Если кто-то думает, что политический кризис на Украине продолжается только с начала апреля этого года, то есть с момента выхода первого указа президента Виктора Ющенко о роспуске Верховной Рады, то он глубоко заблуждается. Кризис в многострадальной экс-советской республике продолжается с конца 2004 года, и пока что нет никаких предпосылок для его завершения. События последних полутора месяцев лишний раз подтвердили, что участники политических баталий меньше всего заинтересованы в том, чтобы украинцы жили спокойно, вне зависимости от того, кто занимает кресло спикера парламента, а кто - пост премьера или президента. Жажда власти, обуявшая всех мало-мальски значимых политиков - весьма дрянной фундамент для развития диалога, тем более что и сказать-то политикам особо нечего. Все уже давно сказано, но по-прежнему ничего так и не сделано.
Кажется, уже давно ушли в прошлое и "оранжевые", и "голубые", и "малиновые", и "красные", и еще бог весть какие - остались только те, кому все это до чертиков надоело. И таких людей уже подавляющее большинство. Удивляться тут нечему - украинские политики стали так похожи друг на друга, что даже непонятно, чего они спорят. Давно взяли бы все и поделили, как советовал Полиграф Полиграфыч, Украина - страна богатая, поэтому хватит всем. Так бы, наверно, и случилось, да только амбиции мешают. И больше ничего. Евроинтеграция, статус русского языка, дружба с Россией и НАТО, реприватизация и декриминализация отошли в далекое прошлое, которому сейчас места в головах власть имущих просто не осталось.
Украинцам два года вкладывали в головы мысль, что те силы, которые удалось отстранить от власти в ходе "оранжевой революции", суть квинтэссенция зла, от которой все беды, в том числе повышение цен на энергоносители, правовой беспредел и падение уровня жизни. Спорить никто не собирается - пусть именно Виктор Янукович, как утверждают на Банковой улице, и есть главный украинский демон. Только вот методы, которыми в настоящее время пользуется президент Виктор Ющенко и его окружение, абсолютно не отличаются от тех, которые практиковал в свое время Леонид Кучма, взрастивший и выведший в люди нынешнего премьера. Чему, интересно, может научиться у Ющенко лидер пропрезидентской партии "Наша Украина" Вячеслав Кириленко? Трактовать конституцию на свой лад? Затыкать дыры в собственной стратегии черным пиаром? Или элементарному словоблудию?
То, что сейчас делает Ющенко, и то, что в ответ вытворяют его оппоненты, по большому счету, не имеет никакого отношения к политике в том смысле, в каком это слово понимается в демократических странах, призванных служить примером для Украины. Юлия Тимошенко в свое время предрекала стране вспышку "политического каннибализма" и оказалась права. Правда, с одной небольшой поправкой - она-то эту вспышку и спровоцировала. А потом ушла в тень в ожидании, пока главные действующие герои не пооткусывают друг другу все выступающие части тела.
Жесткое противостояние не мешает президенту и премьер-министру, то есть лидерам враждующих лагерей, периодически встречаться и что-то обсуждать. Что именно, непонятно, поскольку в последнее время комментарии, которыми сопровождаются указанные встречи, становятся все более скупыми. Очередное рандеву двух первых лиц государства состоялось в понедельник. На этот раз Ющенко разговорился, пообещав, что до конца текущей недели назовет окончательную дату досрочных парламентских выборов, которые, по его словам, обязательно состоятся. Помимо этого, Янукович, по словам президента, согласился с ним в том, что проводить заседания парламента до объявления даты выборов недопустимо.
Господин Президент! В поле – беда! В головах и душе - беда! В государстве - беда! Миллиард, который нужен на выборы, отдайте крестьянам.
Ну хорошо, пусть Ющенко назовет дату выборов. Что это кардинально изменит? Глава государства уже два раза через свои указы называл эту дату, только толку никакого не было. Верховная Рада, живущая своей, отдельной от президента жизнью, снова скажет "нет", депутаты опять пожалуются в Конституционный суд, судьи начнут шелестеть бумагами, Ющенко начнет увольнять судей, Служба безопасности выкинет в СМИ очередной компромат на членов КС, Янукович обвинит в происходящем "срывающего все договоренности" президента, коммунисты разглядят на подступах к Киеву танки, Киев наполнится разноцветными палатками, потом начнутся суды, и все пойдет по кругу. Невеселая перспектива, не правда ли?
Хотя кое-какие признаки того, что все вышеперечисленное близится к концу, имеются. Хорошо уже то, что стороны конфликта вроде бы твердо договорились о необходимости досрочных выборов. Теперь предстоит решить, когда это произойдет. Парламентская коалиция настаивает на конце октября. У Ющенко на этот месяц какие-то наполеоновские планы по проведению в Киеве саммита Украина-ЕС, приуроченного к вступлению страны в ВТО. Конечно, Украине, где параллельно и совершенно автономно существуют и функционируют две, а то и все три ветви власти, самое время беспокоиться по поводу ВТО. Выборы же, по мнению президента, должны пройти еще до октября.
Но предположим, что на условия Ющенко согласились даже самые боязливые депутаты-социалисты, и выборы назначены на один из летних месяцев. Никаких гарантий, что подготовка к ним не сорвется по какому-либо другому организационному вопросу, нет. Более того, с определенной долей уверенности можно утверждать, что обязательно сорвется. Особенно если вокруг Центризбиркома возникнет такая же истерия, как вокруг Конституционного суда, а у членов ЦИК вдруг обнаружится недвижимость в таком количестве, что ее хватит на расселение всех крымских татар.
Говоря о предстоящих выборах во вторник, Ющенко пообещал, что они будут "демократическими и справедливыми". "Наша цель сегодня - обратиться к ключевому фигуранту политического процесса в Украине – избирателю, гражданину, который имеет право голосовать и определять судьбу Украины, обратиться к нему по поводу решения одного вопроса: какой политический порядок мы хотим видеть в стране?" - заявил президент. Пусть избиратель, считает он, скажет свое слово в отношении "политических предателей", которые перешли в другую фракцию парламента в нарушение закона.
Между тем Янукович выступил с похожим заявлением. По его словам, если выборы все же придется проводить, то парламент должен "одобрить пакет законов, которые будут гарантировать честные, свободные и прозрачные выборы". "Сфальсифицированные выборы лишь ухудшат ситуацию, и мы не должны их допустить", - констатировал премьер. Спорить с этим утверждением не рискнет даже Тимошенко, вот только "свободные и прозрачные выборы" по Януковичу - это не "демократические и справедливые" выборы Ющенко. Взгляды этих политиков, на словах столь схожие, на самом деле не имеют друг с другом ничего общего. Хотя нет, имеют. И президента, и премьера устроят те выборы, которые обеспечат каждому из них полноту власти, а "справедливость", "демократичность" и разная там "прозрачность" в данном случае для обоих политиков не играют никакой роли, что Янукович с Ющенко не устают доказывать в течение всего своего противостояния.
В заключение несколько слов о перспективах ведущих политических партий на досрочных выборах. 21 мая украинский Фонд общественного мнения презентовал результаты очередных опросов, которые подтверждают, что расклад сил в парламенте не изменится: коалиция будет иметь большинство в 231 голос, оппозиция получит 219 мандатов. Правда, расстановка сил в Раде изменится - социалисты могут вообще не пройти в парламент, и спикером, по всей видимости, будет уже не Александр Мороз (если только он не пойдет на выборы в списке "регионалов", что кажется безумием), а, например, Раиса Богатырева.
Если бы выборы состоялись 13 мая, в парламент прошли бы: Партия регионов (29,5 процента голосов избирателей), БЮТ (16,7), "Наша Украина" (10,6), "Народная самооборона" Юрия Луценко (4,6) и Компартия (4,0). На грани проходного барьера очутились бы Блок Владимира Литвина (2,0) и Социалистическая партия (2,1). Если бы в ближайшее воскресенье состоялись выборы президента, то за Януковича проголосовали бы 29,7 процента, за Ющенко — 16,7, за Тимошенко — 13,5 процента избирателей. Но вероятность того, что Раде удастся договориться с Ющенко об объединении президентских и парламентских выборов, настолько ничтожна, что даже в разговорах о ней нет никакого смысла. Как, впрочем, нет его и в большинстве того, что в последнее время происходит на Украине.