит иметь дело в худшем случае с несколькими десятками баллистических ракет, что позволяет свести количество прошедших головных частей к нескольким единицам, а возможно и к нулю.

Прямое наращивание числа пусковых установок и головных частей на них не решают проблемы преодоления ПРО. Накопленный запас ядерного оружия США при необходимости позволяет "отыграть назад" сокращения последних 15 лет в достаточно короткое время, что позволяет постоянно держать любого противника под угрозой первого удара, не оставляющего надежд на прорыв ПРО сколько-нибудь значительным числом боеголовок.

В данной ситуации на первый план выходят меры, позволяющие сохранить численность стартовавших носителей на приемлемом уровне. Наиболее простым и сразу приходящим на ум вариантом является отработка превентивного ядерного удара, который позволит задействовать всю боеспособную группировку РВСН. Однако расчет исключительно на превентивный удар очень сильно сужает пространство решений, в котором сможет оперировать руководство страны в ходе возможного противостояния и, соответственно, повышает риск случайного развязывания ядерной войны.

Второй мерой, позволяющей сохранить потенциал РВСН, является сокращение времени предпусковой подготовки, что, в случае первого удара со стороны противника, позволяет нанести встречный удар до того, как стартовые позиции МБР будут уничтожены. Главным недостатком этого варианта является большая роль "человеческого фактора". Задержки при принятии решения могут обернуться уничтожением стартующих ракет, не успевших выйти из зоны поражения.

Развертывание национальной системы ПРО должно, по мнению специалистов, позволить сохранить боевой потенциал РВСН даже в случае первого удара со стороны противника. Нужно отметить, что в настоящее время никакая система противоракетной обороны не способна отразить полноценный ядерный удар с использованием нескольких сотен носителей, снабженных разделяющимися головными частями индивидуального наведения. Такое же положение сохранится и в ближайшие десятилетия. В случае подобного удара речь может идти лишь о перехвате части ракет и боеголовок, нацеленных на стартовые позиции МБР, в расчете на сохранение потенциала, достаточного для нанесения противнику заведомо неприемлемого ущерба даже в случае наличия у него собственной системы ПРО.

Дополнительным козырем России в данной ситуации является наличие и поддержание в боеспособном состоянии группировки мобильных ракетных комплексов типа "Тополь" и "Тополь-М", менее уязвимых по сравнению с шахтными пусковыми установками. "Тополя", прикрытые системой ПРО, в сочетании с подводными ракетоносцами несущими дежурство в полярных районах, должны позволить российским стратегическим ядерным силам сохранить потенциал, достаточный для прорыва ПРО противника.

Образцом для национальной системы противоракетной, или воздушно-космической обороны (ВКО) России станет действующая система противоракетной обороны Москвы А-135. Данная система располагает двумя типа ракет-перехватчиков. Первый - 51Т6, получивший в НАТО обозначение Gorgon, предназначен для дальнего, "заатмосферного", перехвата на высотах 80-100 и дистанции свыше 600 километров. Второй - 53Т6, обозначенный на Западе как Gazelle, - для ближнего перехвата на высотах до 50 и дистанциях до 350 километров. В общей сложности ПРО Москвы располагает 100 противоракетами.

Национальная система ВКО, создаваемая концерном "Алмаз-Антей", должна, по мнению специалистов, включать в себя несколько базовых районов, прикрывающих большую часть территории страны, и способных действовать как автономно, так и во взаимодействии "с соседями".

В отличие от "чистых" систем ПРО, система ВКО должна будет, помимо перехвата баллистических ракет, обеспечивать защиту территории страны от удара с использованием боевых самолетов и крылатых ракет, а также осуществлять перехват космических аппаратов, играющих очень большую роль в системе ПРО США.

В соответствии с задачей, помимо противоракет, предназначенных для перехвата баллистических целей, силы ВКО будут располагать зенитно-ракетными системами, способными перехватывать аэродинамические низколетящие цели и космические аппараты. Часть ракет из предполагаемой номенклатуры планируется размещать на унифицированных мобильных пусковых установках, разработанных на основе ЗРС С-400. Кроме того, для уничтожения самолетов и крылатых ракет будут задействоваться истребители-перехватчики. Следует отметить, что большая часть технологий, необходимых для создания таких систем, уже разработана.

Силы ВКО будут также включать в себя радары и спутники системы предупреждения о ракетном нападении, позволяющие обнаружить старт ракет противника. СПРН должна передавать информацию об оперативной обстановке в воздушном и космическом пространстве всем базовым районам ПРО в режиме реального времени.

Развертывание системы ВКО России, в случае принятия соответствующего решения в ближайшее время, можно ожидать в 2015-25 годах. Развертывание системы ПРО США должно завершиться в 2010-20 годах. Разрыв в пять-десять лет между "вводом в строй" системы ПРО США и ВКО России вряд ли представляет угрозу в силу значительной инерции политических процессов - время диктаторов, способных подготовить и начать большую войну меньше чем за пять лет, осталось в прошлом. С другой стороны, мир уже никогда не вернется в состояние стабильности, гарантированное угрозой взаимного уничтожения двух сверхдержав.

Рост ядерного потенциала Китая, Индии, Пакистана, появление ядерного оружия в КНДР, возможное создание собственной бомбы Ираном и другими странами, в сочетании с техническим прогрессом, приводящим к созданию все менее "грязных" ядерных боеприпасов, грозит сделать "бомбу" таким же оружием региональных войн, каким до того стали все прочие изобретения человечества в области убийства себе подобных. Нейтрализация подобной угрозы может обойтись США, России и другим развитым странам намного дороже самых амбициозных военных программ.

Илья Крамник

Лента добра деактивирована.
Добро пожаловать в реальный мир.
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Как это работает?
Читайте
Погружайтесь в увлекательные статьи, новости и материалы на Lenta.ru
Оценивайте
Выражайте свои эмоции к материалам с помощью реакций
Получайте бонусы
Накапливайте их и обменивайте на скидки до 99%
Узнать больше